Брейн-ринг как одна из форм профориентационной работы в Старорусском политехническом колледже (филиале) Новгородского государственного университета
Авторы: Карпова Светлана Евгеньевна, Васильева Елена Николаевна, Кондратьев Александр Яковлевич, Васильев Тимофей Алексеевич
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XLVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 17.11.2022
Статья просмотрена: 22 раза
Библиографическое описание:
Карпова, С. Е. Брейн-ринг как одна из форм профориентационной работы в Старорусском политехническом колледже (филиале) Новгородского государственного университета / С. Е. Карпова, Е. Н. Васильева, А. Я. Кондратьев, Т. А. Васильев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/466/17545/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: профориентационная работа, брейн-ринг, развивающее обучение, воспитание.
Keywords: career guidance, brain-ring, developmental education, education.
В каждом человеке заложен огромный потенциал. Важно вовремя определить индивидуальные особенности и развить их, дав тем самым возможность обучающемуся в будущем определиться с выбором профессиональной деятельности, разобраться и адаптироваться на рынке труда в условиях современной социально-экономической ситуации в стране. Главным аспектом удачного профессионального будущего для молодого гражданина, особенно выпускнику учебного заведения, является самоопределение, и здесь на первый план выходит профориентационная работа в период его учебы. Именно она сейчас является одной из ступенек будущего успеха.
Поэтому, чтобы работа по профориентации была наиболее эффективной, необходимо использовать современные методы и формы работы с обучающимися: активное использование мультимедийных и информационных технологий, переход от пассивных методов работы к практико-ориентированным.
Профориентацией или профессиональной ориентацией называют комплекс мероприятий, которые помогают обучающемуся определиться с выбором будущей профессиональной деятельности, учат правильно применять свои таланты и способности, что позволяет ему построить карьеру именно в той области, где он лучше всего реализует свои умения и навыки, полученные в период учебы. [1, с 46].
Одной из форм профориентационной работы в Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ среди других является интеллектуальная игра «Брейн-ринг», участниками которой являются обучающиеся школ города и студенты первого курса. [2].
Целью брейн-ринга является пополнение у обучающихся правовых знаний, особенно Конституции РФ в новой редакции, то есть с поправками, внесенными в ее текст Федеральным Конституционным законом и одобренными Всенародным голосованием граждан Российской Федерации в 2020 году. Организаторы брейн-ринга исходят из того, что поправки в текст Конституции РФ свидетельствует о новом позитивном развитии Российской Федерации и это нашло отражение в заданиях.
Подготовкой и проведением мероприятия занимаются студенты старших курсов специальности Право и организация социального обеспечения, что вызывает наибольший интерес у участников брейн-ринга. Ведущими и членами жюри также являются студенты старших курсов.
Содержание брейн-ринга состоит из 30 заданий, посвященных Конституции РФ. Все участники, а это обучающиеся девятых классов школ города делятся на команды по шесть человек. Командам присваивается название. Перед началом игры ведущие разъясняют участникам правила ее проведения.
Вопросы брейн-ринга составлены с учетом общедидактических принципов:
— сложность вопроса на пределе возможностей участников игры (известный принцип развивающего обучения), поскольку среди участников игры обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию использованы вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т. п.).
— в отличие от других видов игр, “Брейн-ринг” развивает понятийное мышление, принимать решения в течение короткого времени и правовой направленности. Содержание игры — это фактически ответ на вопрос. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, быть значимым, лаконичным и, естественно, правовым, т. е. содержать понятия из текста Конституции РФ. С другой должен быть составлен таким образом, чтобы исключить двойное толкование или содержать признаки другого понятия. Иными словами, информация, содержащаяся в вопросе, не должна содержать двойного толкования:
— в хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче, и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.
— в тексте вопроса отсутствуют как “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ.
Ответы участники команды заносят в выданные листки бумаги с наименованием команды. Заполненный листки команда сдает жюри викторины.
Во время викторины командам — участникам запрещается пользоваться мобильными телефонами и другими источниками информации.
За нарушение этого правила на команду налагаются штрафные баллы.
Вся игра сопровождается презентацией, на которой в красочной форме представлены все материалы.
Важным является то, что атмосфера в период проведения брейн-ринга достаточно творческая, демократичная и доброжелательная между всеми участниками, включая и ведущих, и жюри. Все это позволяет обучающимся в полной мере раскрыть свои знания и умения. Жюри объективно подводит итоги интеллектуальной игры.
Таким образом, профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных школ создает условия для осознанного выбора ими образовательного учреждения, что в настоящее время очень актуально.
Жесткие требования рынка труда к уровню знаний, практических навыков и компетенций специалиста, высокая конкуренция при трудоустройстве на высокооплачиваемую работу не позволяют беспечно относиться к результатам обучения. Современные школьники и студенты просто «вынуждены» эффективно использовать учебное и внеучебное время для профильной, а по возможности, предпрофессиональной и профессиональной подготовки. Профориентационная работа со школьниками с одной стороны готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с потребностями экономики в кадрах определенных профессий, и с другой стороны повышает привлекательность учреждений профессионального образования.
Литература:
- Блинов, В. И. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, И. С. Сергеев; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 133 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–09146–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492379 (дата обращения: 08.11.2022).
- http://edu.mari.ru
- https://ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.
Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении
В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...
Патриотическое воспитание современного школьника
В статье описывается опыт организации гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Учебно-тренировочное занятие на развитие командного позиционного блока в мини-футболе в предсоревновательный период
В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Похожие статьи
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.
Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении
В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...
Патриотическое воспитание современного школьника
В статье описывается опыт организации гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Учебно-тренировочное занятие на развитие командного позиционного блока в мини-футболе в предсоревновательный период
В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.