Письма к Богу от великих американцев
Автор: Эстрина Татьяна Геннадьевна
Рубрика: 28. Филология и лингвистика
Опубликовано в
XXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 19.10.2021
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Эстрина, Т. Г. Письма к Богу от великих американцев / Т. Г. Эстрина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/402/16702/ (дата обращения: 20.12.2024).
Данная статья посвящена тем произведениям американской литературы, которые заставляют нас размышлять о религии, точнее мы коснемся «Герцога» Солла Беллоу и «Писем с Земли» Марка Твена, а также эпизодов из «Дейзи Миллер» Генри Джеймса и «Великий Гэтсби» Ф. C. Фицджеральда.
Ключевые слова: Американская литература, Солл Беллоу, Марк Твен, Генри Джеймс, Ф. C. Фицджеральд, психология творчества .
The given article is devoted to the American works of literature that makes us to reflect on religion, to be more exact we will discuss “Herzog” by Saul Bellow and “Letters from the Earth” by Mark Twain and also look more closely at some episodes from “Daisy Miller” by Henry James and from “The Great Gatsby” by F.S Fitzgerald.
Keywords: American Literature, Saul Bellow, Mark Twain, Henry James, Francis Scott Fitzgerald, Creative Approach to Psychology.
Американская литература слита воедино с размышлениями об идее Бога. От этого она порой похожа на автоматическое письмо [1][1]. Герои произведений американских авторов переживают тяжелые испытания, что оказывается тесно сплетено с жизнью самих писателей. Религиозные идеи прочитываются в текстах У. Фолкнера и Э. Хемингуэя. Такие американские писатели как Генри Джеймс и Фрэнсис Скотт Фицджеральд размышляли над гуманистическими идеями. ХХ век в американской литературе отмечен сразу двумя нобелевскими лауреатами, Р. Эллисоном с его экспериментальным романом «Человек-невидимка» (“Invisible Man”, 1952), С. Беллоу с психоделическим романом «Герцог» (“Herzog”, 1964). Марк Твен, вошедший в историю как автор «Приключений Тома Сойера» (1876), удивляет читателя глубинными размышлениями о религии в произведении «Письма с Земли» (“Letters from the Earth, 1962), будучи известным своими атеистическими взглядами. Остановимся более подробно на романе Солла Беллоу и рассказе Марка Твена, созданном вопреки религии, но от того, возможно, ею проникнутым.
Роман С. Беллоу «Герцог» (1964) раскрывается перед читателем как настоящая психологическая драма. Главный герой, Мозес Герцог, в возрасте пятидесяти лет получает психологическую травму вследствие печальных обстоятельств, выпавших на его долю. Итак, герой Беллоу начинает писать письма, размышляя над судьбой цивилизации: «В этих посланиях-размышлениях — о Боге, времени, смысле жизни, гибели идеалов — профессор пытается обрести новый взгляд на мир, чтобы собраться с силами перед лицом дальнейших испытаний» [2]. «Среди его адресатов из числа личностей широко известных значились Спиноза, Эйзенхауэр, Ницше, Розанов, Хайдеггер.»… [2] Мозес Герцог борется за справедливость, веря в то, что мир можно изменить к лучшему.
Герой Марка Твена в «Письмах с Земли» (1962) — дьявол или запутавшийся человек обращается к Богу, пытаясь понять устройство мироздания. В отличие от Мозеса Герцога, он удостоен беседы с Богом. В «Письмах с Земли» Марка Твена нашлось место всему: и поэзии, и прозе, и драме.
Сложно поверить после прочтения «Писем с Земли», что Марк Твен был атеистом. В произведении объяснятся основы основ: Ветхий Завет, Грехопадение , Киносис [2] . Поэтические зарисовки воспринимаются читателем как аллюзия на «Песнь Песней», древнейшею поэзию, составляющую часть Библии.
Американская литература многогранна и многолика как сама история. В ней есть место как слезам, так и смеху. И этот смех по-детски невинный, озорной. Том Сойер и закадычный друг Гекель — настоящие озорники, они еще не потеряли связь с природой, в отличие от взрослых. Читатель смеется, когда религиозная тетушка Полли заставляет Тома за провинность красить забор в зеленый цвет. И одновременно мы понимаем, что такое подлинная взаимовыручка и дружба. Герои вместе решаются бежать, куда глаза глядят. И здесь они вместе преодолевают препятствия. Их дружба — подлинная, она не продается. И в этом смысле, даже детская американская литература оказывается исконно гуманистической, с ранних лет она прививает детям высокие моральные ценности, стремясь показать истину через взаимоотношения своих персонажей.
Литература Нового Света тесно связана с категорией невинности. Генри Джеймс (1843–1916) обширно разрабатывал тему американского наива вслед за Н. Готорном в своих произведениях. Подлинная американская невинность ( innocence ) Дейзи Миллер так и остаётся загадкой для испорченного своим временем европейского щеголя и франта, Фредерика Уинтерборна. В рассказе «Дейзи Миллер» (1878) между главными героями возникает непреодолимая пропасть, он привлекателен, но холоден как суровая зима, она нежна как маргаритка, которая тянется к солнцу. Интересно, что Джеймс наделяет своих героев говорящими именами, вся эта образность «зашифрована» в их именах. Уинтерборну остаются лишь воспоминания от встречи с Дейзи, героиня умирает. Герои отправляются на прогулку в Коллизей в Риме, где за ними, словно в замочную скважину наблюдает дьявол [8]. Сцена, помимо аллюзии на Мильтона [8], имеет явный философский подтекст. Отец писателя, Генри Джеймс–старший был философом, имел нетрадиционные взгляды на семью и религию, что, безусловно, повлияло на его детей.
Можно сказать, что американские писатели, формируясь как личности в переходные времена, всё время ищут ответы на животрепещущие морально-нравственные вопросы. И в этом свете их произведения прочитываются как письма к Богу.
Вспомним также образ Дейзи Бьюкенен из романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925). Вслед за Джеймсом Фицджеральд экспериментирует над формой и вводит фигуру рассказчика, Ника Кэрровейя. События романа разворачиваются в эпоху джаза, американская невинность предстает в ореоле богатства. Дейзи, по контрасту со своей подругой, всё время одевается в белое как символ чистоты. В тексте также часто упоминается цвет золота как символ богатства. Джей Гэтсби пытается безуспешно вернуть свою бывшую возлюбленную, решив, что ему это удастся, поскольку он стал миллионером. Главное впечатление, которое остается после прочтения романа, вновь возвращает нас к Библии. Любовь воплощает Рай для человека, и это нельзя купить за деньги.
Наша цивилизация пережила две беспощадные мировые войны. Начало ХХ века было отмечено предчувствием войны. Послевоенная литература несет на себе отпечаток тяжелой психологической травмы, пронизана болью и отчаянием. Единственным нравственным ориентиром для великих людей оставалось Священное Писание . Сознательно или бессознательно писатели приглашали поразмыслить своих читателей над вечными сюжетами, которые нужно было постараться почувствовать подобно свету путеводнойзвезды , который незримо направляет тех, кто не хочет сдаваться даже в самые страшные времена и дает тем самым людям надежду на будущее.
Подводя итог, можно сказать, что американские писатели не просто лично стремились избавиться от страхов, неустанно направляя свои «послания», и взывая тем самым к справедливости, но также хотели быть услышанными другими , стремясь выйти за рамки собственных переживаний и почувствовать чужую боль.
Литература:
- Козлов В. В. Психология творчества / Козлов В. В.. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 72 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/18331.html (дата обращения: 11.10.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- https://briefly.ru/bellou/gercog/
- Марк Твен (настоящее имя — Сэмюэль Клеменс) «Приключения Тома Сойера», Москва, «АСТ», (пер К. И. Чуковского; иллюстрации Вадима Челака).
- «Приключения Тома Сойера» Твен Марк — описание книги | Любимые писатели — детям | Издательство АСТ (ast.ru).
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %BB %D1 %8E %D1 %87 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %8F_ %D0 %A2 %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B0_ %D0 %A1 %D0 %BE %D0 %B9 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0
- https://www.gutenberg.org/files/208/208-h/208-h.html
- https://www.bookfrom.net/f-scott-fitzgerald/31522-the_great_gatsby.html
- Спецкурс В. М. Толмачева
[1] В.М. Толмачев неоднократно затрагивал идею «письма как психотерапии» в своем курсе лекций по зарубежной литературе в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (2009 г.).
[2] Киносис (по – гречески ’’знание’’) — Божественное правило .