Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бельских, М. А. Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / М. А. Бельских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16715/ (дата обращения: 16.11.2024).



Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал и объяснял, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

Традиционный урок формировал пассивную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, решительную личность.

Достичь этой цели мне помогает современная технология проблемного обучения.

Проблема (греч.) — задача, вопрос, требующий изучения, разрешения.

Основная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

Этапы технологии проблемного обучения:

  1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа — затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
  2. Поиск решения проблемы:

— через диалог;

— выдвижение гипотез.

  1. Проверка гипотез.
  2. Формулировка правила, сравнение его с научным образцом в учебнике.
  3. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных)
  4. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера.

Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Например, урок русского языка в 7 классе по теме. «Правописание НЕ с причастиями» (7 класс).Работаем парами. На доске записаны слова:

негодующий взгляд, незакончившееся собрание;

не работающий, а сломанный компьютер;

поля не засеяны.

Проблемная ситуация «Почему одни причастия пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно?

Формулировка темы, цели.

Или урок в 5 классе. Тема «Буквы З//С на конце приставок».

1.Определяем проблему урока.

Вставьте согласную в приставку:

Бе .. вкусный, бе .. надежный,

Бе .. честный, бе .. совестный.

— В каком случае возникла проблема выбора?

— Какую букву З или С нужно писать в приставке?

—Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чем различие?

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание буквы З/С на конце приставок)

— Цели урока:

1) познакомиться с…

2) научиться…

2.Решаем проблему, открываем новые знания

ра с сохнуть

ра з бить

бе з заботный

бе с шумный

в з лететь

в с порхнуть

ра з мах

ра с смешить

— Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится в приставке? Какие буквы пишутся?

На какие согласные — звонкие или глухие — начинается корень? Что в приставке? Сравните результаты.

3. Сравни и запомни!

Сжечь разжечь здесь здешний

Сдача раздача здание

Сбить счистить здоровье

Стереть сделать здравствуй

— Что вы заметили? Есть догадки о правописании согласных в приставке?

— Аргументируйте ответ. Проверьте информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.

— Сделайте вывод: От чего же зависит правописание З/С на конце приставок?

Дальше используем продуктивные задания: выборочный диктант, самостоятельная работа, творческая работа.

Фрагмент урока в 5-м классе по теме «Знаки препинания при обращении»

Анализ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка проблемы

Побуждение к осознанию противоречия

Озвучивание мнений

Формулировка проблемы

- Прочитайте предложения на электронной доске.

— Что вы заметили?

— Сформулируйте тему урока?

Читают предложения:

1.Свет мой, зеркальце, скажи…

2. Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые?

3. Люблю я вас, леса поля и горы.

4. А теперь ты сыграй что-нибудь, Котик.

— Все предложения содержат обращения.

Но в некоторых стоит одна запятая, а в некоторых — две.

Тема — «Знаки препинания при обращении»

Фрагмент урока в 6-м классе по теме

«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Анализ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

- Начнем с орфографической разминки. Запишите слова, объясните их написание.

— Что мы повторили?

— Как пишутся сложные существительные?

Записывают слова:

языковед, водоросли, северо-запад, птицефабрика, нефтепровод,

диван-кровать, летчик-испытатель

Написание сложных существительных.

— Слитно и через дефис

Постановка проблемы

Озвучивание мнений

Формулировка проблемы

- Работа в парах.

Запишите на доске слова столбиком.

(Диктует сложные прилагательные)

— Что общего у них со словами, записанными ранее?

Как это доказать?

Какие это части речи?

Сравним, как вы записали сложные прилагательные.

— Задание было одно, а какой получился результат? Почему?

— Чего мы еще не знаем?

— Значит, какая будет тема урока?

Записывают слова:

юго-западный (юго-запад), северо-восточный (северо-восток), нью-йоркский (Нью-Йорк), желто-синий (цвет), горько-соленый (горький и соленый), железнодорожный (железная дорога),вечнозеленый, сельскохозяйственный

— Это сложные слова.

Имена прилагательные.

Учащиеся сравнивают записи и видят, что кто-то поставил дефис, а кто-то написал слова слитно.

— Результат получился разный.

Мы не знаем, как пишутся сложные прилагательные.

Тема — «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.

У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес, возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учеников.

Уроки с использованием проблемных технологий увлекают детей, приносят радость и учителю, и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, смекалку и наблюдательность.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001
  2. Гульчеиская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В. Г. Гульчеиская. -2011.-280с.
  3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения.- М. Педагогика,1987.-200с.

Похожие статьи

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее условие становления рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью учащихся на уроках биологии

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться

Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии

Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Методика проблемного обучения — эффективный способ развития интеллекта обучающихся

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Похожие статьи

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее условие становления рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью учащихся на уроках биологии

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться

Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии

Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Методика проблемного обучения — эффективный способ развития интеллекта обучающихся

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка