Правомерность истребования документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок
Автор: Кувтырева Татьяна Александровна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
XXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 16.12.2021
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Кувтырева, Т. А. Правомерность истребования документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок / Т. А. Кувтырева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/410/16851/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье предпринята попытка раскрыть определение обоснованной необходимости при истребовании документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок.
Ключевые слова: налоговый контроль, истребование документов вне рамок налоговых проверок, права налогоплательщика.
В последнее время налогоплательщики все чаще получают от налоговых инспекций требования о предоставлении документов (информации) вне рамок налоговых проверок.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговые органы имеют право истребовать документы и информацию у налогоплательщиков. Порядок истребования закреплен в статьях 93 и 93.1 НК РФ. Отдельные положения регламентируются статьями 23, 24 и 89 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 93. 1 НК РФ установлено право должностного лица налогового органа истребовать документы (информацию) вне рамок налоговой проверки только в том случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки.
Налоговым кодексом не раскрыто определение обоснованной необходимости, что приводит к тому, что у налогоплательщика часто возникают сомнения в том, насколько законно такое требование, не нарушает ли оно его права и законные интересы.
Чтобы ответить на вопрос, что можно считать обоснованной необходимостью в данной ситуации, обратимся к правоприменительной практике. Так в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу № А40–211149/18–115–4949 ООО «Артек» суд четко обозначил обязательные составляющие запроса налогового органа: «согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика» [1].
К аналогичным выводам пришел суд и при рассмотрении иска по делу N А19–12651/2019 (ООО «Орион»): если в требовании указано лишь то, что документы запрашиваются «в связи с проведением мероприятий налогового контроля вне рамок проверки по конкретной сделке», данное указание не может быть истолковано как обозначение мероприятия налогового контроля или обоснование требования в рамках истребования информации относительно конкретной сделки [2].
В некоторых случаях в требованиях, выставленных на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, у налогоплательщика запрашиваются не документы по конкретной сделке, а все документы, касающиеся его финансово-хозяйственных отношений с контрагентами за несколько налоговых периодов, а также внутренние документы организации. Это, по мнению судов, нарушает права налогоплательщиков, так как под видом запроса документов по конкретной сделке налоговые органы запрашивают документы о деятельности самой организации, то есть, осуществляют мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговых проверок [1, 2].
Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 указал на незаконность истребования у налогоплательщиков документов об их деятельности вне рамок налоговых проверок: «из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля» [3].
Для соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью налогоплательщика его исполнить, содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность налогоплательщика представить документы (информацию) возложена на него законно и у инспекции действительно есть необходимость их получить [4].
Таким образом, в требовании о предоставлении документов вне рамок проведения налоговой проверки должны быть указаны реквизиты конкретной сделки (договора), наименование контрагента, в отношении которого проводится проверка и мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы [5]. Отсутствие этих данные в требовании может являться основанием для отказа в его исполнении, и дальнейшем его обжаловании в досудебном и судебном порядке. Также, если в требовании, выставленном вне рамок налоговой проверки, запрашиваются документы о деятельности самого налогоплательщика, не имеющие отношения к конкретной сделке, оно не соответствует пункту 2 статьи 93.1 НК РФ и, значит, может быть признано незаконным [6].
Литература:
- Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2020 г. по делу № А40–211149/2018. — Режим доступа: https://sudrf.cntd.ru/rospravo/document/ 566286471 (дата обращения: 15.12.2021).
- Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.07.2019 г. по делу № А19–12651/2019. — Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/ nyIOatBVsrLp/ (дата обращения: 14.12.2021).
- Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС «Консультант плюс».
- Цыганков, В. В. Истребование налоговым органом документов вне рамок проведения налоговых проверок. Пределы допустимого / В. В. Цыганков // Налоговед. — 2021. — № 10. — С. 23–39.
- Предпроверочный анализ: суд установил пределы полномочий налоговых органов, М. Минская. — Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2020/11/19/predproverochnyj_analiz_fns_aktualnyj_vzglyad_arbitrazhnogo_suda (дата обращения: 14.12.2021).
- Литвинова, К. Ю. Истребование документов вне налоговой проверки / К. Ю. Литвинова, И. Б. Штукмастер // Налоговед. — 2021. — № 1. — С. 21–29.
Ключевые слова
налоговый контроль, истребование документов вне рамок налоговых проверок, права налогоплательщикаПохожие статьи
К вопросу истребования документов вне рамок налоговых проверок
В статье автор рассматривает проблематику определения критериев обоснованности и объема истребования документов вне рамок налоговых проверок.
Ответственность налогоплательщика за непредоставление документов, запрашиваемых налоговым органом
Статья посвящена актуальным вопросам ответственности за непредоставление запрашиваемых документов налоговым органом у налогоплательщика. В работе рассматриваются моменты и приводимые доводы налогоплательщиков о праве непредоставления запрашиваемой до...
Неправомерные требования налоговых органов
В данной статье поднимается тема о неправомерности заведомо невыполнимых требований в предоставлении документов по результатам проверок.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации
В статье исследован вопрос осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Рассмотрены по пресечению незаконной предпринимательской деятельности. Предложены меры пресечения случаев ведения предпринимательской деятельно...
Влияние нарушений процедуры осуществления налоговой проверки на результат рассмотрения дела в суде
В статье исследуются возможные результаты нарушения налоговым органом установленного законодательством порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе как основание для привлечения к юридической ответственности
В данной статье автором изложено описание и анализ особенностей привлечения к юридической ответственности за несоблюдение срока постановки на учет в налоговом органе. Рассмотрено значение данного правонарушения и применяемые к нарушителям меры ответс...
Как избежать налоговых рисков при выборе контрагента
В статье рассматривается вопрос применения налогоплательщиком принципа должной осмотрительности при выборе контрагентов. Классифицированы признаки «фирмы-однодневки». Рассмотрен порядок действий налогоплательщика, необходимый для минимизации налоговы...
Государственная регистрация субъектов малого и среднего предпринимательства
В статье изучены основные положения Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые регулируют особенности государственной регистрации субъектов малого и среднего п...
Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушения обязательных требований в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности
В настоящей статье автором рассматривается проблема привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности за нарушение обязательных требований являющихся предметов государственного контроля (надзора).
Правовой статус субъектов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации
В данной статье рассматривается правовой статус субъекта административного правонарушения, определяется понятие и виды субъектов, анализируются проблемы правовой квалификации лица в качестве субъекта административного правонарушения.
Похожие статьи
К вопросу истребования документов вне рамок налоговых проверок
В статье автор рассматривает проблематику определения критериев обоснованности и объема истребования документов вне рамок налоговых проверок.
Ответственность налогоплательщика за непредоставление документов, запрашиваемых налоговым органом
Статья посвящена актуальным вопросам ответственности за непредоставление запрашиваемых документов налоговым органом у налогоплательщика. В работе рассматриваются моменты и приводимые доводы налогоплательщиков о праве непредоставления запрашиваемой до...
Неправомерные требования налоговых органов
В данной статье поднимается тема о неправомерности заведомо невыполнимых требований в предоставлении документов по результатам проверок.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации
В статье исследован вопрос осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Рассмотрены по пресечению незаконной предпринимательской деятельности. Предложены меры пресечения случаев ведения предпринимательской деятельно...
Влияние нарушений процедуры осуществления налоговой проверки на результат рассмотрения дела в суде
В статье исследуются возможные результаты нарушения налоговым органом установленного законодательством порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе как основание для привлечения к юридической ответственности
В данной статье автором изложено описание и анализ особенностей привлечения к юридической ответственности за несоблюдение срока постановки на учет в налоговом органе. Рассмотрено значение данного правонарушения и применяемые к нарушителям меры ответс...
Как избежать налоговых рисков при выборе контрагента
В статье рассматривается вопрос применения налогоплательщиком принципа должной осмотрительности при выборе контрагентов. Классифицированы признаки «фирмы-однодневки». Рассмотрен порядок действий налогоплательщика, необходимый для минимизации налоговы...
Государственная регистрация субъектов малого и среднего предпринимательства
В статье изучены основные положения Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые регулируют особенности государственной регистрации субъектов малого и среднего п...
Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушения обязательных требований в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности
В настоящей статье автором рассматривается проблема привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности за нарушение обязательных требований являющихся предметов государственного контроля (надзора).
Правовой статус субъектов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации
В данной статье рассматривается правовой статус субъекта административного правонарушения, определяется понятие и виды субъектов, анализируются проблемы правовой квалификации лица в качестве субъекта административного правонарушения.