Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Денисова, И. А. Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи / И. А. Денисова, Д. М. Умутбаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/410/16855/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, информационно-коммуникационные технологии.

The article is devoted to the use of ICT in speech therapy work with children with general speech underdevelopment. The positive influence of ICT on correctional work is noted, and the basic requirements for speech therapy work with multimedia resources are reflected.

С каждым годом растет количество детей с речевой патологией различного генеза и структуры, одной из самых многочисленных групп среди данного контингента детей занимают дети с общим недоразвитием речи. Такие ученые как Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименко и другие, разрабатывая вопросы обучения, воспитания и развития детей с ОНР, отмечали, что данное нарушение характеризуется расстройством всех компонентов речи, что выражается в качественном и количественным недоразвитии словаря, нарушении грамматического строя, слуховой агнозии, фонетическом недоразвитии, а также нарушении слоговой структуры. В психолого-педагогической характеристике детей с ОНР отмечается ряд особенностей: низкий интерес к обучению, пониженная работоспособность, нестабильное психоэмоциональное состояние. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества образования, коррекционной работы. Одним из таких путей является использование в логопедической работе информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня ИКТ проникают во все сферы человеческой деятельности, в том числе и педагогическую. Происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, и логопедия не исключение.

В современном понимании информационно-коммуникационная технология обучения — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [1].

До недавнего времени использование ИКТ в работе логопеда подвергалось большой критике в связи с тем, что были отмечены следующие негативные моменты при использовании компьютера ребенком: нарушается формирование внутренней речи, происходит нарушение зрения, осанки, снижается двигательная активность ребенка.

Однако на данный момент учеными были доказаны преимущества использования информационно-коммуникационных технологий при коррекции общего недоразвития речи, а также обоснована необходимость дополнить традиционные средства информационными технологиями (Малофеев Н. Н., Кукушкина О. И., Зеленская Ю. Б., Китик Е. Е. и др.).

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Показано, что перспектива использования ИКТ в специальной педагогике состоит в разработке специальных, адекватных возможностям детей технологий, позволяющих им изучать закономерности окружающего мира посредством моделирования знакомых фрагментов действительности по заданным взрослым правилам.

Изучение теоретических источников и последующее использование нами в практической работе ИКТ в коррекции общего недоразвития речи, позволило выявить ряд преимуществ:

— использование игровой формы обучения;

— полисенсорное воздействие, т. е. задействованы сохранные анализаторы, что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

— дифференцированный подход к обучению;

— объективность — фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;

— формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

— повышение самооценки ребенка;

— формирование сотрудничества между ребенком, учителем– логопедом;

— активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе;

— экономия временных ресурсов

Следовательно, информационные коммуникационные технологии вносят в процесс коррекции общего недоразвития речи игровые моменты, позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям. Помимо всего ИКТ позволяет: использовать различный стимульный материал; работать на разных уровнях сложности, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка; создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения.

Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу. Например, при работе с компьютерным тренажёром «Начальная орфография» необходимо проводить специальную докомпьютерную работу, которая включает в себя: предъявление детям аудиальной и визуальной инструкции, вместо действий по «перетягиванию» и «перетаскиванию» и «кликанью» виртуальных объектов (букв, слогов, слов) с помощью мыши, на этапе предварительной языковой деятельности выполняются реальные действия с реальными дидактическими объектами: магнитной доской, магнитными буквами, разрезной азбукой, карточками со слогами, словами и т. п. Необходимо максимально использовать все виды манипуляций с традиционными дидактическими материалами: прикладывание магнитных или бумажных букв, наложение знаков, букв, карточек со словами, перенос, передвижение объектов, взаимообмен местом расположения объектов на планшете и т. д.- в соответствии с инструкций [2].

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод: при включении ИКТ в логопедическую работу необходимо помнить о ряде требований.

Во-первых, прежде чем использовать ИКТ, нужно провести докомпьютерный этап. Согласно исследованиям Ж. Пиаже, только в случае, если деятельность по обучению новому действию или новому знанию организована поэтапно, с учетом уровневого строения коры, педагог может рассчитывать на развивающий эффект от процесса обучения. Таким образом, любое учебное умение или умственная операция должны отрабатываться по схеме: от реальных манипулятивных действий на уровне наглядно-практического или наглядно-образного интеллекта, к работе на уровне абстрактно-языковых (виртуальных) действий [3]. Деятельность с компьютером, как известно, является по сути виртуальной, абстрактной, то есть ИКТ может обеспечить только второй этап обучения.

Обязанностью логопеда при использовании ИКТ на занятии становится: обеспечить содержание деятельности на первом, наглядно-практическом, докомпьютерном этапе. По определению, это должны быть реальные манипуляции с традиционными трехмерными или плоскими дидактическими объектами.

Во-вторых, во избежание негативного влияния на эмоционально-волевую сферу ребенка, а также чтобы не спровоцировать невротизацию, логопеды при использовании специальных логопедических компьютерных программ должны учитывать возрастные и психологические особенности детей.

В-третьих, логопед должен помнить о санитарных нормах при работе за компьютером. Ребенок дошкольного возраста не должен заниматься на компьютере более 10 минут в день. В соответствии с описанными нами временными ограничениями для занятий с использованием информационных технологий, считаем, что лишь часть логопедического занятия может проводиться с использованием ИКТ.

Таким образом, по результатам теоретического и практического изучения вопроса, становится очевидным и неоспоримым, что ИКТ оказывают положительный эффект на развитие речи детей. Однако, использовать различные мультимедиа ресурсы необходимо рационально в зависимости от направления работы, то есть для работы над лексико-грамматическим строем речи целесообразным будет использование таких программ, как «Волшебный букварь; «Алик-скоро в школу», «Дельфа-142», а для развития произношения и слоговой структуры «Игры для Тигры», «Дельфа-142», «Мерсибо» и т. д. При этом логопеду необходимо помнить, что несмотря на все свои плюсы, использование ИКТ в коррекционно-речевой работе должно носить дозированный характер и сочетаться с традиционными методами.

Литература:

  1. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий– м., 2012.
  2. Денисова И. А. Цифровая компетентность логопеда как фактор развития грамотного письма обучающихся с особыми образовательными потребностями» \\ ж. «Еuropean Proceedings of Social and Вehavioural sciences», — 2020.
  3. Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. Семиотика-1983.

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха

В статье рассмотрены информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха. Соотнесены понятия «информационные технологии», «компьютерные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии». Описаны преимущества использования информаци...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха

В статье рассмотрены информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха. Соотнесены понятия «информационные технологии», «компьютерные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии». Описаны преимущества использования информаци...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...