Некоторые вопросы физической подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России
Автор: Циберкина Анастасия Александровна
Научный руководитель: Пичугин Максим Борисович
Рубрика: 25. Физическая культура и спорт
Опубликовано в
L международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 12.12.2022
Статья просмотрена: 22 раза
Библиографическое описание:
Циберкина, А. А. Некоторые вопросы физической подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России / А. А. Циберкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 87-92. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/470/17632/ (дата обращения: 19.12.2024).
Физическая подготовка курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России (далее — курсантов, курсантов ФСИН России) является одним из основополагающих аспектов их жизнедеятельности, поскольку специфика службы в уголовно-исполнительной системе и непосредственной работы с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными в ряде случаев может потребовать от сотрудника высокого уровня физической подготовки.
К числу этих случаев можно отнести нападение на сотрудника, побег, групповые неповиновения, массовые беспорядки и так далее. К второстепенному фактору важности физической подготовки курсантов можно отнести то, что курсанты ФСИН России являются такими же сотрудниками ФСИН России, как и практические работники учреждений и органов ФСИН России, поэтому обязаны соблюдать действующее ведомственное нормативное регулирование, в том числе и в области физической подготовки, которая также регламентирована соответствующими приказами. В связи с важностью данной области в аспекте подготовки будущих кадров ФСИН России, данная тема имеет высокую актуальность и степень научной разработанности.
- В работе «Роль и значение физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России в процессе подготовки высококвалифицированных кадров» Крылова Д. В. [1] выделяет следующие задачи физической подготовки ФСИН России:
1) укрепление здоровья курсантов;
2) развитие и поддержание работоспособности курсантов в период обучения;
3) развитие общих физических способностей;
4) постоянное совершенствование профессионально-прикладной техники подготовленности курсантов с учетом особенностей будущей профессии;
5) формирование волевых, психических и интеллектуальных качеств (воля, мужество, дисциплинированность, решительность, самостоятельность, мобильность ума, находчивость, сообразительность, оперативность мышления; эмоционально-волевая устойчивость и др.);
6) обучение правильному применению полученных знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания; совершенствование спортивного мастерства курсантов, занимающихся спортом
В целом мы согласны с мнением Автора и с выделенными задачами, но на практике преподаватели сталкиваются с проблемой того, что не все курсанты способны выполнять нормативы регламентированные ФСИН России. Поэтому выполнение выделенных задач ставятся под угрозу как минимум для некоторого количества курсантов. Факторы, обуславливающие данную ситуацию выделены в работе Воробьева А. Н. «Актуальные проблемы повышения физической подготовки курсантов ВИПЭ ФСИН России» [2].
Во-первых, автор выделяет слабую физическую подготовку абитуриентов на стадии поступления в образовательную организацию ФСИН России, что в большей степени упущение школьного образования, но так или иначе справляться с халатным отношением к занятиям по физической подготовке и малым ее количеством на уровне школьного образования приходиться ведомственным учреждениям, в которые и поступают выпускники школ.
Во-вторых, автор выделяет более субъективную проблему — банальное нежелание заниматься спортом и отсутствие необходимых волевых качеств для занятий спортом курсантами самостоятельно. По-нашему мнению, на первоначальном этапе самостоятельные занятия портом должны быть вовсе не самостоятельными, а привлекаться к ним отстающие в плане физической подготовки курсанты должны на обязательной основе, о чем будет упомянуто позднее.
В-третьих, в качестве препятствия на пути к успешному преодолению проблемы в физической неподготовленности курсантов становится строго регламентированный распорядок дня курсантов. Не стоит забывать, что физическая подготовка это лишь один из аспектов жизни курсантов, на ряду с ней стоят учебные занятия по теоретическим дисциплина, огневая подготовка, строевая подготовка, а также служебные наряды, рпзличные виды самодеятельности и другое. Помимо, вышеупомянутый распорядок дня практически поминутно регламентирует повседневную жизнь курсантов, выделяя им на свободное распоряжение совсем немного времени.
Данное препятствие никоим образом невозможно исключить из жизни курсантов, так как в распорядке дня и иных видах подготовки закладываются другие виды профессиональных качеств, которые необходимы сотруднику УИС. Но исходя из всего вышесказанного существует одно из наиболее верных, на наш взгляд, решений — это создание групп для физической дополнительной подготовки по аналогии с группами спортивного совершенствования (ГСС), только если в группу спортивного совершенствования входят курсанты с высоким спортивным потенциалом, то в группы дополнительной подготовки будут входить курсанты, которые не выполняют необходимые нормативы. По аналогии с ГСС такие курсанты должны освобождаться от некоторых элементов распорядка дня и заниматься физической подготовкой на обязательной основе пока нормативы, регламентированные ведомственными приказами, не будут ими выполняться. Одним из самых главных плюсов данного решения видится для Нас — это выработка необходимых волевых качеств для дальнейшего поддержания физической формы курсантами, невыполняющими нормативы, самостоятельно.
К слову о важности самостоятельной физической подготовки и ее значении в своей работе «Физическая подготовка курсантов образовательных организаций ФСИН России во внеурочное время» [3] говорит Пичугин М. Б., определяя ее как: «Самостоятельная физическая подготовка — сложный, направленный процесс, одна из форм высококлассной подготовки курсантов и слушателей, исполняемая обучающимися индивидуально, но при соответствующей преподавательской помощи в свободное время, сориентированная для формирования и улучшения физических профессионально необходимых качеств»., попутно выделяя важность волевого аспекта.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что подготовка будущих кадров ФСИН России актуальна и имеет непосредственную важность для функционирования уголовно-исполнительной системы в целом, но в практической работе преподавателей по физической подготовке ведомственных вузов ФСИН России, встречаются случаи отставания в плане физической подготовки курсантами ФСИН. Данная проблема имеет ряд детерминантов, которые возникают еще на стадии школьного обучения. Проанализировав проблему, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным решением будет создание групп для дополнительной физической подготовки с обязательным привлечением курсантов, невыполняющих положенные нормативы, вследствие чего причины данного явления устраняются.
Литература:
- Крылов, Д. В. Роль и значение физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России в процессе подготовки высококвалифицированных кадров / Д. В. Крылов, К. И. Долгорукий // Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития: Материалы II Международной научно-практической конференции, Псков, 31 мая 2020 года. — Псков: Псковский филиал Академии ФСИН России, 2020. — С. 159–163. — EDN BYYYBL.
- Воробьев, А. Н. Актуальные проблемы повышения физической подготовки курсантов ВИПЭ ФСИН России / А. Н. Воробьев, Р. Р. Румянцева // Сборник научных трудов сотрудников Вологодского института права и экономики ФСИН России / Под общей редакцией В. Н. Некрасова. — Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. — С. 66–71. — EDN YUBIXB.
- Пичугин, М. Б. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций ФСИН России во внеурочное время / М. Б. Пичугин // Chronos. — 2021. — Т. 6. — № 12(62). — С. 33–36. — EDN UOQDAS.