Социально-психологические факторы приверженности сотрудников организации
Автор: Эдишеридзе Мария Константиновна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
XXXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2022)
Дата публикации: 26.02.2022
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Эдишеридзе, М. К. Социально-психологические факторы приверженности сотрудников организации / М. К. Эдишеридзе. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/427/17018/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность темы научного доклада обусловлена тем, что на данный момент времени целью любой высокорентабельной компании является не просто выживание на рынке, а желание проявить себя успешной, конкурентоспособной, инновационной и высокоэффективной. И здесь следует констатировать, что главным фактором конкурентных преимуществ и успеха любой современной организации является ее персонал, который на сегодняшний день становится самым ценным ресурсом.
Примечательно, что на протяжении последних десятилетий внимание исследователей и практиков было приковано к феномену приверженности сотрудников своей организации.
И здесь, несомненно, обращает на себя внимание тот факт, что преданные своему делу сотрудники компании работают на пределе своих возможностей, лояльны к своей компании, разделяют ее ценности и цели, тщательно охраняют коммерческие секреты компании и прилагают усилия для снижения затрат и увеличения прибыли.
Сегодня все больше и больше руководителей и учредителей успешных и процветающих компаний рассматривают создание и поддержание высокого уровня приверженности в качестве эффективного механизма повышения эффективности их компании в целом.
Исследования приверженности активно проводились за рубежом на протяжении последних пятидесяти лет. Это явление подробно изучается с разных точек зрения, и в результате был разработан ряд теорий и концепций приверженности, которые получили подтверждение в эмпирических исследованиях и используются в практической деятельности.
Однако среди практиков и исследователей до сих пор нет единства в понимании данного явления. Хотя, доминирующим пониманием приверженности по-прежнему является психологическое состояние, которое характеризует отношения между сотрудником и руководством его компании в целом.
Отметим и тот факт, что психологическое состояние, которое характеризует отношения между сотрудником и организацией также непосредственно связано с решением о том, продолжит сотрудник или нет свою эффективную и продуктивную работу в данной организации.
И сегодня в зарубежной психологии существует довольно много моделей организационной приверженности сотрудников.
Так, например, согласно модели Л. Портера, Р. Моди и Р. Стирса, организационная приверженность рассматривается как относительная сила идентификации и вовлеченности человека в конкретную организацию.
По мнению данных авторов, приверженность сотрудников организации характеризуется в первую очередь факторами следующего порядка:
– сильное желание оставаться членом этой организации;
– желание приложить все усилия в интересах этой организации;
– сильная вера в корпоративные ценности этой организации;
– доверие к непосредственному руководителю этой организации, к его поведению и лидерским качествам;
– понятие и принятие стратегических целей этой организации, которые пропагандирует руководство его компании.
Далее, на основе данных факторов, авторами были разработаны анкеты для измерения организационной приверженности сотрудников организации в целом, которые и сегодня широко используется в исследованиях, проводимых в разных странах.
Обращает на себя внимание и тот факт, что Дж. Мейер и Н. Аллен, пытались объединить исследования различных форм приверженности сотрудников организаций. Например, авторы предполагали, что постоянная приверженность — это поведенческий компонент.
По мнению Дж. Мейер и Н. Аллен поведенческий компонент в системе социально-психологических факторов приверженности сотрудников организации — это своего рода осознание сотрудниками затрат, связанных с уходом из организации, в то время как они остаются в компании, потому что это выгодно.
Таким образом, для того чтобы практика управления персоналом смогла разработать эффективные меры по повышению уровня организационной приверженности персонала, необходимо добиться более глубокого понимания менеджерами психологических механизмов, лежащих в основе этого явления. По мнению данных авторов, влияние на целеустремленность персонала предприятия оказывают различные факторы рабочей среды, в том числе социально-психологические условия.
В ходе проведенного анализа, мною был сделан вывод следующего порядка — приверженность сотрудников организации возникает:
– во-первых, в процессе взаимодействия социально-демографических характеристик,
– во-вторых, в процессе взаимодействия личностных и психологических характеристик,
– в-третьих, в процессе взаимодействия различных аспектов конкретной рабочей ситуации и социально-психологических условий современной организации в целом.
Анализ существующих подходов и проведенных ранее исследований показал, что недостаточно подробно изучено взаимовлияние организационной и профессиональной приверженности друг на друга. В то время как именно в этой взаимосвязи может лежать объяснение причин и особенностей приверженности.
Так, например, среди отечественных исследований, посвященных данной проблеме, можно назвать работы Маничева С. А. и Кузнецовой О. А.
Авторы предлагают различные концепции, по-разному объясняющие природу приверженности и структуру этого явления. Более того, на данный момент нет общепризнанного определения термина «приверженность» и не описано, чем оно отличается от понятия «лояльность».
В результате авторы используют различные термины и дают им определения, основанные на собственных теоретических предположениях.
Еще одним важным аспектом изучения данного вопроса является то, что, несмотря на интерес к исследуемой проблеме, в зарубежной и отечественной литературе нет последовательного понимания этого конструкта.
Говоря о будущих исследованиях в этой области, хочу отметить, что необходимо продолжить комплексное изучение феномена приверженности.
Кроме того, важно стремиться сформулировать единую теоретическую концепцию, способную объединить разные точки зрения на проблему приверженности.
На мой взгляд, необходимо продолжить изучение профессиональной и организационной приверженности представителей различных профессий. И что особенно важно, необходимо изучать не только те профессиональные группы, где можно ожидать высокого уровня приверженности, но и те профессии, представители которых менее привержены организации или профессии.
Конечно, эти исследования должны включать также совместную оценку как профессиональных, так и организационных обязательств, потому что такой подход позволит нам получить наиболее полную картину.
Литература:
- Баранская С. С. Организационная справедливость как фактор организационной лояльности // Современная российская психология в мировой науке: материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века». СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 2018. С. 389–391.
- Ван Дик Р. Преданность и идентификация с организацией / Пер. с нем. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2018. 142 с.
- Витман Д. С. Мотивация и стабильность персонала в организации, Авт. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2017. 20 с.
- Доминяк В. И. Понятие лояльность персонала: обзор литературы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. 9 с.
- Доминяк В. И. Лояльность персонала как социально-психологическая установка // Персонал-Микс. 2017. № 9. С. 73–74.
- Доминяк В. И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации исс. канд. псих. наук, СПб, 2018. 281 с.
- Доминяк В. И. Организационная лояльность: основные подходы // Менеджер по персоналу. 2018. № 4. С. 34–40.
- Доценко Е. В. Измерение приверженности персонала компании с помощью опросной методики // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология бизнеса: управление персоналом в государственных организациях и коммерческих структурах». Ч. 2. СПб.: ГП «Иматон», 2019.
- Ковров А. В. Лояльность персонала. М.: Бератор-пресс, 2018. 168с.
- Магура М. И., Курбатова М. Б. Организационная приверженность // Управление персоналом. 2017. № 6. С. 19–25.
- Марковская И. М., Черепанова А. Я. Опыт изучения приверженности организации сотрудников производственного предприятия. Вестник Южно-Уральского ГУ. Серия Психология, 2018. № 27. Вып. 10. С. 50–55.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. СПб.: Питер, 2017. 539 с.
- Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд. СПб.: Речь, 2019. 392 с.
- Викторией Петровой // Управление персоналом. 2018. № 9. С. 52–53.
- Почебут Л. Г. Оценка лояльности сотрудника к организации. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Изд-во Речь, 2017. С. 283–287.
- Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Речь, 2017. 298 с.