Экзистенциальное прочтение «Мифа о Сизифе» А. Камю: актуальные смыслы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Артеменко, А. А. Экзистенциальное прочтение «Мифа о Сизифе» А. Камю: актуальные смыслы / А. А. Артеменко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/457/17375/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена философскому эссе А. Камю «Миф о Сизифе». Особое внимание уделено актуальности идей экзистенциального толкования античного мифа для современной эпохи.

Ключевые слова: миф, Сизиф, экзистенциализм, бытие, свобода, преображение, творчество, одиночество.

The article is devoted to the philosophical essay by A. Camus «The Myth of Sisyphus». Special attention is paid to the relevance of the ideas of the existential interpretation of the ancient myth for the modern era.

А. Камю рассматривает миф о Сизифе с позиции экзистенциализма, в полной мере раскрывая все основные смыслы данного мифа, актуального и сейчас. Миф о Сизифе в трактовке Камю — это отражение проблемы бытия и обоснованности бытия. Также миф о Сизифе актуализирует проблему смысла человеческого существования — извечной проблемы, которая во все времена волновала философов.

Наиважнейший смысл мифа о Сизифе, согласно позиции Камю — это заданность смысла жизни. Смысл жизни пребывает внутри самого человека, то есть, ошибочным является путь его искания во внешней среде. Миф о Сизифе в трактовке Камю должен научить нас тому, что поиски смысла парадоксальным образом приводят нас во тьму бессмысленности существования, чем более мы пытаемся постигать смысл жизни, тем менее мы стремимся к внутреннему преображению, к внутреннему творчеству. Сизиф в данном отношении — герой абсурдный, это человек-парадокс, как отмечает Камю. И действительно, каждый день Сизиф вкатывает камень на скалу, а затем камень падает, соответственно, Сизиф вынужден снова бежать за ним и снова вкатывать камень. Традиционная трактовка мифа как повествования о напрасном труде и божественном наказании Камю не способна удовлетворить в полной мере.

Наоборот, как считает Камю, Сизиф — это не просто абсурдный герой, но и счастливый человек, поскольку у него есть уникальная возможность максимального изживания абсурда, он пребывает в наслаждении своим трудом, который бесконечен. Сизиф есть пример заданности смысла жизни.

Другой важный смысл мифа в представлении Камю — это связь греческого мифа с рутинностью жизни и работы современного человека: «Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела» [1].

Кроме того, Сизиф — это герой-бунтарь, герой, наделенный силой презрения, герой, который имеет в себе мужество принимать собственную судьбу. В данном отношении Сизифа можно с полным правом назвать героем экзистенциального типа.

Представляется, что Камю мог бы написать и об одиночестве Сизифа. Сизиф в принятии своей судьбы абсолютно и тотально одинок, что опять же актуализирует экзистенциальную проблему одиночества. С позиции экзистенциализма свобода дается человеку не от, а для, в частности, для принятия ответственных решений и несения ответственности за свои поступки. Смысл человеческой личности и индивидуальности заключается в так называемом сверхсмысле. Речь идет о смысле целостности, в свете которой человеческая жизнь обретает новый смысл, здесь мы говорим о целостном смысле существования Вселенной, самого бытия и истории. Данный смысл является трансцендентным человеческому существованию, и по этой причине вопрос религии тут крайне важен. Безусловно, в мире существует нечто, что способствует сохранению духовной энергии. Однако это понимание и осознавание связаны не только с высокой степенью свободы, но и предполагают повышенную ответственность человека за то, каким образом он распорядится собственной свободой [2].

Свобода — это также и встреча с самим собой, в том числе и со своими страхами, ужасами. Также свобода — это и оборотная сторона одиночества. Если человек готов испытать тотальное одиночество, то он способен также и соприкоснуться с внутренней свободой. Сизиф — именно такой герой, который проявляет такую готовность, а значит, происходит его встреча с внутренней свободой.

Сам Камю отвечает на вопрос относительно того, чему же нас учит миф о Сизифе. Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Сизиф учит нас тому, что цель существования заключена в самом процессе существования, Сизиф борется за свою вершину, таким образом наполняя свою душу. Сизиф — это герой, который осознает свою ответственность и готов груз данной ответственности нести. Согласно позиции экзистенциализма, человек в полной мере несет ответственность за то, чем он станет, какой будет его природа. Ответственность человека — это его стремления, его решения, те модели, которые он выбирает для себя в течение всей жизни. При этом, человек не может заранее знать, как завершатся его планы и к чему приведут его поступки, но при этом, он совершает выбор и несет за него полную ответственность. Именно таков и Сизиф.

Кроме того, миф о Сизифе актуализирует экзистенциальное понимание гуманизма. Гуманизм — это не абсолютизация человека. Человек должен находиться вне себя, он обязан преследовать только трансцендентные цели, преодолевать себя. Сизиф также преодолевает себя, двигая камень на скалу. В данном случае уместно привести цитату другого представителя экзистенциализма — Сартра. Экзистенциалист, — говорит Сартр — никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда является незавершенным, он пребывает в поиске. Истинный смысл и значимость человеческого бытия определяются лишь у «последней черты», когда становится окончательно ясным, что человек сделал в этом мире и каков результат его существования [2]. Человек находится постоянно вне себя самого. Именно проектируя себя вовне и растворяясь в окружающем, он получает возможность существовать как человек. Собственно именно это мы видим и у Сизифа, который полностью растворен в своем делании — он снова и снова покоряет вершину.

В целом, текст необычайно актуален для современного человека. Мы живем в век острого одиночества, отчужденности, экзистенциального кризиса. Современному человеку не хватает этой самой верности и мужества, которые есть у Сизифа. Также миф о Сизифе учит нас тому, что судьба человека во многом творится его же руками, если человек ощущает внутри себя свободу. В целом, следует отметить, что трактовка А. Камю мифа о Сизифе кажется в высшей степени правильной и обоснованной, глубокой, актуальной для всех времен.

Литература:

  1. Камю А. Миф о Сизифе. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000807/st003.shtml
  2. Сартр Ж. П. Бытие и Ничто. — Режим доступа: psylib.org.ua/books/sartr03/

Ключевые слова

творчество, свобода, одиночество, миф, бытие, экзистенциализм, Сизиф, преображение

Похожие статьи

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Богоборчество Лермонтова как художественное явление: предварительные заметки

В статье предлагается подход к изучению богоборчества в творческом мире М. Ю. Лермонтова как художественного явления и эстетического феномена.

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Проблема корреляции научного и художественного отражения жизни в исторической романистике И. Билыка

В статье исследуются различные аспекты интерпретации исторических событий в прозе И. Билыка; изучается проблема корреляции научного отражения действительности и художественного домысла; определяются авторские особенности создания портретов литературн...

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Похожие статьи

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Богоборчество Лермонтова как художественное явление: предварительные заметки

В статье предлагается подход к изучению богоборчества в творческом мире М. Ю. Лермонтова как художественного явления и эстетического феномена.

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Проблема корреляции научного и художественного отражения жизни в исторической романистике И. Билыка

В статье исследуются различные аспекты интерпретации исторических событий в прозе И. Билыка; изучается проблема корреляции научного отражения действительности и художественного домысла; определяются авторские особенности создания портретов литературн...

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...