Политика прямых иностранных инвестиций в КНР на современном этапе
Авторы: Волкова Ирина Николаевна, Сушко Виктор Иванович
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
XXXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 01.04.2022
Статья просмотрена: 255 раз
Библиографическое описание:
Волкова, И. Н. Политика прямых иностранных инвестиций в КНР на современном этапе / И. Н. Волкова, В. И. Сушко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 22-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/436/17070/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье предлагается общий обзор на политику ПИИ в КНР. Особое внимание уделяется порядку проверки и утверждения бизнес-плана для создания инвестиционных проектов в Китае. Вместе с тем рассматривается каталог поощряемых отраслей для привлечения ПИИ. Приводится краткая характеристика преимуществ и недостатков для притока международных инвестиций.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, новый закон, преимущества и недостатки, инвесторы.
За последние годы система иностранных инвестиций в КНР претерпела значительные изменения, многие законы и реформы были обусловлены вступлением страны во Всемирную торговую организацию в 2001 году. Каждый инвестиционный проект требует специального разрешения правительства, ограничения и правила варьируются в зависимости от отрасли и региона и могут регулярно меняться.
Правительство Китая более ограничительно относится к иностранным инвестициям, чем другие крупные страны. Государственные компании и «национальные флагманы» находятся под защитой (дискриминационная практика, независимая судебная власть, избирательное применение нормативных актов).
Китайское правительство поощряет инвестиции в следующие отрасли или сектора: высокие технологии, производство оборудования или новых материалов, сфера услуг, переработка отходов, использование возобновляемых источников энергии и защита окружающей среды. Кроме того, страна не поощряет иностранные инвестиции в ключевые отрасли, в которых Китай стремится превратить отечественные фирмы в глобально конкурентоспособные транснациональные корпорации, а также в отрасли, в которых исторически сложились государственные монополии. Вместе с тем правительство планирует ограничить иностранные инвестиции в ресурсоемкие и сильно загрязняющие окружающую среду отрасли. [3]
Поскольку Китай продолжает играть ведущую роль в восстановлении мировой экономики после негативных экономических последствий пандемии COVID-19, а условия ведения бизнеса для иностранных компаний в Китае продолжают улучшаться, иностранные транснациональные корпорации удваивают свои инвестиции в Китае, создавая тысячи новых фирм и расширяя существующие.
Глобальные потоки прямых иностранных инвестиций в первой половине 2021 года достигли 852 млрд долларов США, продемонстрировав более сильный, чем ожидалось, импульс к восстановлению, увеличившись на 78 % по сравнению с 2020 годом, согласно данным контроля инвестиционных тенденций ЮНКТАД, опубликованным в октябре 2021 года. [3]
Объем ПИИ в 2020 году достиг 1 918 млрд долларов США, что является экспоненциальным ростом по сравнению с 2010 годом, когда объем ПИИ составлял 587 млрд долларов США. Инвестиции в основном ориентированы на производство, недвижимость, лизинговый бизнес, компьютерные услуги, оптовую и розничную торговлю, финансовые посреднические услуги, научные исследования, транспорт, энергетику и строительство.
Этот широкий показатель притока прямых иностранных инвестиций включает новые нефинансовые инвестиции, реинвестированную прибыль существующих нефинансовых зарубежных филиалов, а также иностранные инвестиции и реинвестиции в финансовые учреждения в Китае. Последние виды притока прямых иностранных инвестиций быстро растут, поскольку Китай либерализовал финансовое законодательство, разрешив мажоритарное или единоличное иностранное владение ценными бумагами, управление активами, страхование и другие виды финансовых компаний. Несмотря на экономическую и финансовую напряженность, множество ограничений на передачу технологий, Китай продолжает привлекать рекордные объемы как прямых иностранных инвестиций, так и приток портфельных инвестиций.
Существует ряд ключевых министерских ведомств, с которыми сталкиваются иностранные компании при планировании инвестиций в Китай. Это Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство коммерции, Государственное управление промышленности и торговли, Государственное валютное управление, Главное таможенное управление. Кроме того, к специальным отраслевым органам относятся Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая, Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая, Администрация туризма Китая и Министерство связи, которые также отвечают за выдачу предварительного разрешения на отраслевые предложения по иностранным инвестициям.
Китайское агентство по продвижению международных инвестиций содействует распространению информации о необходимых разрешениях для создания бизнеса в стране. Все предлагаемые иностранные инвестиционные проекты в Китае должны быть представлены на проверку и утверждение в Государственный комитет по делам развития и реформ или в провинциальные, местные комиссии по развитию и реформам.
Бизнес-план должен быть представлен на утверждение в компетентные органы до начала предпринимательской деятельности. Если иностранный инвестор намеревается создать предприятие с иностранным финансированием путем слияния с отечественным предприятием, он должен получить одобрение Министерства коммерции и пройти процедуру регистрации учреждения в Государственном управлении промышленности и торговли.
С 1 января 2021 года в КНР в силу ступил Новый Закон об иностранных инвестициях. Новый закон как единый свод законов заменил три предыдущих закона, регулирующих иностранные инвестиции и предприятия с иностранными инвестициями в Китае, и предусматривает более широкое поощрение и защиту иностранных инвестиций, а также повышение прозрачности регулирования. Пересмотренный Негативный список обеспечил дальнейшую либерализацию некоторых секторов китайского рынка и сокращение ограничений, а каталог поощряемых отраслей определяет больше ключевых отраслей, таких как производство, технологии и сельское хозяйство, в которых Китай дополнительно поощряет иностранные инвестиции с помощью преференциальной политики.
Новый закон свидетельствует о том, что Китай сохраняет свою приверженность дальнейшему открытию своего рынка и стимулированию притока иностранных инвестиций.
Ряд преимуществ для прямых иностранных инвестиций в КНР:
– самый большой внутренний рынок в мире, насчитывающий 1,45 миллиарда потенциальных клиентов;
– хорошо развит производственный сектор (обрабатывающая промышленность и тяжёлая промышленность);
– выгодное географическое положение (близость к развивающимся азиатским рынкам, морская граница);
– лучшая экономика по паритету покупательной способности;
– стоимость рабочей силы остается сравнительно низкой, хотя в некоторых областях ситуация меняется;
– новые возможности с развитием западных провинций;
– развитие новой экспортной сети: Шелковый путь.
К числу недостатков прямых иностранных инвестиций в КНР относятся:
– постоянно меняющаяся правовая среда;
– бюрократические и административные сложности;
– слабая защита прав интеллектуальной собственности;
– стареющее население;
– высокий уровень корпоративной задолженности;
– сильно ухудшившаяся экологическая ситуация в нескольких крупных городах;
– культурные различия в деловой практике, которые может быть трудно освоить и применить в новых деловых ситуациях.
Важно отметить, что правила также могут отличаться в зависимости от того, работает ли предприятие в специальных экономических зонах или зонах свободной торговли. Реализация ChAFTA[1] также может повлиять на инвестиционные правила, применяемые к операциям, финансируемым иностранными компаниями. Поэтому потенциальным инвесторам настоятельно рекомендуется обращаться за профессиональной консультацией с учетом их ситуации при рассмотрении вопроса об инвестировании в Китае.
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что иностранные инвесторы должны понять основные изменения и преимущества, предусмотренные новым законом, рассмотреть, где требуются дополнительные меры по обеспечению, соблюдению и конкретные шаги, и найти способы воспользоваться новыми инвестиционными возможностями в Китае.
Литература:
- China's Policies on FDI: Review and Evaluation [Электронный ресурс]: https://www.cgdev.org/sites/default/files/9780881323818-Ch12.pdf — Дата доступа: 28.03.2022
- Investment policy and regulatory review — China 2019 [Электронный ресурс]: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33600/China-2019-Investment-Policy-and-Regulatory-Review.pdf?sequence=1&isAllowed=y — Дата доступа: 28.03.2022
- China: foreign investment [Электронный ресурс]: https://santandertrade.com/en/portal/establish-overseas/china/foreign-investment#:~:text=According %20to %20the %202021 %20World,containment %20measures %20and %20rapid %20recovery — Дата доступа 28.03.2022
- China Business Challenge in the 21st Century. Edited by H. M. Yau. The Chinese University Press, Hong Kong, 2000, p.446.
- Я. М. Бергер. Экономическая стратегия Китая. М.: ИДВ РАН, 2009, с.345
- Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 60-летию КНР. М.: ИДВ РАН, 200 Владимиров, С. А. О научном обосновании экономической эффективности стратегической сбалансированной программы государственных инвестиций / С. А. Владимиров // Финансы и кредит. — 2012.
- Веселкова, Е. Е. Соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании иностранных инвестиций / Е. Е. Веселкова // Адвокат. — 2013
[1] ChaFTA – Китайско-австралийское соглашение о свободной торговле является двусторонним соглашением о свободной торговле между правительствами Австралии и Китая.
Похожие статьи
Анализ текущего состояния сельского хозяйства Китая
В данной статье рассматриваются параметры текущего развития сельского хозяйства Китая. Это позволяет рассмотреть уровень эффективного управления ручным и машинным трудом, регулирование сельского хозяйства и риски работы международного бизнеса в отрас...
Процесс открытия и привлечения прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме
В статье изложены основные процессы открытия и привлечения иностранных инвестиций во Вьетнаме. Автор проанализировал 3 этапа данного процесса, что дало общее представление о ситуации в области иностранных инвестиций в течение долгого времени. Показан...
Изменение объема прямых иностранных инвестиций в Узбекистане благодаря росту интереса к инфраструктурным проектам
В данной статье рассматриваются изменения и факторы влияния на объем иностранных прямых инвестиций в Узбекистане и строится модель тренда ИПИ за последние 30 лет. Раскрывается значимость государственно-частного партнерства и инфраструктурных проектов...
Роль прямых иностранных инвестиций в экономике Казахстана
Статья направлена на изучение непосредственных зарубежных вложений в экономику Республики Казахстан. Рассмотрены основные тенденции прямых иностранных инвестиций за последний год. А также проанализирована динамика прямых иностранных инвестиций в Каза...
Направления развития российско-китайского сотрудничества
В статье анализируются результаты в отдельных направлениях сотрудничества России и Китая в сфере промышленного производства в таких отраслях как энергетика, автомобилестроение, авиастроение, станкостроение, и оцениваются сложившиеся предпосылки обесп...
Иностранные инвестиции в российской экономике
В статье изложены основные проблемы, связанные с осуществлением иностранных инвестиций, также были рассмотрены потоки прямых иностранных инвестиций в российскую экономику по основным странам-инвесторам. На основании выявленных сложностей сформулирова...
Привлечение инвестиций в экономику Чеченской Республики
В данной статье рассматривается процесс привлечения инвестиций в экономику Чеченской Республики. Определяются основные проблемы этой области, а также дается характеристика составляющим этого процесса. Проводится анализ реализованных программ и мер по...
Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в РФ
В статье проводится обзор прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и их динамика. Выделены основные проблемы в инвестиционной сфере, а также рассмотрены позиции России в международных рейтингах.
Либерализация электроэнергетической отрасли в Японии
За минувшее десятилетие подходы к формированию внутренней энергетической политики Японии претерпели серьёзные изменения по сравнению с периодом 1990-х — 2010-х гг. Этому есть несколько причин. В данной статье рассмотрены темпы либерализации в Японии....
Исследование структуры и динамики инвестиций в России
В статье рассмотрена структура инвестиций в России, проанализирована динамика, приведены результаты опроса организаций по оценке целей инвестирования в основной капитал. Выяснено, что наряду со снижением притока иностранных инвестиций в Россию, умень...
Похожие статьи
Анализ текущего состояния сельского хозяйства Китая
В данной статье рассматриваются параметры текущего развития сельского хозяйства Китая. Это позволяет рассмотреть уровень эффективного управления ручным и машинным трудом, регулирование сельского хозяйства и риски работы международного бизнеса в отрас...
Процесс открытия и привлечения прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме
В статье изложены основные процессы открытия и привлечения иностранных инвестиций во Вьетнаме. Автор проанализировал 3 этапа данного процесса, что дало общее представление о ситуации в области иностранных инвестиций в течение долгого времени. Показан...
Изменение объема прямых иностранных инвестиций в Узбекистане благодаря росту интереса к инфраструктурным проектам
В данной статье рассматриваются изменения и факторы влияния на объем иностранных прямых инвестиций в Узбекистане и строится модель тренда ИПИ за последние 30 лет. Раскрывается значимость государственно-частного партнерства и инфраструктурных проектов...
Роль прямых иностранных инвестиций в экономике Казахстана
Статья направлена на изучение непосредственных зарубежных вложений в экономику Республики Казахстан. Рассмотрены основные тенденции прямых иностранных инвестиций за последний год. А также проанализирована динамика прямых иностранных инвестиций в Каза...
Направления развития российско-китайского сотрудничества
В статье анализируются результаты в отдельных направлениях сотрудничества России и Китая в сфере промышленного производства в таких отраслях как энергетика, автомобилестроение, авиастроение, станкостроение, и оцениваются сложившиеся предпосылки обесп...
Иностранные инвестиции в российской экономике
В статье изложены основные проблемы, связанные с осуществлением иностранных инвестиций, также были рассмотрены потоки прямых иностранных инвестиций в российскую экономику по основным странам-инвесторам. На основании выявленных сложностей сформулирова...
Привлечение инвестиций в экономику Чеченской Республики
В данной статье рассматривается процесс привлечения инвестиций в экономику Чеченской Республики. Определяются основные проблемы этой области, а также дается характеристика составляющим этого процесса. Проводится анализ реализованных программ и мер по...
Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в РФ
В статье проводится обзор прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и их динамика. Выделены основные проблемы в инвестиционной сфере, а также рассмотрены позиции России в международных рейтингах.
Либерализация электроэнергетической отрасли в Японии
За минувшее десятилетие подходы к формированию внутренней энергетической политики Японии претерпели серьёзные изменения по сравнению с периодом 1990-х — 2010-х гг. Этому есть несколько причин. В данной статье рассмотрены темпы либерализации в Японии....
Исследование структуры и динамики инвестиций в России
В статье рассмотрена структура инвестиций в России, проанализирована динамика, приведены результаты опроса организаций по оценке целей инвестирования в основной капитал. Выяснено, что наряду со снижением притока иностранных инвестиций в Россию, умень...