Системный подход к повышению качества образовательного процесса: теоретический аспект
Автор: Айдинян Армине Руслановна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XLVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 04.11.2022
Статья просмотрена: 148 раз
Библиографическое описание:
Айдинян, А. Р. Системный подход к повышению качества образовательного процесса: теоретический аспект / А. Р. Айдинян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/464/17539/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор раскрывает суть системного подхода в управлении образовательным процессом, основываясь на аспектах государственной политики в вопросах совершенствования системы образования.
Ключевые слова: системный подход, качество, образовательный процесс
Система образования в Российской Федерации постоянно находится в развитии, и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству образовательного процесса в образовательных учреждениях.
Стратегические ориентиры государственной политики в вопросах совершенствования системы образования определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Приоритетной ее задачей выступает обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала педагогических работников [1].
Перечисленные аспекты приоритетных задач позволяют сформировать систему управления качеством образовательного процесса в образовательных учреждениях на основе системного подхода.
Применение системного подхода в управлении образовательным процессом рассматривали ряд ученых: В. И. Байденко, М. Г. Рогов, В. П. Сухов и др. [2]. В их трудах система была представлена в целом, как совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, взаимодействие которых приводит к единому целому, обладающему свойством эмерджентности.
На основе системного подхода модель системы управления образовательным процессом включает в себя следующие системные элементы: формулировка цели, разработка задач по ее достижению, методы и технологии обучения, субъект управления (управляющая подсистема), объект управления (управляемая подсистема) и управленческие действия (функции). В системе управления субъект управления целенаправленно воздействует на объект управления с целью перехода его из исходного состояния в желаемый результат. Состояние объекта управления описывается конкретным набором измеряемых характеристик (показателей), и задача управления может быть описана через изменение состояний объекта — значений этих показателей или формирование у объекта управления новых характеристик (придание ему новых качественных свойств). При этом даже если начальное и конечное состояние объекта совпадают, это можно рассматривать как частный случай управления, имеющий целью поддержание стабильного состояния объекта.
На основе вышеизложенного материала, в модели системы управления качеством образовательного процесса в общеобразовательной школе в качестве объекта управления выступает качество образовательного процесса, который описывается некоторой совокупностью свойств (характеристик), определяющих его состояние (начальное, конечное, промежуточное). Для перевода образовательного процесса из одного состояния в другое, субъект управления реализует управленческий процесс как способ выполнения определенных функций: планирование, организация и контроля учебного и воспитательного процесса на основе мотивации труда педагогических работников и учащихся.
Система управления качеством образовательного процесса включает в себя управленческие функции, об этом свидетельствуют результаты научных исследований ученых Т. Ю. Базарова, В. В. Лукашевич, М. М. Поташника, Т. А. Салимовой, П. И. Третьякова [2]. Суть их заключается в следующем: функция «планирование» определяет цели, средства и критерии их достижения; функция «организация» формирует и совершенствует взаимодействие между управляющей и управляемой системами для реализации планов, определяет уровень ответственности и полномочий. Функция «мотивация» создает социально-психологическую среду деятельности педагогов и учащихся на основе разработки мероприятий по стимулированию и их реализации. Значение функции «руководство» заключается в постановке задач подчиненным и оценка их работы, анализ состояния коллектива, принятие решений о поощрении и наказании. Контроль, являясь заключительной функцией управленческого процесса по достижению уровня качества образовательного процесса, осуществляет сбор информации о процессе выполнения намеченных планов на основе мониторинга, т. е. постоянное слежение за результатом достижения целей образования, на основе сравнительного анализа планируемых и фактически полученных результатов качества образовательного процесса.
Следовательно, с позиции системного подхода, важнейшими принципами, характеристиками и условиями управления образовательным процессом как системы являются иерархичность, структурность, целостность, взаимосвязанность, предметность, субъектность, активность, осознанность, мотивированность [3].
Таким образом, системный подход к повышению качества образовательного процесса в образовательном учреждении можно рассматривать как реализацию определенных элементов системы управления, направленных на постоянное улучшение их показателей и разработки корректирующих мероприятий по результатам их анализа.
Литература:
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //obrazov.cap.ru/
2. Трапицын, С. Ю. Менеджмент в образовании [Электронный ресурс]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 413 с. — Режим доступа: https: // biblio-online.ru/bcode/427499/p.24.
3. Казандаев, И. А. Модель управления образовательным процессом в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hdl.handle.net/123456789/906
Похожие статьи
Системный подход к совершенствованию менеджмента организаций в современных условиях
Авторами в статье рассматриваются вопросы, раскрывающие значение системного подхода в эффективном развитии и постоянном совершенствовании организации посредством организационного развития; соблюдение баланса между целями организации и ее потенциалом.
Необходимость проектного управления в организациях
В статье авторы пытаются определить необходимость оценки зрелости проектного подхода в управлении организацией и разработке рекомендаций по совершенствованию проектного управления как одного из инструментов повышения эффективности деятельности.
Управление образовательной системой в России как объектом
В данной статье автор рассматривает различные подходы к управлению образованием и образовательной деятельностью в России, исследуются основные принципы и проблемы системы управления системой образованием, как на глобальном, так и на локальном уровне.
Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества
В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...
Проблема управления качеством образования
В данной статье с целью совершенствования системы управления рассматриваются различные теоретические подходы к характеристике понятия «качество образования».
К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах
В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.
Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования
В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.
Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода
В данной статье рассматривается роль управления качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода, предложены перспективные рекомендации по повышению эффективности системы управления качеством.
Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания
В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.
Значение социальных технологий в реализации социальной политики
В статье автор исследует значение социальных технологий в реализации социальной политики Российской Федерации, выявляет основания и пределы применения государством социальных технологий.
Похожие статьи
Системный подход к совершенствованию менеджмента организаций в современных условиях
Авторами в статье рассматриваются вопросы, раскрывающие значение системного подхода в эффективном развитии и постоянном совершенствовании организации посредством организационного развития; соблюдение баланса между целями организации и ее потенциалом.
Необходимость проектного управления в организациях
В статье авторы пытаются определить необходимость оценки зрелости проектного подхода в управлении организацией и разработке рекомендаций по совершенствованию проектного управления как одного из инструментов повышения эффективности деятельности.
Управление образовательной системой в России как объектом
В данной статье автор рассматривает различные подходы к управлению образованием и образовательной деятельностью в России, исследуются основные принципы и проблемы системы управления системой образованием, как на глобальном, так и на локальном уровне.
Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества
В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...
Проблема управления качеством образования
В данной статье с целью совершенствования системы управления рассматриваются различные теоретические подходы к характеристике понятия «качество образования».
К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах
В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.
Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования
В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.
Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода
В данной статье рассматривается роль управления качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода, предложены перспективные рекомендации по повышению эффективности системы управления качеством.
Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания
В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.
Значение социальных технологий в реализации социальной политики
В статье автор исследует значение социальных технологий в реализации социальной политики Российской Федерации, выявляет основания и пределы применения государством социальных технологий.