Эволюция типов общеобразовательных школ Казахстана периода советской власти | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Архитектура и строительство

Опубликовано в

XXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Абдикаримова, А. К. Эволюция типов общеобразовательных школ Казахстана периода советской власти / А. К. Абдикаримова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 9-16. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/416/16955/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье определены основные типы общеобразовательных школ. Выделены постепенное развитие и изменения в архитектуре и структуре школьных учреждении во время советской власти.

Ключевые слова: типы общеобразовательных школ, архитектурно-планировочное решение, типовой проект, образовательная система.

На развитие человечества оказывает влияние целый ряд факторов. И пожалуй самый важный из них образование. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. И актуальность этой темы во все времена. Яркий пример этому послание Главы государства. В своем последнем послании народу Казахстана он отметил, что нашей стратегической целью остается усиление международной роли в Центральной Азии и укрепление своих позиции в мировой экономике, что невозможно без интеллектуально-грамотных специалистов в каждой отрасли. Он также отметил, что велика вероятность, что получаемые знания устареют раньше, чем выпускник выйдет на рынок труда. Поэтому перед профильным министерством стоит неотложная задача на гибкую адаптацию учебных программ к новым реалиям, отметил необходимость всесторонней поддержки педагогов в их работе, систематически повышая их квалифицированную подготовку и заработную плату [1].

За последние 30 лет новых школ построено было не мало (более 1800), но в основном государство из года в год занимается реконструкцией и модернизацией школ построенных по старым типовым проектам. Ниже в статье рассматривается развитие и появление типовых школ до начала 1990 года.

С установлением советской власти в стране началась всеобщая национализация всех предприятии и организации. Для создания нового общества и формирования новых политических и социально-экономических отношений в Казахстане остро стоял вопрос о ликвидации неграмотности среди населения, создания общеобразовательной системы.

Для начала в стране управление школой было передано местной власти, согласно Указу МУС РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы» от 21 января 1918г. Далее огромный толчок для дальнейшего развития образовательной системы дало постановление Наркомпроса РСФСР от 31 октября 1918 г. «О школах национальных меньшинств», которое позволило организовать обучение на родном языке [2].

18 января 1921 года в Оренбурге состоялась Первая Всесоюзная конференция народного образования, на которой были определены задачи организации народного образования в стране и дальнейшее ее развитие.

При создании системы советских школ в Казахстане были свои трудности,как отсутствие здании для школ, нехватка кадров и учебного материала на казахском языке,разбросанность населения в кочевых казахских аулах.

Для решения этих актуальных проблем правительство дало задание переоборудовать подходящие здания для школ, начать строительство новых школ, организовать подготовку учителей на ускоренных педагогических курсах и педагогических институтах,разработать учебники и учебные программы Академическому центру Наркомата просвещения Казахской ССР.

Необходимость строительства новых здании для школ дало толчок для новых архитектурных решении. В архитектуре школьных здании преобладавших в 1920-е годы, на внешнии облик школ повлиял стиль конструктивизма. В этот период сформировалось функционально-планировочное деление школьного здания на блоки и на функциональные зоны. Каждое здание имело четкое разделение следующих зон: зона обучения, зона внеклассных работ, зона общественого питания, зона отдыха.

В городах с середины 1920-х до начала 1930-х г. строились школы на 500–1500 учащихся. Так,как образовательная система была направлена на практику,в школах было много мастерских, лаборатории, спортивных площадок. В некоторых школах имелись кинозалы и обсерватории.

Архитектура средней школы до 1935 года не имела унифицирующих черт. С целью устранения разнообразия школ на территории страны был введен единный тип общеобразовательных школ, согласно постановлению ЦК НИЦ (б) П СССР от 15 мая 1934г. «Об усройстве начальной и средней школы».

Для совершенствования и кореного улучшения общеобразовательной школы было принято постановление ЦК ВКП(б) и Советского правительства в сентебре 1934 года «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке начальной, неполной средней и средней школе», постановление которым были определены единые типы школ: начальное — четыре класса, непольное среднее — 7 классов и среднее — 10 классов, и создана новая система общего образования.

Необходимость внедрения системного комплексного образования привела к росту значения общеобразовательных предметов в школьном обучении. По постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 28 февраля 1935 года «Об устройстве начальной и средней школы» для строительство были выделены три типа школ: двухкомплектная школа на 880 учеников с 22 классами, однокомплектная на 400 учеников с 10 классными комнатами и неполная общеобразовательная школа на 270 учащихся с 7 учебными классами. В последнем была уменьшена кубатура до 15–17 м3 на одного учащегося [3.с.100].

Как уже говорилось выше, в правительстве страны шла постоянная работа над улучшением сферы образования, так ко второй половине 1950-х годов произошли такие значимые изменения, как введение восмилетнего и среднего образования, школ-интернатов, полное отделение школьного образования от религиозного образования.

Количество школ и их учеников росло с каждым годом, в 1960 году в стране насчитывалось 10 363 общеобразовательных школ.

Совершенствование школьного образования в корне меняло и требования к архитектуре школьных здании. В этих целях проводились Всесоюзные конкурсы на лучшие проекты. Лучшие проекты этих конкурсов легли в основу типовых проектов будующих школьных здании. Были изменены нормы и требования к типовым проектам. Например, была изменена вместимость количества учащихся с 440 на 520, и с 880 до 920 мест. Норма высоты с 3,9 м уменшилась до 3,6 м, объем на одного учащегося был установлен в пределах 19–20 м 3 [3.с.251].

У нас в республике в основном распростронялся типовой проект серии «2–02–76 (Гипропрос, 1958 г.) школы на 520 учащихся, отмеченный первой премией конкурса (архитекторы А. Васильев, А. Крылов и Н. Васильева). Этот типовой проект отвечал чётко функциональной схеме и позволял удовлетворять основные требования удобства, ориентации учебных классов.

Вместе с тем в развитии архитектуры школьных зданий в дальнейшем наблюдается укрупнение их. Так, если по 1963 года в Казахстане школы вместимостью до 520 мест составляли 93,35 от общего количества строящихся школ, то в 1968 году общеобразовательные школы мощностью от 960 до 1320 мест составляли уже 80,8 %. Быстрому росту укрупненных школ способствовало микрорайонное строительство. (По данным НИОЗ быв. АСиА микрорайону на 6 тыс. жителей соответствует школа на 960 учащихся) [4].

В 1960–1964 гг. институт «Казгорстройпроект» разработал ряд типовых проектов общественных зданий, серии 2 Кз-200с, с использованием консольно-стоечного каркаса. Среди них типовые проекты общеобразовательных школ на 640, 960 и 964 учащихся и школы-интернаты на 370 и 560 воспитанников (архитекторы В. Толмачев, И. Слонов, О. Наумова, В. Михеев, инженеры В. Мищерский, М. Кашарский).Первое экспериментальное здание серии 2КЗ -200с было построено1964 году в г. Алма-Ате. Школа представляла собой композицию из семи основных одно-, двухэтажных павильонов, соединенных теплыми переходами. Классные помещения размещаются в 3-х двухэтажных павильонах, сообщающихся между собой через вестибюли, к которым примыкают два изолированных павильона — мастерских и лабораторий. Замыкает комплекс — павильон актового и спортивного залов. Экспериментальное строительство подтвердило основные достоинства и преимущества конструктивного и архитектурно-планировочного решения.

В других районах республики строительство школ велось по типовым проектам 2P-02–2 на 960 учащихся, 2P-02–1 — на 964 учащихся и школы-интернаты — по 2–04–651/7 (Караганда, Целиноград, Темиртау, Сарань и т. д.), У4–111 и 14–122 (Чимкент), Б2–02–3–62- на 964 учащихся (Кзыл-Орда), школа N11 в микрорайоне Энергетиков в Экибастузе и мн. др. Большинство из них, например, крупноблочные школы в Целинограде основаны на старой структуре — концентрации учебных, практических и административных помещении крупной школы в одном корпусе [3.с.252].

В 1973-м году был утвержден новый СНиП П-65–73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты», где увеличена норма площади учебных помещений на одного учащегося с 1,2 м2 до 1,5 м2, этажность учебных заведении могло варьироваться от 1 до 4-х в зависимости их функции и расположения. Он был введен 1 января 1974 года заменяя СНиП II-Л.4–62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты». Также 1970–1980 годы шла тенденция к увеличению вместимости школьных учреждении на 24–30 классов вместимостью 1500, 1600, 2000 ученических мест. В эти годы началось преобразование общеобразовательных школ, путем реконструкции и модернизации имеющихся школ построенных по старым типовым проектам [5].

В 1985 годы был утвержден СНиП 2.08.02–85, а в 1989 году СНиП 2.08.02–89«Общественные здания и сооружения» которые содержали в себе некоторые изменения и для школьных здании.

Многие школьные здания Казахстана до 1990-х годов построены по этим типовых проектам:

Типовой проект школы V-76

Рис. 1. Типовой проект школы V-76

Типовой проект школы V -92

Рис. 2. Типовой проект школы V -92

Типовой проект школы V-79, проект повторного применения И-1577А, рассчитана на 22 класса, 550—660 мест

Рис.3. Типовой проект школы V-79, проект повторного применения И-1577А, рассчитана на 22 класса, 550—660 мест

Типовой проект 65-426/1 Н-образное здание, рассчитана на 960 учащихся.

Рис. 4. Типовой проект 65-426/1 Н-образное здание, рассчитана на 960 учащихся.

Литература:

  1. Послание Президента РК народу. // Президент РК. Официальный сайт. — URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (дата обращения: 01.09.2021).
  2. История Казахской ССР. Том IV. — Алма-Ата: «Наука», 1977. — с.230
  3. Глаудинов Б. А. Развитие архитектуры Казахстана в эпоху социализма: монография — Алматы, 2019. — 371стр.
  4. Степанов В. И. Общественные здания. — М., 1963. — с.93
  5. СНиП II-65–73. Общеобразовательные школы и школы-интернаты. — Введ. 1974–01–01. — М.: Стройиздат, 1974. — с.41

Ключевые слова

образовательная система, архитектурно-планировочное решение, типы общеобразовательных школ, типовой проект

Похожие статьи

Упадок системы домов и дворцов культуры в России

Постановка задачи. Выявить основные причины упадка системы домов культуры в России. Результаты и выводы. Рассмотрены причины появления ДК в досоветском периоде, способы его адаптации в меняющийся советской системе и состояние на сегодняшний день.

Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования

В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Характеристика организационных моделей местного самоуправления

Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...

Изучение динамики и структуры учащихся в современной системе образования Калининградской области

В статье представлена динамика и структура выпускников общеобразовательных школ Калининградской области. Также приводится информация о профессиональной ориентации выпускников. Рассмотрена численность студентов в средних специальных и высших образоват...

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

Стили руководства образовательным учреждением

В статье рассматривается сущность стилей управления образовательной организацией. Выделены основные факторы формирования стилей управления и их основные преимущества, а также разработаны рекомендации согласно характеристике стилей управления в общеоб...

Об административно-территориальном устройстве и природно-климатических особенностях Центрального Казахстана

В настоящей статье рассматриваются административно-территориальное деление и природно-климатические особенности Центрального Казахстана. Система территориального деления Центрального Казахстана показана с первой четверти ХIХ в. до настоящего времени.

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Образовательные учреждения в исторической парадигме развития России

В статье раскрываются исторические аспекты развития российского образования со времен Киевской Руси и до современного периода времени. В статье представлен анализ деятельности правителей в сфере образования на различных исторических этапах.

Похожие статьи

Упадок системы домов и дворцов культуры в России

Постановка задачи. Выявить основные причины упадка системы домов культуры в России. Результаты и выводы. Рассмотрены причины появления ДК в досоветском периоде, способы его адаптации в меняющийся советской системе и состояние на сегодняшний день.

Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования

В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Характеристика организационных моделей местного самоуправления

Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...

Изучение динамики и структуры учащихся в современной системе образования Калининградской области

В статье представлена динамика и структура выпускников общеобразовательных школ Калининградской области. Также приводится информация о профессиональной ориентации выпускников. Рассмотрена численность студентов в средних специальных и высших образоват...

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

Стили руководства образовательным учреждением

В статье рассматривается сущность стилей управления образовательной организацией. Выделены основные факторы формирования стилей управления и их основные преимущества, а также разработаны рекомендации согласно характеристике стилей управления в общеоб...

Об административно-территориальном устройстве и природно-климатических особенностях Центрального Казахстана

В настоящей статье рассматриваются административно-территориальное деление и природно-климатические особенности Центрального Казахстана. Система территориального деления Центрального Казахстана показана с первой четверти ХIХ в. до настоящего времени.

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Образовательные учреждения в исторической парадигме развития России

В статье раскрываются исторические аспекты развития российского образования со времен Киевской Руси и до современного периода времени. В статье представлен анализ деятельности правителей в сфере образования на различных исторических этапах.