Особенности организации тьюторского сопровождения молодых педагогов в образовательной организации
Автор: Скобелева Анастасия Владимировна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 23.10.2022
Статья просмотрена: 81 раз
Библиографическое описание:
Скобелева, А. В. Особенности организации тьюторского сопровождения молодых педагогов в образовательной организации / А. В. Скобелева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17509/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данная статья посвящена проблеме необходимости оказания эффективной помощи молодым педагогам в период профессиональной адаптации. Автор приходит к выводу, что организация тьюторского сопровождения молодых специалистов в образовательной организации способствует более успешной адаптации, улучшению показателей профессионального самочувствия, а также формированию мотивации к профессиональной деятельности и профессионально-личностному росту.
Ключевые слова: молодые специалисты, педагоги, тьюторское сопровождение.
Молодой учитель, который приходит в школу после получения образования не всегда готов к предъявляемым ему требованиям, к существующей нагрузке. Возникновение профессиональных проблем, эмоциональное напряжение, приводят к тому, что начинающий педагог нередко принимает решение уйти из профессии [2]. Несмотря на то, что для решения проблем адаптации педагогов во многих школах существует система наставничества, она довольно часто носит формальный характер и не удовлетворяет потребностей молодых специалистов.
Таким образом, возникает необходимость искать пути наиболее эффективного решения проблемы сопровождения молодых педагогов. На наш взгляд, таким решением может быть организация тьюторского психолого-педагогического сопровождения начинающего педагога, ориентированного на профессиональную и личностную поддержку, оказание помощи в преодолении затруднений в ходе профессиональной деятельности и решении возникающих профессиональных проблем.
Тьютор — это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача — помочь ребенку или взрослому зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу [3, 4].
Мы в своей работе поставили перед собой цель — разработать и апробировать программу тьюторского психолого-педагогического сопровождения деятельности молодого специалиста в образовательном учреждении.
В исследовании приняли участие 6 педагогов общеобразовательного учреждения г. Костромы, стаж педагогической деятельности от 2 до 4 лет.
Опираясь на результаты пилотажного исследования и анализ существующей системы наставничества в образовательной организации нами была разработана программа по сопровождению молодых педагогов. При реализации данной программы нами были проведены следующие мероприятия, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Мероприятия по осуществлению тьюторского сопровождения в образовательной организации
Форма работы |
Цель, содержание мероприятия |
Диагностика |
Выявления основных трудностей, возникающих у молодых педагогов, диагностика профессионального самочувствия, изучение предпочтительных форм поддержки молодых педагогов |
Педагогическая выставка «От учителя к учителю» |
Проведение выставки с целью распространения педагогического опыта, пополнения методической копилки образовательной организации, сплочения молодого педагогического коллектива и тренировка коммуникативных навыков |
Индивидуальная консультация |
Определение профессиональных потребностей, определение ближайших целей и задач, краткосрочный тайм-менеджмент |
Тренинг с применением техники визуализации |
Определение сильных сторон, активизация внутренних ресурсов, тренировка коммуникативных навыков |
Индивидуальная консультация |
Рефлексия по продвижению по индивидуальному маршруту, обозначение возможных проблем при продвижении к цели, поиск способов преодоления проблем, создание карты целей |
Диагностика |
Выявления основных трудностей, возникающих у молодых педагогов, диагностика профессионального самочувствия. |
Индивидуальная консультация |
Рефлексия достижений и неудач молодых педагогов, профессиональное целеполагание |
В ходе первой консультации педагогами были намечены планы на ближайшую неделю, месяц, а в перспективе на полгода и на год. Также учителя во время консультации определили ресурсы, необходимые им для достижения целей.
При проведении социально-психологического тренинга нами преследовалась цель раскрыть внутренние ресурсы и сильные стороны каждого педагога. Упражнения были подобраны таким образом, чтобы учитель мог погрузится в свои мысли, в свое состояние, проанализировать черты характера, которые помогают ему в решении профессиональных трудностей. Помогают в этом процессе и делают его интересным выбранная нами техника визуализации с применением метафорических ассоциативных карт (МАК) [1]. Карты похожи на игру, вследствие чего снимается напряжение между участниками. Но в это же время развивается навык общения, самовыражения, расширения самопознания.
В ходе второй консультации обсуждался проведенный тренинг, а так же педагоги постарались выделить для себя основную цель, определить возможные трудности при достижении цели и пути их преодоления. После этого педагогам было предложено составить карту целей.
Для анализа эффективности тьюторского сопровождения в школе нами было проведена итоговая диагностика. Для итоговой диагностики были использованы: анкета по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательной организации; анкета диагностики профессионального самочувствия; анкета оценки поддержки молодых специалистов.
Анкетирование по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательной организации показало положительную оценку молодыми педагогами условий работы в образовательном учреждении — никто из педагогов не хотел бы уйти работать в другое образовательное учреждение. Вместе с тем 66 % педагогов четко понимают, что должны делать на своей работе и при необходимости могут высказывать свои идеи администрации. Удовлетворены существующей системой сопровождения 50 % педагогов. Однако 100 % педагогов желали бы включить в работу с наставником элементы тьюторского сопровождения.
При оценке профессионального самочувствия 100 % педагогов отметили, что чувствуют себя достаточно компетентными и могут называть себя педагогом, 83 % педагогов при этом могут справляться с профессиональными трудностями. Также 100 % педагогов чувствуют себя «своими» в педагогическом коллективе и пользуются поддержкой коллег. Оценка эффективности проведенных мероприятий с помощью Т-критерий Вилкоксона показала статистически достоверное положительное изменение у участников в степени удовлетворенности педагогов педагогической деятельностью (Т = 6, р ≤ 0.05).
При оценке полезности форм поддержки молодых педагогов наиболее полезными для каждого оказались: проектирование и обсуждение уроков, посещение уроков наставника, ведение портфолио, сокращение нагрузки начинающего педагога, денежные выплаты и надбавки.
По итогам диагностики для педагогов была проведена дополнительная консультация для определения ближайших целей профессионального развития, а также для анализа факторов, помогающих и стопорящих профессиональное развитие, определение путей достижения цели.
Анализ результатов консультации показал, что молодые педагоги мотивированы на участие в профессиональных конкурсах, самообразование, развитие способностей учеников. В качестве ресурсов для этого педагоги отметили имеющиеся знания, приобретенный опыт, мотивация и целеустремленность, знание ИКТ. Проблемными точками при этом выступают нехватка времени, возможный недостаток знания и умений, неуверенность в себе.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод об эффективности выбранных форм тьюторского сопровождения молодых педагогов в образовательном учреждении. Использование системного и индивидуального подхода способствует более успешной адаптации в образовательной организации, улучшению показателей профессионального самочувствия (компетентности, удовлетворенности педагогической деятельностью, ощущению себя своим в коллективе и др.), формированию мотивации к профессиональной деятельности и дальнейшему самообразованию, раскрытию индивидуальности и профессионально-личностному росту.
Литература:
- Банникова Е. А. Метафорический тренинг как средство развития самоотношения личности студентов / Е. А. Банникова, И. А. Чайковская // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд. Сборник статей международной научно-практической конференции. — Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. С. 23–30.
- Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020 № 18, С. 1–17.
- Ковалева Т. М. Субъективность как рабочее понятие для тьюторского сообщества (на материале работ Мишеля Фуко) / Т. М. Ковалева // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство. Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. 29–30 октября 2013 года. — М.: МПГУ: МИОО, 2013.
- Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010–56 с.
Похожие статьи
Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации
В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтит...
Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования
В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...
Самообразование как условие профессионального становления личности педагога
Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...
Организация работы с молодыми специалистами в образовательной организации
В статье речь идет о возможных вариантах поддержки молодых специалистов, о трудностях, с которыми они встречаются на пути профессионального становления. Автор считает, что процесс адаптации молодых специалистов играет важную роль при формировании выс...
Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении
В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...
Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования
Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования, развития их личностно-профессиональных качеств в условиях дошкольной образовательной организации средствами активных методов обучени...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...
Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства
В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...
Роль наставничества в формировании профессиональных компетенций педагога
В статье рассматривается эффективность наставничества, так как именно сегодня наставничество заслуживает пристального внимания и отражает жизненную необходимость педагогов, испытывающих профессиональные дефициты, получить поддержку опытных специалист...
Похожие статьи
Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации
В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтит...
Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования
В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...
Самообразование как условие профессионального становления личности педагога
Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...
Организация работы с молодыми специалистами в образовательной организации
В статье речь идет о возможных вариантах поддержки молодых специалистов, о трудностях, с которыми они встречаются на пути профессионального становления. Автор считает, что процесс адаптации молодых специалистов играет важную роль при формировании выс...
Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении
В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...
Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования
Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования, развития их личностно-профессиональных качеств в условиях дошкольной образовательной организации средствами активных методов обучени...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...
Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства
В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...
Роль наставничества в формировании профессиональных компетенций педагога
В статье рассматривается эффективность наставничества, так как именно сегодня наставничество заслуживает пристального внимания и отражает жизненную необходимость педагогов, испытывающих профессиональные дефициты, получить поддержку опытных специалист...