Основные средства тестирования специальной выносливости волейболистов
Автор: Медовикова-Жевжик Арина Алексеевна
Рубрика: 25. Физическая культура и спорт
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 18.10.2022
Статья просмотрена: 1766 раз
Библиографическое описание:
Медовикова-Жевжик, А. А. Основные средства тестирования специальной выносливости волейболистов / А. А. Медовикова-Жевжик. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 52-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17490/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье приводятся сведения о наиболее популярных средствах, используемых для оценки уровня развития специальной выносливости в волейболе и дана краткая характеристика основных видов тестирования.
Ключевые слова: тестирование, контроль, волейбол, специальная выносливость, скоростная выносливость.
The article provides information about the most popular tools used to assess the level of development of special endurance in volleyball and gives a brief description of the main types of testing.
Keywords: testing, control, volleyball, special endurance, speed endurance.
Уровень тренированности волейболистов определяется степенью развития комплекса технических и специальных двигательных качеств и навыков, которые отражают уровень его готовности к игровой деятельности. Одной из таких характеристик является специальная выносливость.
Основополагающим критерием в оценке специальной выносливости является качественный выбор и информативность используемых тестовых упражнений. Проблемой является тот факт, что выбор методов и средств тестирования зачастую научно не обоснован, это приводит к малоинформативности получаемых данных о состоянии спортсменов. Следовательно, необходимо проанализировать значительное количество материала, чтобы выявить наиболее достоверные средства оценки уровня выносливости волейболистов различного уровня.
В волейболе, как и в других видах спорта, есть неспецифические виды тестирования, с помощью которых оцениваются потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления и специфические тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной [2].
Неспецифическими считают такие испытания как бег на тредбане, степ-тест и педалирование на велоэргометре. Во время теста измеряются эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения нагрузки) и физиологические показатели (МПК — максимальное потребление кислорода, ПАНО — порог анаэробного обмена, ЧСС — частота сердечных сокращений) [3].
Обширный анализ источников показал, что с оценкой общей неспецифической выносливости трудностей не возникает. Самыми популярными тестами данной группы являются: 30-секундный тест Уингейта, тест Новакки, тест Купера, проба Летунова, тест на тредмиле Каннингхема и Фолкнера, 1-минутный тест и другие [4, 7, 8].
Выносливость каждого отдельного спортсмена зависит от уровня развития его других физических качеств. Поэтому следует учитывать абсолютные показатели выносливости, при которых не учитываются показатели других двигательных качеств и относительные показатели, при которых другие двигательные качества учитывать необходимо.
Холодов Ж. К., Занковец В. Э. наиболее популярными относительными показателями определяют запас скорости, индекс и коэффициент выносливости.
Запас скорости вычисляется как разность между средним временем какого-то эталонного более короткого отрезка при преодолении всей дистанции и лучшим временем на данном отрезке.
З с =t n — t k [4, 6].
Индекс выносливости рассчитывается как разность между временем прохождения всей дистанции и тем временем на данной дистанции, которое мог бы продемонстрировать испытуемый, если бы он бежал со скоростью, показываемой на эталонном, более коротком отрезке.
Индекс выносливости = t — t k • n,
где t — время преодоления полностью всей дистанции;
t k — время преодоления короткого (эталонного) отрезка;
n — число отрезков, составляющих всю дистанцию.
Коэффициент выносливости определяется как отношение времени пробегания всей дистанции полностью к лучшему времени пробегания эталонного отрезка.
Коэффициент выносливости = t: t k .
t — время преодоления всей дистанции;
t k — лучшее время преодоления короткого (эталонного) отрезка [4, 6].
Чем коэффициент выносливости меньше, тем выше уровень выносливости.
В волейболе принято выделять три вида специальной выносливости: скоростную, прыжковую и игровую.
Кандидат педагогических наук, заслуженный работник ФК России Фомин Е. В. дает специальной выносливости волейболистов следующие определения:
– скоростная выносливость — проявление способности организма противостоять утомлению при выполнении волейболистом различных перемещений с высокой скоростью на протяжении всей игры;
– прыжковая выносливость — способность волейболиста к многократному выполнению прыжков на оптимальную высоту.
– игровая выносливость — способность вести игру в высоким темпе без снижения эффективности технических приёмов и тактических действий [5].
Проанализировав научную, методическую и учебную литературу многих авторов, сделан вывод, что система оценивания физических качеств волейболистов, предложенная федерацией волейбола СССР в 70-ые годы, до сих пор не претерпела серьезных изменений.
В большинстве игровых видов спорта и, в частности, в волейболе, челночный бег является одним из самых популярных средств для оценки скоростной выносливости. Это вызвано тем, что, во-первых, игровая деятельность проходит в «рваном» темпе с постоянными ускорениями, торможениями и изменениями направления движений, а челночный бег наиболее соответствует такой специфике действий, чем, например, работа на велоэргометре или циклический бег по прямой. Во-вторых, большим преимуществом является удобство проведения такого тестирования, которое можно осуществить практически в любых условиях, не используя никакого оборудования кроме секундомера.
Мнения экспертов (Беляев А. В., Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Савин В. П.) в области волейбола позволили выделить самую популярную дистанцию, которой является бег с изменением направления «Елочка» 92 м, определяющая уровень развития выносливости к скоростным повторно-переменным нагрузкам. На боковых линиях волейбольной площадки через каждые 3 метра от лицевой линии устанавливают конусы, или набивные мячи весом 1 кг (по три на линии). Седьмой конус ставится на расстоянии 1 метр от середины лицевой линии. По сигналу спортсмен начинает бег, касаясь поочередно конусов 1–7–2–7–3–7–4–7–5–7–6–7. Фиксируется время пробегания первой половины дистанции и всего пути.
Кроме того, с целью определения скоростной выносливости, можно использовать тест, в котором устанавливается время пробегания дистанции 100 м (одна попытка), время пробегания дистанции 25 м (четыре попытки) и вычисляется средний показатель. Далее, учетверенный результат бега на 25 м сопоставляется с результатом бега на 100 м и чем меньше получается разница, тем выше уровень скоростной выносливости [1].
Тест на прыжковую выносливость. Прыжки с места толчком обеими ногами на оптимальную высоту (к росту игрока-мужчины рекомендуется прибавить 80 см, к росту игрока-женщины — 60 см) с доставанием маркированной отметки двумя руками (учитывается количество прыжков).
Также предлагается более усложненный в техническом плане тест на уровень специальной выносливости. Выполняется нападающий удар с разбега из зоны 4 (2) в течение 3 мин для мужчин и 2 мин для женщин (интенсивность — 12 нападающих ударов в минуту). Оценивается попадание мяча в мишени (квадраты 3х3 м), которые устанавливаются по боковым линиям за линией нападения. Нападающие удары проводятся поочередно в обе мишени. Потерей мяча считаются удары в сетку и за пределы площадки, мимо мишени.
Классификация:
– 3–4 потери мяча — высокий уровень;
– 5–8 потерь мяча — хороший уровень;
– 9–12 потерь мяча — средний уровень;
– более 12 потерь — низкий уровень [1].
В силу сложной структуры игровой деятельности в волейболе, контроль игровой выносливости затрудняется. Прежде всего информативными показателями соревновательной деятельности в спортивных играх являются те, которые характеризуют объем, разносторонность и эффективность командных и индивидуальных технико-тактических действий. Основным, но субъективным, способом оценки является наблюдение [4].
Заключение
Необходимо отметить, что очень важно осуществлять контроль своевременно ввиду того, что зависимость между показателями физической работоспособности и технико-тактическим мастерством волейболистов проявляется по многим направлениям. Во-первых, у волейболистов с высоким уровнем физической выносливости наблюдается меньшая утомляемость в матчах и большая стабильность техники. Во-вторых, они способны выполнять повышенные объемы тренировочных нагрузок, а вследствие этого быстрее прогрессировать. Данное исследование позволило получить краткую информацию об использования основных средств контроля уровня специальной выносливости волейболистов.
Литература:
- Беляев А. В., Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А. В. Беляев, М. В. Савин. — М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. — 368 с.
- Бриленок Н. Б., Педагогический контроль и тестирование в спортивной деятельности: учебно-методическое пособие / Н. Б. Бриленок. — Саратов: «Саратовский источник», 2019. — 51 с.
- Занковец В. Э., Контроль специальной выносливости в профессиональном хоккее / В. Э. Занковец, В. П. Попов. — Прикладная спортивная наука. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-spetsialnoy-vynoslivosti-v-professionalnom-hokkee (дата обращения: 01.09.2022).
- Занковец, В. Э. Энциклопедия тестирований / В. Э. Занковец — Москва: Спорт, 2016. — 456 с. — ISBN 978–5–906839–49–7. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906839497.html (дата обращения: 09.09.2022). — Режим доступа: по подписке.
- Фомин, Е. В. Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов / Е. В. Фомин, Л. В. Булыкина, Л. В. Силаева — Москва: Спорт, 2018. — 192 с.
- Холодов Ж. К., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 2-е изд. — Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.
- Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / Под ред. Мак-Дугалл Дж. Дункан, Уэнгер Говард Э., Грин Говард Дж.; пер с англ. — Киев: Олимпийская литература, 1998. — 432 с.
- Янсен Петер, ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: Пер. с англ. — Мурманск: Издательство «Тулома», 2006. — 160 с.
Похожие статьи
Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге
В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...
Общее представление о спортивной подготовке в пляжном волейболе
Содержание статьи представляет общее представление о спортивной подготовке и ее влияние на успешность деятельности команды в пляжном волейболе.
Спортивная подготовка в киберспорте
В статье представлен анализ спортивной подготовки спортсменов традиционного киберспорта. Раскрыты индивидуальности тактической подготовки, требующие от игроков высочайшей скорости в принятии решений.
Развитие выносливости у студентов, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»
В данной статье рассмотрено понятие «выносливость», её виды, развитие и принципы достижения, а также значение и польза для здоровья.
Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза
В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.
Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом
В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах ...
Современное состояние проблемы развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования
В данной статье авторы рассматривают современное состояние проблемы повышения уровня скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования.
Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера
В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.
Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике
В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.
Волейбол как средство развития физических качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России
В статье рассматривается понятие «волейбол», а также проблема использования игры в волейбол как средства развития физических качеств курсантов.
Похожие статьи
Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге
В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...
Общее представление о спортивной подготовке в пляжном волейболе
Содержание статьи представляет общее представление о спортивной подготовке и ее влияние на успешность деятельности команды в пляжном волейболе.
Спортивная подготовка в киберспорте
В статье представлен анализ спортивной подготовки спортсменов традиционного киберспорта. Раскрыты индивидуальности тактической подготовки, требующие от игроков высочайшей скорости в принятии решений.
Развитие выносливости у студентов, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»
В данной статье рассмотрено понятие «выносливость», её виды, развитие и принципы достижения, а также значение и польза для здоровья.
Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза
В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.
Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом
В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах ...
Современное состояние проблемы развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования
В данной статье авторы рассматривают современное состояние проблемы повышения уровня скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования.
Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера
В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.
Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике
В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.
Волейбол как средство развития физических качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России
В статье рассматривается понятие «волейбол», а также проблема использования игры в волейбол как средства развития физических качеств курсантов.