Неблагополучная семья как проблема десоциализации ребенка
Авторы: Янкова Евгения Эдуардовна, Сергеева Анна Анатольевна
Рубрика: 22. Социология
Опубликовано в
LI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 25.12.2022
Статья просмотрена: 280 раз
Библиографическое описание:
Янкова, Е. Э. Неблагополучная семья как проблема десоциализации ребенка / Е. Э. Янкова, А. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 45-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/472/17677/ (дата обращения: 16.11.2024).
Для всех нас привычно представлять семью как место заботы, любви и безопасности, где ребёнка должны окружать самые близкие и родные люди. Но, к сожалению, семья — это не всегда так. Существует множество случаев, когда атмосфера в семьях отличается от принятой нормы. Такие семьи напоминают бесконечную войну, в которых происходят постоянные споры, обвинения и угрозы, часто сопровождающихся употреблением спиртных напитков и применением физической силы. Общество довольно долго считало, что такие вещи считаются допустимыми, так как это личное дело каждого, но только последствия такого морального и физического насилия часто отзываются психологическими травмами в более осознанном возрасте. На данный момент неизвестно, сколько детей живет в неблагополучных семьях, но велика вероятность, что их много.
Ключевые слова: семья, десоциализация, алкоголь, мама, папа, жестокое обращение с детьми.
It is common for all of us to imagine a family as a place of care, love and security, where a child should be surrounded by the closest and dearest people. But unfortunately, this is not always the case with the family. There are many cases where the atmosphere in families differs from the accepted norm. Such families are like an endless war, with constant arguments, accusations and threats, often accompanied by the use of alcohol and physical force. Society has long believed that such things are acceptable, as they are everyone's business, but the consequences of such moral and physical abuse often take a psychological toll at a more advanced age. At this point, it is not known how many children live in dysfunctional families, but it is very likely that there are many.
Keywords: family, desocialisation, alcohol, mother, father, child abuse.
Неблагополучная семья — это семья, погрязшая в конфликтах, хаосе, отсутствии структуры или безразличии, в результате чего физические и эмоциональные потребности ребенка не могут быть удовлетворены. Факторы, которые могут ухудшить функционирование семьи, включают плохое воспитание детей, стрессовую или оскорбительную среду, злоупотребление психоактивными веществами, психические заболевания, хронические физические заболевания и негативное общение. Жизнь в неблагополучной семье эмоционально бурна. Отношения между членами семьи, как правило, всегда напряженные. Жестокое обращение, пренебрежение и секретность являются обычным явлением, а крики и ругань часто являются единственным средством общения.
Дети, растущие в неблагополучных семьях, невиновны и абсолютно не контролируют свою токсичную жизненную среду. Они выросли с множественными эмоциональными шрамами, вызванными повторяющимися травмами и болью от действий, слов и отношения их родителей. В конечном счете, у них будет другой рост и развитие своего индивидуального «я». Взрослея, такие «жертвы», как правило, пытаются избежать своей прошлой боли, травмы, погружаясь в все более деструктивное поведение, такое как постоянное употребление алкоголя, злоупотребление наркотическими веществами, осознанное причинение вреда самому себе или же позволение принимать жестокое обращение от других людей. Такие травмированные люди часто ощущают трудности в формировании и поддержании дружеских отношений, сохранении положительной самооценки, трудностях с доверием к другим, стрессе из-за потери контроля и отрицании собственных чувств/реальности. Обычно люди, выросшие в здоровых семьях, имеют тенденцию возвращаться к своему нормальному состоянию после того, как жизненный/семейный кризис проходит. И наоборот, в неблагополучной семье проблемы, как правило, сохраняются надолго, потому что дети не удовлетворяют свои прежние потребности; поэтому негативное, патологическое родительское поведение имеет тенденцию доминировать даже во взрослой жизни.
Настоящими характеристиками неблагополучной семьи являются хаос, жестокое обращение и пренебрежение в качестве стандартных рабочих процедур.
Вот несколько примеров неблагополучных семей:
– В семье с двумя родителями у отца проблемы с алкоголем. Когда он приходит домой в алкогольном опьянении, он физически оскорбляет всех и каждого, кто встает у него на пути. На следующее утро он напоминает семье, что-то, что происходит в их доме, остается в их доме, и они никогда не должны никому рассказывать, что у них происходит.
– Оба родителя употребляют наркотики. Старший ребенок должен регулярно вставать, чтобы помочь с маленькими. Этот ребенок убирает в доме, готовит ужин для своих братьев и сестер и следит за тем, чтобы они каждый вечер делали домашнее задание.
– Мать-одиночка относится к своему старшему ребенку как к лучшему другу и доверенному лицу. Мать полагается на этого ребенка в своих эмоциональных потребностях, и ей не нравится, когда ребенок гуляет и общается со своими друзьями.
Все семейные дисфункции подпитываются по-разному. Но исследователи и психологи определили пять типов неблагополучных семей, которые не позволяют здоровому эмоциональному и личностному развитию детей.
– Патологическая семья
В патологических семьях один или оба родителя злоупотребляют наркотиками или алкоголем или страдают психическими заболеваниями, что делает их инвалидами и дееспособными. Ребенок зависимого родителя или жестокого родителя, как правило, не удовлетворяет свои основные физические потребности, не говоря уже об эмоциональных потребностях.
Семейные роли в этих домохозяйствах обычно меняются местами. Дети больше несут ответственность за свою повседневную жизнь, когда их неблагополучные родители не могут этого сделать.
– Доминантно-подчиненная семья
Также известная как «авторитарная семья», доминантно-подчиненная семья управляется родителем-диктатором, независимо от желаний или чувств других членов семьи.
Доминирующий родитель требователен, но дает очень мало любви, поддержки и положительного подкрепления. Детские ошибки и недостатки часто имеют тяжелые последствия, например, физические побои.
– Семья хронических конфликтов
В хронически конфликтной семье ссоры и споры являются нормой.
Семьи спорят в агрессивной манере, которая оставляет раны и приводит к крайней враждебности в семейной среде. Проблемы с общением и неспособность решать проблемы приводят к ссорам, дракам, обидам и стрессу, вызывая хаос в доме.
– Хаотическая семья
В хаотической семье, также известной как семья с серьезными нарушениями, о детях плохо заботятся или плохо защищают, потому что родители заняты, отсутствуют или жестоко обращаются с ними.
В этих семьях непостоянство является единственной константой. Семейные правила и ожидания неясны, и родители часто приходят и уходят (въезжают и уезжают из дома или находятся в заключении).
Когда они рядом, их родительские навыки не играют особой роли или они сами причиняют вред детям. Дети часто подвергаются жестокому обращению, пренебрежению или и тому, и другому.
– Эмоционально-отстраненная семья
В эмоционально отстраненной семье дети не причастны к проявлениям привязанности и тепла со стороны родителей. Это семьи, которые не говорят о чувствах.
Обычно родители холодны, далеки и эмоционально недоступны. Дети учатся подавлять собственные эмоции.
Отсутствие физической привязанности и недостаток эмоциональной поддержки вызывают у детей чувство никчемности и низкой самооценки.
Этот тип неблагополучной семьи часто связан с социальным или культурным происхождением. Это может быть наименее очевидный и наименее изученный дисфункциональный тип.
Чтобы развиваться, дети должны чувствовать себя в безопасности физически и эмоционально. Они нуждаются в благоприятной среде и опекунах, которые настроены на их нужды.
Однако в неблагополучных семьях нет ничего последовательного, ничто не чувствует себя в безопасности, и дети делают все, что угодно, только не процветают.
В результате они с большей вероятностью будут замкнуты и социально изолированы. У них никогда не будет возможности учиться на собственных ошибках, и они идут по жизни с некачественными навыками принятия решений.
Более того, им трудно доверять другим, они умеют угождать людям (в ущерб себе), и им часто не хватает коммуникативных навыков и навыков принятия решений.
Исследования показали, что дисфункциональная семейная динамика может привести к тому, что дети пропустят важные ветви развития и приведут к дефициту обучения.
Жестокое обращение и пренебрежение в раннем детстве (типичные для неблагополучных семей) могут привести к структурным изменениям в головном мозге, в том числе:
– Уменьшение объема префронтальной коры.
– Повреждение гиппокампа — части мозга, отвечающей за обучение и память.
– Гиперактивность миндалевидного тела — центра страха мозга
В результате у тех, кто вырос с семейной дисфункцией, как правило, развиваются проблемы с психическим здоровьем, такие как:
– Поведенческое расстройство
– Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
– Депрессия
– Беспокойство
– ПТСР
– Пограничное расстройство личности
Десоциализация — утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
Наиболее ярким примером десоциализации может быть любое совершенное преступление, потому что само преступление является нарушением основных норм и посягательством на охраняемые ценности. Совершая преступление, человек демонстрирует неприятие фундаментальных устоев и ценностей любого общества. Целью уголовного наказания является процесс ресоциализации преступников (исправления).
Говоря о принципе десоциализации, чаще всего ей подвергаются юноши из неблагополучных семей в возрасте от 11–16 лет. К примеру, в Республиканской общеобразовательной специальной школе закрытого типа МО РС(Я) для трудных детей и подростков, на 100 детей приходится 78 мальчиков и 22 девочки.
По словам социального педагога Матрены Сыроватской из интервью: «Несмотря на благоприятные условия созданные в данной спецшколе, после окончания срока пребывания в школе из 16-ти воспитанников скорее всего, лишь 20 % учеников найдут в себе силы стать полноценными членами общества, смогут трудоустроиться. Во многом этому способствует поддержка родителей». Адрес источника: https://news.ykt.ru/article/5434.
80 % детей подросткового возраста, выросших в неблагополучных семьях, с малой вероятностью смогут жить нормальной жизнью. К сожалению, на фоне семейного социального неблагополучия, большинство выросших таких детей попадают в места лишения свободы, где их психика может сломаться окончательно. В том, что жизнь этих детей сложилась таким образом, вины их нет. Виноваты родители, которые не дали им «детства», и общество, которое их не приняло.
Литература:
- Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М., 2004.
- Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска»: учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О. М. Илгамовой [и др.]
- Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записи детского психиатра. — М., 2004.
Похожие статьи
Связь типа привязанности к матери и страхов старших подростков
Привязанность к матери является одной из основополагающих особенностей развития и гармоничного взросления подростка. Взаимоотношения между матерью и ребёнком происходят продолжительное время, создавая тесные отношения, требующие внимания, ласки, така...
Такие разные мультфильмы!
По телевидению показывают множество мультфильмов и передач для детей, которые идут сутками напролет. Но не стоит забывать, что мультфильмы выполняют не только развлекательную функцию. Они имеют непосредственное влияние на психику ребёнка, на эмоциона...
Формирование основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста
Проблема безопасности в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Познавая окружающий мир, ребёнок каждый ...
Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей
В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...
Трудовые ресурсы в Европе и проблема «чужого»
Сегодня многие нации обеспокоены вопросами своей культурной безопасности. Будучи толерантными, они также стремятся сохранить свою национальную идентичность. Европа ощущает угрозу со стороны Востока не только из-за большого количества мигрантов, но и ...
Социальная дезадаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Российской Федерации
В статье рассматривается проблематика дезадаптированного поведения у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитанников учреждений интернатного типа, неполных семей — детей группы риска. Основной акцент делается на отсутствие...
Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы
Данная статья раскрывает основные принципы обучения дошкольников шахматам в средней группе, в рамках образовательной программы ДОУ. Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные...
Специфика психологического консультирования подростков, склонных к совершению суицида
Одной из важных составляющих функционирования личности в окружающей среде является ее психологическое благополучие. В случае нарушения указанной детерминанты, на ум людей приходят, порой, вполне неожиданные и радикальные меры избавления от угнетающег...
Проблема социального сиротства в современном обществе
В российском обществе проблема сиротства одна из сложно разрешимых. Проблема сиротства в современных условиях в России получает качественно другое содержание. Все чаще сиротой ребенок становится при живых родителях (дети, от которых отказываются посл...
Похожие статьи
Связь типа привязанности к матери и страхов старших подростков
Привязанность к матери является одной из основополагающих особенностей развития и гармоничного взросления подростка. Взаимоотношения между матерью и ребёнком происходят продолжительное время, создавая тесные отношения, требующие внимания, ласки, така...
Такие разные мультфильмы!
По телевидению показывают множество мультфильмов и передач для детей, которые идут сутками напролет. Но не стоит забывать, что мультфильмы выполняют не только развлекательную функцию. Они имеют непосредственное влияние на психику ребёнка, на эмоциона...
Формирование основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста
Проблема безопасности в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Познавая окружающий мир, ребёнок каждый ...
Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей
В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...
Трудовые ресурсы в Европе и проблема «чужого»
Сегодня многие нации обеспокоены вопросами своей культурной безопасности. Будучи толерантными, они также стремятся сохранить свою национальную идентичность. Европа ощущает угрозу со стороны Востока не только из-за большого количества мигрантов, но и ...
Социальная дезадаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Российской Федерации
В статье рассматривается проблематика дезадаптированного поведения у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитанников учреждений интернатного типа, неполных семей — детей группы риска. Основной акцент делается на отсутствие...
Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы
Данная статья раскрывает основные принципы обучения дошкольников шахматам в средней группе, в рамках образовательной программы ДОУ. Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные...
Специфика психологического консультирования подростков, склонных к совершению суицида
Одной из важных составляющих функционирования личности в окружающей среде является ее психологическое благополучие. В случае нарушения указанной детерминанты, на ум людей приходят, порой, вполне неожиданные и радикальные меры избавления от угнетающег...
Проблема социального сиротства в современном обществе
В российском обществе проблема сиротства одна из сложно разрешимых. Проблема сиротства в современных условиях в России получает качественно другое содержание. Все чаще сиротой ребенок становится при живых родителях (дети, от которых отказываются посл...