Применение регулятора с нечеткой логикой при автономном контроле целостности глобальной навигационной спутниковой системы методом невязки измерений в скользящем окне | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Технические науки

Опубликовано в

XLVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 18.11.2022

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Бойков, Д. В. Применение регулятора с нечеткой логикой при автономном контроле целостности глобальной навигационной спутниковой системы методом невязки измерений в скользящем окне / Д. В. Бойков. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 11-20. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/466/17563/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автором рассмотрена возможность применения регулятора с нечеткой логикой для определения сбоя при автономном контроле целостности глобальной навигационной спутниковой системыметодом невязки измерений в скользящем окне.

Ключевые слова : регулятор с нечеткой логикой; нечеткая логика; спутниковая радионавигационная система; автономная система контроля целостности; навигационный комплекс; компьютерное моделирование.

Введение .

Актуальность рассматриваемой в данной статье задачи вызвана необходимостью осуществления автономного контроле целостности глобальной навигационной спутниковой системы. Одним из проблемных вопросов при применении алгоритмов автономного контроля целостности, описанных в работах [1, 2, 3] является определение порога ошибки при сбое.

Цель работы: рассмотреть возможность применения регулятора с нечеткой логикой для определения сбоя при автономном контроле целостности глобальной навигационной спутниковой системы методом невязки измерений в скользящем окне.

Постановка задачи.

В целях недопущения использования некорректной информации от спутниковой радионавигационной системы (далее — СРНС) осуществляют мониторинг целостности радионавигационного поля. Мониторинг целостности — контроль состояния глобальной навигационной спутниковой системы и параметров создаваемого ею радионавигационного поля для своевременного оповещения потребителей СРНС о снижении качества навигационных определений. [4]

Контроль навигационного поля заключается в контроле качества излучаемых навигационным космическим аппаратом (НКА) навигационных радиосигналов и качества передаваемой ими информации навигационного сообщения.

Автономные системы контроля целостности получил широкое применение в навигационных комплексах в виду их оперативности, автономности и независимости от внешнего канала передачи данных [5]. Это обусловлено тем, что использование внешних систем контроля целостности не позволяет удовлетворить требованиям по времени обнаружения и исключения ложной навигационной информации из обработки в навигационном комплексе.

В отличие от работы [6], для осуществления автономного контроля целостности глобальной навигационной спутниковой системы применим метод невязки измерений в скользящем окне без их суммирования. Этот подход к обнаружению изменения анализируемой функции основан на ограничении интервала анализа дискретных отсчетов. В качестве анализируемого процесса выступает изменение сигнала

, , а в качестве анализируемых функций — функции и

(1)

(2)

где N — число отсчетов определяющих размер окна, и – невязки измерений, определяемые по формулам

, ;(3)

, .(4)

в которой — невязка измерения (наблюдения) барометрического высотомера. — невязка измерения (наблюдения) СРНС, описываемые выражениями:

(5)

,(6)

Компьютерное моделирование

Проведем компьютерное моделирование в пакете прикладных программ для решения задач технических вычислений MATLAB (MatrixLaboratory). В процессе моделирования рассмотрим три случая изменения сигналов на выходе аппаратура приема (АП) сигналов СРНС из-за аномальных измерений или передачи недостоверных навигационных данных в радиосигналах спутниковых радионавигационных систем:

а) линейное изменение сигнала на выходе АП СРНС;

б) резкое скачкообразное изменение сигнала на выходе АП СРНС;

в) резкое изменение сигнала на выходе АП СРНС

и фиксирование этого значения на некотором уровне.

Программной средой моделирования и обработки нечетких правил выбран пакет MATLAB с готовыми наборами алгоритмов цифровой обработки сигналов и конструктором систем нечеткого вывода Fuzzy Logic. В соответствии с требованиями ИКАО ошибка измерения высоты при полете воздушного судна по маршруту должна составлять не более 30 м [5]. При моделировании H_отн будем изменять на величину 30 м. для получения результата приближенного к реальным условиям.

Анализ компьютерного моделирования. На графике (рис. 1) представлены результаты компьютерного моделирования функций Нсрнс(t), J1(t) и J2(t) при изменении высоты объекта H_отн во всех трех случаях описанных выше, при величине окна 10. Невязки S1(t k ) и S2(t k ) вычислялись по формулам (3) и (4) соответственно.

График функций Нсрнс(t), J1(t) и J2(t)

Рис. 1. График функций Нсрнс(t), J1(t) и J2(t)

Из результатов моделирование (рис. 1) видно, что при выявлении сбоя определение порог ошибки вызывает сложность. Для определения порога ошибки применим регулятор с нечеткой логикой. Ядром любого регулятора с нечеткой логикой (РНЛ) является блок с нечеткой логикой (БНЛ), в котором происходят процессы фаззификации и дефаззификации (рис. 2).

Структурная схема регулятора с нечеткой логикой

Рис. 2. Структурная схема регулятора с нечеткой логикой

Разработка регулятора с нечеткой логикой, как правило, осуществляется следующими этапами [7]:

  1. Определение входных переменных. Входные переменные для данной модели
  2. Определение выходной лингвистической переменной. В нашем случае — определение ошибки;
  3. Формирование базы правил. База правил формируется из набора нечетких «если — то» на основе экспертных знаний. Для каждого правила может устанавливаться весовой коэффициент.

Проведем моделирование с использованием пакета Fuzzy Logic при этом в отличие от работ [6], будем определять сбой, анализируя

и .

Представим данную систему в пакете Fuzzy Logic (рис. 3). При этом при описании и в пакете Fuzzy Logic (рис. 4 и 5) будем использовать диапазон значений, полученный при моделировании (рис. 1).

Окно графического интерфейса редактора FIS

Рис. 3. Окно графического интерфейса редактора FIS

Окно редактора функций принадлежности

Рис. 4. Окно редактора функций принадлежности

Окно редактора функций принадлежности

Рис. 5. Окно редактора функций принадлежности

Сформулируем базу нечетких правил исходя из результатов компьютерного моделирования (рис. 6).

Окно редактора правил

Рис. 6. Окно редактора правил

Поверхность ошибки от значений (t k ) и

(t k ) имеет следующий вид (рис 7)

Поверхность нечеткого вывода

Рис. 7. Поверхность нечеткого вывода

Для проверки точности предложенного алгоритма в окне программы просмотра правил (рис. 8), выберем соответствующие значения (t k ) и (t k ) графика функций (рис. 9), при которых определяется сбой из-за аномальных измерений или передачи недостоверных навигационных данных в радиосигналах спутниковых радионавигационных систем. Получим следующие результаты моделирования при значениях (t k ) =-0.0262 и (t k ) =34,6 вероятность сбоя будет равна 0.802.

Окно просмотра правил.

Рис. 8. Окно просмотра правил.

График функций Нсрнс(t), J1(t) и J2(t)

Рис. 9. График функций Нсрнс(t), J1(t) и J2(t)

Заключение

Из результатов проведенного моделирования можно сделать следующие выводы:

— использование регулятора с нечеткой логикой при осуществление автономном контроле целостности глобальной навигационной спутниковой системы методом невязки измерений в скользящем окне позволяет определять сбой для различных случаев изменения сигналов на выходе АП сигналов СРНС с большой вероятностью 0,8;

— регулятора с нечеткой логикой имеет большой диапазон настроек (выбор различных видов функций принадлежности, весовых коэффициентов, области значений функции принадлежности, правила и т. д.);

— преимущество регулятора с нечеткой логикой в простоте и доступности применения накопленного опыта экспертов в алгоритмическом исполнении, в возможности включения дополнительных параметров и правил без перенастройки всей системы в целом.

Литература:

  1. Иванов, А. В. Анализ работы алгоритмов обработки информации в навигационных системах подвижных наземных объектов с контролем целостности навигационного обеспечения путем статистического компьютерного моделирования / А. В. Иванов // Радиотехника. — 2011.– № 5. — С. 6–11.
  2. Иванов, А. В. Алгоритмы обработки информации в навигационных системах наземных подвижных объектов с контролем целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем / А. В. Иванов, Д. В. Комраков, В. О. Сурков // Вопросы современной науки и практики «Университет имени В. И. Вернадского». Спецвыпуск — 2014. — № 52. — С. 53–58.
  3. Иванов, А. В. Точностные характеристики навигационных комплексов, использующих контроль целостности спутниковых радионавигационных систем для реконфигурации / А. В. Иванов, Д. В. Комраков, С. П. Москвитин // Вестник ТГТУ. — 2015. — № 4. — с. 572–577.
  4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52928–2010 «Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2010 г. N 353-ст).
  5. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / под ред. А. И. Перова, В. Н. Харисова.–Изд. 3-е, перераб.–М.: Радиотехника, 2005.–688с.
  6. Иванов, А. В. Автономный контроль целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем методами сравнения и невязок /А. В. Иванов, А. П. Негуляева, С. П. Москвитин // Вестник ТГТУ. — № 3. — с. 358–367.
  7. Штовба, С. Д. Проектирование нечетких систем средствами / С. Д. Штовба // МАТЛАБ. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007.

Ключевые слова

компьютерное моделирование, нечеткая логика, навигационный комплекс, спутниковая радионавигационная система, регулятор с нечеткой логикой, автономная система контроля целостности

Похожие статьи

Теория искусственных нейронных сетей как инструмент прогнозирования параметрических отказов оборудования судовой энергетики

Проанализирована возможность применения теории искусственных нейронных сетей в качества инструмента прогнозирования параметрических отказов оборудования судовой энергетики, рассмотрены возможные пути реализации такой технологии прогнозирования, указа...

Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упрос...

Разработка структурной схемы автономной системы контроля целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем в навигационных комплексах наземных подвижных объектов на основе оптимальных алгоритмов обработки информации

На основе синтезированных алгоритмов обработки информации в навигационных комплексах наземных подвижных объектов разработана структурная схема автономной системы контроля целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем, на осно...

Проектирование приложения на ПК для полуавтоматизированного управления генератором сигналов различной формы

В данной статье выполнено обоснование актуальности и результат проектирования приложения на ПК для полуавтоматизированного управления генератором сигналов различной формы на основе микроконтроллера. Актуальность исследования обусловлена тем, что упра...

Анализ методов контроля целостности спутниковых радионавигационных систем в навигационных системах подвижных наземных объектов

В статье проанализированы методы контроля целостности спутниковых радионавигационных систем (СРНС) в навигационных системах подвижных наземных объектов. Методы контроля целостности, основанные на использовании избыточности информации СРНС и использов...

Применение древовидных машин четности в целях обеспечения конфиденциальности информации Военно-морского флота Российской Федерации

Изучена возможность применения нейрокриптографического средства защиты информации (древовидные машины четности) в качестве одного из способов обеспечения конфиденциальности информации Военно-морского флота Российской Федерации, проведен анализ получе...

Математическая модель анализа эксплуатационной надежности технических средств системы управления движения судов

В статье предложена математическая модель анализа эксплуатационной надеж-ности технических средств системы управления движением судов с помощью полумар-ковских процессов, которая позволяет учитывать их структуру, оценить влияние усло-вий эксплуатации...

Экспертная система на основе нейросетевых технологий для мониторинга и диагностики корпоративной локальной сети

Статья посвящена проблеме мониторинга и диагностики состояния компьютерных сетей предприятия. Проанализированы характерные особенности системы, производящей анализ состояния сети. Выявлена и обоснована необходимость использования методов нейросетевых...

Повышение достоверности навигационных измерений в навигационных системах подвижных наземных объектов

В статье предложено повышать достоверность навигационных измерений в навигационных системах подвижных наземных объектов с помощью контроля целостности спутниковой радионавигационной системы. С учетом особенностей функционирования навигационных систем...

Нечетко-логическая система регулирования температурным режимом химического реактора

Приводится эффективный алгоритм синтеза нечетко-логического регулятора и нечеткой системы автоматического регулирования температурным режимом химического реактора, инвариантной к изменениям в широком изменении параметрических и внешних возмущений.

Похожие статьи

Теория искусственных нейронных сетей как инструмент прогнозирования параметрических отказов оборудования судовой энергетики

Проанализирована возможность применения теории искусственных нейронных сетей в качества инструмента прогнозирования параметрических отказов оборудования судовой энергетики, рассмотрены возможные пути реализации такой технологии прогнозирования, указа...

Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упрос...

Разработка структурной схемы автономной системы контроля целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем в навигационных комплексах наземных подвижных объектов на основе оптимальных алгоритмов обработки информации

На основе синтезированных алгоритмов обработки информации в навигационных комплексах наземных подвижных объектов разработана структурная схема автономной системы контроля целостности навигационных данных спутниковых радионавигационных систем, на осно...

Проектирование приложения на ПК для полуавтоматизированного управления генератором сигналов различной формы

В данной статье выполнено обоснование актуальности и результат проектирования приложения на ПК для полуавтоматизированного управления генератором сигналов различной формы на основе микроконтроллера. Актуальность исследования обусловлена тем, что упра...

Анализ методов контроля целостности спутниковых радионавигационных систем в навигационных системах подвижных наземных объектов

В статье проанализированы методы контроля целостности спутниковых радионавигационных систем (СРНС) в навигационных системах подвижных наземных объектов. Методы контроля целостности, основанные на использовании избыточности информации СРНС и использов...

Применение древовидных машин четности в целях обеспечения конфиденциальности информации Военно-морского флота Российской Федерации

Изучена возможность применения нейрокриптографического средства защиты информации (древовидные машины четности) в качестве одного из способов обеспечения конфиденциальности информации Военно-морского флота Российской Федерации, проведен анализ получе...

Математическая модель анализа эксплуатационной надежности технических средств системы управления движения судов

В статье предложена математическая модель анализа эксплуатационной надеж-ности технических средств системы управления движением судов с помощью полумар-ковских процессов, которая позволяет учитывать их структуру, оценить влияние усло-вий эксплуатации...

Экспертная система на основе нейросетевых технологий для мониторинга и диагностики корпоративной локальной сети

Статья посвящена проблеме мониторинга и диагностики состояния компьютерных сетей предприятия. Проанализированы характерные особенности системы, производящей анализ состояния сети. Выявлена и обоснована необходимость использования методов нейросетевых...

Повышение достоверности навигационных измерений в навигационных системах подвижных наземных объектов

В статье предложено повышать достоверность навигационных измерений в навигационных системах подвижных наземных объектов с помощью контроля целостности спутниковой радионавигационной системы. С учетом особенностей функционирования навигационных систем...

Нечетко-логическая система регулирования температурным режимом химического реактора

Приводится эффективный алгоритм синтеза нечетко-логического регулятора и нечеткой системы автоматического регулирования температурным режимом химического реактора, инвариантной к изменениям в широком изменении параметрических и внешних возмущений.