Кадровое обеспечение завода № 402 в годы Великой Отечественной войны | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попова, М. В. Кадровое обеспечение завода № 402 в годы Великой Отечественной войны / М. В. Попова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XL Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/448/17275/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассмотрены вопросы кадрового обеспечения Северного машиностроительного предприятия (ранее — завода № 402) в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Северное машиностроительное предприятие, завод № 402, Великая Отечественная война, кадровый вопрос.

К 1941 г. судостроительный завод № 402 в г. Молотовск, решение о создании которого было принято в 1936 г., уже был введен в эксплуатацию, но при этом его строительство не было завершено. С началом Великой Отечественной войны резко изменился характер производства предприятия: корпусный цех был переведен на судоремонтные работы, а механические цеха на производство боеприпасов. Такой переход требовал не только технической подготовки завода к условиям военного времени, но и увеличил потребность в квалифицированной рабочей силе. Кадровый вопрос осложнялся призывом на военную службу в ряды Красной армии (РККА) трудоспособного мужского населения. В годы войны с завода № 402 ушли на фронт 4260 человек [7, с. 286].

Изначально дефицит рабочей силы пытались ликвидировать с помощью переквалификации рабочих завода, привлечения к работе студентов Ремесленного училища, применения метода сверхурочных работ и ночных смен. Из-за недостатка квалифицированных мастеров-практиков, бригадиров руководству завода приходилось производить укрупнение бригад в цехах в 2–3 раза [2, с. 38]. В связи с переходом на новые виды производства и необходимости их срочного освоения в 1941 г. 21 инженерно-технический работник (ИТР) был переброшен из отделов заводоуправления в цеха, а также непосредственно на рабочие места [1, л. 34].

Обучение производилось за счет курсов повышения квалификации, курсов целевого назначения и стахановских школ. Пополнение кадров завода шло главным образом за счет молодых людей, не достигших 20-летнего возраста, которые окончили школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Количество молодежи в 1942 г. составляло 27,8 % от общего числа состава завода [2, л. 37]. Однако в первые месяцы работы после окончании курсов они не имели достаточной подготовки для самостоятельной работы, не вырабатывали нормы и требовали дополнительного обучения на производстве.

Помимо этого, на работу начали привлекать домохозяек: за 1941 г. на завод поступило 828 женщин, в том числе 170 жен красноармейцев [1, л. 32]. К концу 1942 г. количество женщин в штате завода среди рабочих составило 47,7 % [2, л. 39]. Счетно-конторский персонал завода в первой половине 1945 г. более чем на 90 % состоял из женщин, почти 65 % которых были моложе 20 лет и имели образование в объеме 5–7 классов [5, л. 61]. Это обстоятельство негативно отражалось на качестве составления первичной документации по заводу, а также на общий уровень отчетно-конторской работы.

Одним из способов решения кадрового вопроса была переброска квалифицированной рабочей силы с эвакуированных предприятий. За 1941 г. с заводов № 341 и № 198–200 в Молотовск прибыло 47 человек [1, л. 31]. В 1942 г. началась вербовка рабочих из Ленинграда. Из примерно 330 прибывших человек большинство страдали дистрофией и цингой, в связи с чем им требовался 2–3 месячный курс лечения, прежде чем он могли приступить к работе. Так, из числа прибывших в Молотовск в июле-августе 1942 г. 37 % нуждались в лечении [2, с. 38].

Вербовка из Ленинграда велась без учета действительной потребности завода в кадрах: многие либо были не способны к труду по состоянию здоровья, либо не имели необходимой квалификации. Часть эвакуированных была представлена домохозяйками и несовершеннолетними. Были случаи, когда переведенные из Ленинграда работники использовали Молотовск как временное место жительства, где они могли восстановить свое здоровье и получить материальную поддержку, а после добивались через Наркомат перевода на другие предприятия из-за неблагоприятных климатических условий [2, c. 38].

Летом 1942 г. проводилась массовая эвакуация населения из Ставропольского края в связи с угрозой оккупации, часть из этих людей была направлена на завод № 402. За 1943 г. на предприятие поступило 2439 человек [3, л. 72], из них более 92 % составляли женщины. Некоторые из них не могли работать, так как имели больных детей или престарелых родственников, за которыми необходимо было ухаживать. Оставшиеся 2171 человек не имели необходимой для судостроительного завода квалификации.

После ликвидации блокады г. Ленинграда и освобождения от оккупации г. Николаева в 1944 г. была зафиксирована массовая подача заявлений от работников завода с просьбой откомандировать их обратно в эти города [4, с. 85], так как у большинства из них оставалось там личное имущество и жилплощадь.

С 1938 г. в строительстве завода № 402 принимали участие заключенные Ягринского исправительно-трудового лагеря (Ягринлага). В годы войны их численность значительно уменьшилась из-за ухудшавшихся без того тяжелых условий труда: увеличивались нормы выработки и продолжительность рабочего дня, а продовольственное снабжение уменьшалось. Так, в 1942 г. смертность заключенных составила около 36 % от общего числа [8, с. 6]. Из заключенных инженеров высшей квалификации был сформирован так называемый «20 отдел», который занимался техническим руководством завода [8, с. 5].

Решение проблемы кадрового обеспечения за счет контингента ГУЛАГа стало возможным после успешных наступлений Красной армии в 1944–1945 гг., так как в советский плен попало свыше 2,5 млн человек, часть из которых была передана НКВД СССР для использования на строительстве и производстве. В связи с этим, в 1944 г. в Молотовске был организован лагерь военнопленных НКВД № 220, через который прошло более 2 тыс. человек [6, с. 341]. Вместе с заключенными Ягринлага военнопленные принимали участие в строительстве завода № 402, производили закладку цеховых стен [6, с. 353].

Таким образом, основными путями ликвидации дефицита рабочей силы на заводе № 402 в годы Великой Отечественной войны были: привлечение женского и детского труда, вербовка и мобилизация специалистов с эвакуированных предприятий и городов, использование труда заключенных и военнопленных, обучение новых специалистов в школах ФЗО и Ремесленном училище, а также переквалификация рабочих.

Однако эти методы не могли в полной мере решить проблему кадрового обеспечения, так как, например, женщины со средним школьным образованием не могли равноценно заменить высококвалифицированных работников, отбывших на службу в ряды РККА. Большинству заново привлеченных служащих приходилось осваивать раннее неизвестные профессии в процессе работы, что негативно влияло на общие показатели выполнения производственных планов.

Литература:

  1. Годовой отчет по основной деятельности за 1940 год: Доклад директора // Архив Музея СМП. 101 л.
  2. Годовой отчет по основной деятельности за 1941 год: Доклад директора // Архив Музея СМП. 112 л.
  3. Годовой отчет по основной деятельности за 1942 год: Доклад директора // Архив Музея СМП. 121 л.
  4. Годовой отчет по основной деятельности за 1943 год: Доклад директора // Архив Музея СМП. 233 л.
  5. Годовой отчет по основной деятельности за 1944 год: Доклад директора // Архив Музея СМП. 250 л.
  6. Годовой отчет по основной деятельности за 1945 год: Доклад директора // Архив Музея СМП. 171 л.
  7. Кузьминых А. А. Использование труда военнопленных на предприятиях Архангельска и Молотовска (1944–1948 гг.) // Ленд-лиз и арктические конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции: материалы международной научной конференции. — Архангельск: САФУ, 2021. — С. 341–369.
  8. Не остуди свою память / ред. А. Холодов. — СПб.: ООО «Дитон», 2015. — 376 с.
  9. Шаверина, Г. В. Мы строили необычный город. Ягринлаг. — Северодвинск: Сказочная дорога, 2018. — 332 с.

Ключевые слова

Великая Отечественная война, кадровый вопрос, Северное машиностроительное предприятие, завод № 402

Похожие статьи

Историческая значимость автомобильного завода «ГАЗ» в период Второй мировой войны

Данная статья представляет собой аналитику исторических событий, связанных с деятельностью Горьковского автомобильного завода в годы Второй мировой войны. Также было определено историческое значение завода как для города Горький, так и для страны в ц...

Деятельность Балхашского завода обработки цветных металлов в годы Великой Отечественной войны

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с переброской части промышленного потенциала Советского Союза из его западных регионов в районы Казахстана, Урала и Средней Азии в начальный период Великой Отечественной войны на примере Кольчугин...

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Промышленные предприятия в годы Великой Отечественной войны в г. Ишиме

В статье на основе неопубликованных источников автор рассматривает промышленные предприятия г. Ишима в годы Великой Отечественной войны, их роль и значение, в помощи воюющему фронту.

Войска правительственной связи в первые годы после окончания Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены ключевые моменты в истории войск правительственной высокочастотной связи НКВД (МГБ) СССР в 1945–1949 годах. На основе архивных и опубликованных материалов анализируются участие, организация и техническое оснащение подразделений п...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Трансформация промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны

В работе рассматриваются изменения в структуре промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны. Анализ исторических источников позволяет выделить несколько крупных тенденций, которые предопределили развитие отрасли в анализируемы...

Развитие угольной промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны на примере строительства разреза в Карагандинском угольном бассейне

В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы функционирования и развития угольной промышленности Казахской ССР в условиях военного времени.

Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый период Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены особенности функционирования военно-промышленного комплекса в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Охарактеризована деятельность предприятий Тюменской области военного назначения и их роль в организации производств...

Похожие статьи

Историческая значимость автомобильного завода «ГАЗ» в период Второй мировой войны

Данная статья представляет собой аналитику исторических событий, связанных с деятельностью Горьковского автомобильного завода в годы Второй мировой войны. Также было определено историческое значение завода как для города Горький, так и для страны в ц...

Деятельность Балхашского завода обработки цветных металлов в годы Великой Отечественной войны

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с переброской части промышленного потенциала Советского Союза из его западных регионов в районы Казахстана, Урала и Средней Азии в начальный период Великой Отечественной войны на примере Кольчугин...

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Промышленные предприятия в годы Великой Отечественной войны в г. Ишиме

В статье на основе неопубликованных источников автор рассматривает промышленные предприятия г. Ишима в годы Великой Отечественной войны, их роль и значение, в помощи воюющему фронту.

Войска правительственной связи в первые годы после окончания Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены ключевые моменты в истории войск правительственной высокочастотной связи НКВД (МГБ) СССР в 1945–1949 годах. На основе архивных и опубликованных материалов анализируются участие, организация и техническое оснащение подразделений п...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Трансформация промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны

В работе рассматриваются изменения в структуре промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны. Анализ исторических источников позволяет выделить несколько крупных тенденций, которые предопределили развитие отрасли в анализируемы...

Развитие угольной промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны на примере строительства разреза в Карагандинском угольном бассейне

В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы функционирования и развития угольной промышленности Казахской ССР в условиях военного времени.

Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый период Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены особенности функционирования военно-промышленного комплекса в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Охарактеризована деятельность предприятий Тюменской области военного назначения и их роль в организации производств...