Совершенствование форм и методов работы консультационного центра на основе анализа результатов социологического опроса мнения родителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Совершенствование форм и методов работы консультационного центра на основе анализа результатов социологического опроса мнения родителей / М. М. Никифорова, Л. С. Хасанова, Н. Р. Якубова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 19-24. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/459/17406/ (дата обращения: 16.11.2024).



На основе первичного анализа мнения родителей по работе консультационного центра выявлена необходимость совершенствования форм и методов дистанционного обучения в консультационном центре. В статье рассматриваются инновационные формы работы с родителями в дистанционном формате в рамках работы консультационного центра по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

Ключевые слова: консультационный центр, детский сад, социологический опрос, родитель, потребность родителей, дистанционный формат.

На базе нашего детского сада третий год работает консультационный центр для родителей детей, не посещающих детский сад. Для совершенствования работы консультационного центра было принято решение провести социологический опрос. Основной задачей данного предварительного исследования является первичный анализ отношения респондентов к работе консультационного центра для определения характеристик процесса, динамики, возможностей и угроз. Для выявления тенденций был составлен опрос и размещен в свободном доступе в Интернете. В данном контексте, социологический опрос является своеобразным видом обмена информацией между специалистами консультационного центра и жителями района.

Этапы

  1. Подготовительный — разработка социологического опроса. Создание опроса в Google формах.
  2. Основной — проведение эмпирического исследования. Размещение информации на сайте детского сада в разделе «Консультационный центр».
  3. Завершающий — (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Базу опроса составило следующее количество участвовавших (на 1.07.2022) (табл. 1.)

Таблица 1

Участники социологического опроса

Родители, посещающие консультационный центр

83 человека

Родители, не посещающие консультационный центр

79 человек

ИТОГО

162 человека

В результате опроса родителей, посещающих консультационный центр, выявлена удовлетворенность работой консультационного центра на 4,8 баллов из 5, что является хорошим показателем.

Так же мы сравнили потребности родителей посещающих и не посещающих консультационный центр (рис. 1).

Потребности родителей

Рис. 1. Потребности родителей

Родители, посещающие консультационный центр, в меньшей степени нуждаются в помощи специалистов, потому что посещают наши лектории, консультации и психологические тренинги. Они успешно решают свои вопросы связанные с воспитание и обучением детей дошкольного образа, на основании практических знаний, которые они получили на занятиях в консультационном центре.

Больший интерес представляет опрос родителей, не посещающих консультационный центр. Из основных проблем ими отмечена «Транспортная доступность» (рис. 2). Поскольку наш район достаточно большой, некоторым родителям сложно добираться до нашего детского сада.

Основные проблемы, отмеченные родителями, не посещающими консультационный центр

Рис. 2. Основные проблемы, отмеченные родителями, не посещающими консультационный центр

На основе опроса мы выявили потребность родителей, не посещающих консультационный центр в расширение форм дистанционного консультирования. Несмотря на то, что специалисты нашего консультационного центра активно проводят работу с родителями в дистанционном формате, было принято решение о дополнение этого формата новыми формами и методами работы, например, онлайн-марафонами.

Онлайн-марафон — это курс обучения, проводимый через сеть Интернет. В рамках курса участникам поэтапно предоставлялись теоретические и практические знания, выполнив которые участники делились успехами и сложностями. В ходе марафона участники имеют возможность задавать вопросы по теоретической части или в процессе выполнения практических заданий. Марафоны в постоянном доступе находятся на сайте детского сада. К их плюсам можно отнести то, что каждый проходит их в своём темпе в удобное для него время. В марафонах предоставлен практический материал консультантов для родителей. На основе этих материалов они могут проводить развивающие занятия дома. Так разработаны марафоны по развитию речи, нейропсихологический марафон, марафон по подготовке ребенка к детскому саду и школе, марафон по развитию музыкального слуха.

Марафон содержит:

  1. Интерактивные игры, разработанные педагогами и доступные в сети интернет («Большой и маленький», «Найди тень», «Формы», «Цвета», «Кто говорит»)
  2. Видео с практическими играми и задания («Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Развитие памяти и внимания», «Развитие слуха»)
  3. Видео с подвижными играми для физкультминутки.
  4. Нейропсихологический марафон содержит в себе видео с артикуляционной гимнастикой, дыхательной гимнастикой, пальчиковой гимнастикой.
  5. Марафон развития эмоционального интеллекта содержит видео упражнений на распознание эмоций.

Таким образом, анализ социологического опроса показал, что важна гибкость форматов работы с родителями. Кроме того, для выстраивания грамотных детско-родительских отношений родители нуждаются в помощи со стороны компетентных специалистов, педагогов и психологов. Главным отличием работы консультационного центра является отсутствие поучительного характера общения, в связи с чем, родители чаще обращаются к консультантам.

Литература:

  1. Бунькова, Т. В. Формы повышения психолого–педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации: специальность «»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бунькова Татьяна Владимировна;. — Екатеринбург, 2017. — c. — Текст: непосредственный.
  2. Как узнать, что думают родители о школе или Методические рекомендации по изучению мнения родителей о работе школы / Т. Ф. Фомина, О. К. Самарцева, М. И. Горшкова, О. Н. Руссова. — Архангельск-Самара:, 2009. — c. — Текст: непосредственный.
  3. Пеша Анастасия Владимировна, Шавровская Марина Николаевна, Полушина Ирина Сергеевна Онлайн-марафон как педагогическая технология развития надпрофессиональных компетенций студентов вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. № 4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-marafon-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitiya-nadprofessionalnyh-kompetentsiy-studentov-vuza (дата обращения: 27.07.2022).
  4. Салахутдинова Ильсеяр Саитьяновна Социологический опрос как один из методов повышения качества организации медицинской помощи // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-opros-kak-odin-iz-metodov-povysheniya-kachestva-organizatsii-meditsinskoy-pomoschi (дата обращения: 27.07.2022).

Похожие статьи

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края)

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных станда...

Похожие статьи

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края)

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных станда...