Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
Автор: Бельских Мария Александровна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2021)
Дата публикации: 29.10.2021
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Бельских, М. А. Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / М. А. Бельских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16715/ (дата обращения: 16.11.2024).
Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал и объяснял, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.
Традиционный урок формировал пассивную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, решительную личность.
Достичь этой цели мне помогает современная технология проблемного обучения.
Проблема (греч.) — задача, вопрос, требующий изучения, разрешения.
Основная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Этапы технологии проблемного обучения:
- Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа — затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
- Поиск решения проблемы:
— через диалог;
— выдвижение гипотез.
- Проверка гипотез.
- Формулировка правила, сравнение его с научным образцом в учебнике.
- Обучение постановке учебных вопросов (проблемных)
- Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера.
Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например, урок русского языка в 7 классе по теме. «Правописание НЕ с причастиями» (7 класс).Работаем парами. На доске записаны слова:
негодующий взгляд, незакончившееся собрание;
не работающий, а сломанный компьютер;
поля не засеяны.
Проблемная ситуация «Почему одни причастия пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно?
Формулировка темы, цели.
Или урок в 5 классе. Тема «Буквы З//С на конце приставок».
1.Определяем проблему урока.
— Вставьте согласную в приставку:
Бе .. вкусный, бе .. надежный,
Бе .. честный, бе .. совестный.
— В каком случае возникла проблема выбора?
— Какую букву З или С нужно писать в приставке?
—Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чем различие?
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание буквы З/С на конце приставок)
— Цели урока:
1) познакомиться с…
2) научиться…
2.Решаем проблему, открываем новые знания
ра с сохнуть |
ра з бить |
бе з заботный |
бе с шумный |
в з лететь |
в с порхнуть |
ра з мах |
ра с смешить |
— Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится в приставке? Какие буквы пишутся?
На какие согласные — звонкие или глухие — начинается корень? Что в приставке? Сравните результаты.
3. Сравни и запомни!
Сжечь разжечь здесь здешний
Сдача раздача здание
Сбить счистить здоровье
Стереть сделать здравствуй
— Что вы заметили? Есть догадки о правописании согласных в приставке?
— Аргументируйте ответ. Проверьте информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.
— Сделайте вывод: От чего же зависит правописание З/С на конце приставок?
Дальше используем продуктивные задания: выборочный диктант, самостоятельная работа, творческая работа.
Фрагмент урока в 5-м классе по теме «Знаки препинания при обращении»
Анализ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Постановка проблемы Побуждение к осознанию противоречия Озвучивание мнений Формулировка проблемы |
- Прочитайте предложения на электронной доске. — Что вы заметили? — Сформулируйте тему урока? |
Читают предложения: 1.Свет мой, зеркальце, скажи… 2. Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые? 3. Люблю я вас, леса поля и горы. 4. А теперь ты сыграй что-нибудь, Котик. — Все предложения содержат обращения. Но в некоторых стоит одна запятая, а в некоторых — две. Тема — «Знаки препинания при обращении» |
Фрагмент урока в 6-м классе по теме
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Анализ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация знаний |
- Начнем с орфографической разминки. Запишите слова, объясните их написание. — Что мы повторили? — Как пишутся сложные существительные? |
Записывают слова: языковед, водоросли, северо-запад, птицефабрика, нефтепровод, диван-кровать, летчик-испытатель — Написание сложных существительных. — Слитно и через дефис |
Постановка проблемы Озвучивание мнений Формулировка проблемы |
- Работа в парах. Запишите на доске слова столбиком. (Диктует сложные прилагательные) — Что общего у них со словами, записанными ранее? Как это доказать? Какие это части речи? Сравним, как вы записали сложные прилагательные. — Задание было одно, а какой получился результат? Почему? — Чего мы еще не знаем? — Значит, какая будет тема урока? |
Записывают слова: юго-западный (юго-запад), северо-восточный (северо-восток), нью-йоркский (Нью-Йорк), желто-синий (цвет), горько-соленый (горький и соленый), железнодорожный (железная дорога),вечнозеленый, сельскохозяйственный — Это сложные слова. Имена прилагательные. Учащиеся сравнивают записи и видят, что кто-то поставил дефис, а кто-то написал слова слитно. — Результат получился разный. Мы не знаем, как пишутся сложные прилагательные. Тема — «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» |
Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.
У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес, возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учеников.
Уроки с использованием проблемных технологий увлекают детей, приносят радость и учителю, и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, смекалку и наблюдательность.
Литература:
- Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001
- Гульчеиская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В. Г. Гульчеиская. -2011.-280с.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения.- М. Педагогика,1987.-200с.