Практика применения ТРИЗ-технологии при выполнении эксперимента в рамках химического образования
Автор: Оганисян Анна Арменовна
Научный руководитель: Фарус Оксана Анатольевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 26.12.2022
Статья просмотрена: 39 раз
Библиографическое описание:
Оганисян, А. А. Практика применения ТРИЗ-технологии при выполнении эксперимента в рамках химического образования / А. А. Оганисян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/472/17687/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются проблемы применения приемов ТРИЗ-технологии при выполнении эксперимента в рамках школьного химического образование. Описаны этапы внедрения приемов ТРИЗ-технологии при реализации эксперимента.
Ключевые слова: ТРИЗ-технология, школьное химическое образование, эксперимент.
The article deals with the problems of applying the techniques of TRIZ-technology when performing an experiment in the framework of school chemical education. The stages of the introduction of TRIZ-technology techniques in the implementation of the experiment are described.
Keywords: TRIZ-technology, school chemical education, experiment.
Эксперимент в обучении химии является важной частью. Словесного объяснения нового материала недостаточно, так как это приводит к формализму и механическому заучиванию.
Лабораторный химический эксперимент, который призван утвердить химию как науку экспериментальную, играет особую роль:
– первое знакомство с новыми явлениями;
– иллюстрационное доказательство изучаемого материала;
– измерение количественных характеристик того или иного явления;
– проверка закона, который сформулировал учитель;
– развитие у обучающихся экспериментальных навыков и т. д.
Экспериментальные работы в своей сущности формируют практические умения обучающихся, позволяют им овладеть навыком применения тех или иных закономерностей в химии, понять ее тесную связь с окружающей средой.
В школьном курсе химии эксперимент может применятся в нескольких видах:
– демонстрационный эксперимент;
– практикум;
– лабораторные работы;
– домашний эксперимент;
– занимательные опыты;
– виртуальный эксперимент;
– решение экспериментальных задач [4].
Эксперимент в рамках химического образования имеет различное значение. Во-первых, применение экспериментального метода позволяет сформировать у школьников научное мировоззрение. Во-вторых, химический эксперимент, является важнейшим источником знаний, т. к. практика применения эксперимента позволяет наблюдать явления, устанавливать закономерности между величинами, формулировать выводы и т. п. В-третьих, использование эксперимента, позволяет визуализировать информацию, что способствует повышению интереса к изучению химии и формированию прочных ассоциативных связей [3].
При этом внедрение приемов ТРИЗ в эксперимент позволяет ученикам быть не только пассивными исполнителями, но и принимать активную деятельность при проведении опыта [1, 2].
Применяя ТРИЗ как обучающую технологию, мы предполагаем школьникам ставить задачу, имеющую решение в настоящий момент. И важным в постановке задачи является возможность провести эксперимент и подтвердить свои расчеты и предположения, выбрав оптимальный вариант выполнения эксперимента [5].
Для оценки эффективности применения приемов ТРИЗ-технологии при реализации эксперимента обучающимися нами была выбрана тема: «Силикаты». Данная тема требует от школьников применения знаний из области химических свойств силикатов, применения и синтеза неорганических соединений. Перед школьниками была поставлена задача: получить легкоплавкое стекло в лаборатории из имеющихся реактивов.
Для решения задачи: 1. Определяем исходную ситуацию — уменьшение энергозатрат при получении стекла. 2. Формулируем исследовательскую задачу — уменьшение температуры плавления шихты. 3. Выявляем основное противоречие в поставленной задаче, т. к. одним из инструментов ТРИЗ является «Прием устранения технических противоречий». Алгоритм решения данной задачи представлен в таблице 1.
Таблица 1
Алгоритм решения экспериментальных задач с применением ТРИЗ-технологии
Этапы |
Алгоритм решения поставленной задачи с применением ТРИЗ-технологии |
Пример |
Выбор задачи |
– формулируется задача; – оценивается целесообразность решения задачи; – выявляются требуемые характеристики; – изучается научную литературу |
– необходимо приготовить шихту для получения стекла; – необходим определенный состав шихты, температура плавления которой будет до 1000 0 С; – рассчитывается соотношение компонентов в шихте |
Построение модели проведения опыта |
– осуществляется анализ и учет имеющихся в лаборатории реактивов и оборудования |
– анализируем имеющиеся в лаборатории реактивы; – изучаем оборудование и методики их использования |
Проведение опыта, в соответствии с литературным анализом |
проводится первая серия опытов, которая построена на основе анализа литературных данных |
– готовим шихту, на основании проведенных расчетов – проводим плавление шихты в муфельной печи при максимальной температуре, в нашем случае 950 0 С |
Устранение противоречия |
проводится анализ результатов первой серии опытов выявление новой проблемы (этот этап может привести к решению задачи и можно прейти к п.6) |
проведенная серия опытов по получению образцов стекла, показала не возможность расплавления шихты, состоящей из кварцевого песка; соды и известняка при температурах до 1000 0 С. |
Оценка найденного решения и развитие полученного ответа. |
подбор решения из приемов ТРИЗ, применение которого позволит преодолеть возникшие противоречия |
в рамках рассматриваемой задачи наиболее эффективным приемом ТРИЗ является прием: «Принцип копирования». Применение данного принципа позволит школьникам прийти к замене состава шихты, точнее введение борной кислоты и оксида свинца, вместо соды и известняка |
Проведение опыта, после его корректировки после применения приема ТРИЗ |
проводится вторая серия опытов, которая построена на основе устранения противоречия, путем применения приема ТРИЗ |
– готовим шихту, на основании борной кислоты, оксида свинца и оксида кремния – проводим плавление шихты в муфельной печи при максимальной температуре, в нашем случае 950 0 С |
Повышение творческого потенциала школьника |
анализируем ход решения данной задачи с практическими методиками, используемыми на производстве |
рассматриваем полученные результаты с точки зрения экономической целесообразности с учетом региональных особенностей |
Необходимо учитывать, что применение ТРИЗ-технологии в рамках школьного химического эксперимента, возможно при рассмотрении одной, максимум двух тем, т. к. требует очень больших временных затрат. Учитель должен обязательно учитывать уровень подготовки обучающихся. Школьники должны владеть набором знаний и практических умений, позволяющих им применить приемы ТРИЗ на практике. Реализация экспериментальных исследований с применением ТРИЗ-технологии позволит сформировать у школьников умения устанавливать причинно-следственные связи и скрытые противоречия.
Литература:
- Боднар, Е. Н. Использование приёмов ТРИЗ-технологии на уроках химии для достижения метапредметных результатов основного общего образования / Е. Н. Боднар // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Пятнадцатая международная научно-практическая конференция, Белгород, 19 ноября 2018 года. — Белгород: ООО ГиК, 2018. — С. 48–51. — EDN YXFTLV.
- Гришина, В. В. Урок химии по теме «Типы коррозии и меры ее предупреждения» на основе НФТМ-ТРИЗ / В. В. Гришина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № T12. — С. 94–102. — EDN TUFMUN.
- Дядищев, М. Е. Ученический эксперимент как один из главных методов обучения химии / М. Е. Дядищев // Вопросы педагогики. — 2020. — № 6–2. — С. 80–84. — EDN GILMQA.
- Савчик, Е. А. Проблемный и исследовательский эксперимент как средство формирования познавательных компетенций учащихся на уроках химии / Е. А. Савчик // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2012. — № 28. — С. 107–110. — EDN RNFIJR.
- Шепелюк, О. Л. Применение ТРИЗ в лабораторном практикуме по дисциплине «химия нефти и газа» / О. Л. Шепелюк // Перспективы развития высшей школы: материалы I Международной научно-практической конференции, Тюмень, 25 сентября 2020 года. — Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2020. — С. 114–118. — EDN JTVRIW.
Похожие статьи
Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом образовании
В статье рассмотрены основы применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) в рамках школьного химического образования и приведены разработки заданий по химии с различными приемами ТРИЗ-технологии.
Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса
В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.
Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии
В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...
Эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии
В статье рассматриваются вопросы применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии.
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования
В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.
Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе
В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.
Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО
В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования
В статье рассматриваются новые возможности использования STEM-образования в практике дошкольных образовательных организациях.
Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников
В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...
Похожие статьи
Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом образовании
В статье рассмотрены основы применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) в рамках школьного химического образования и приведены разработки заданий по химии с различными приемами ТРИЗ-технологии.
Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса
В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.
Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии
В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...
Эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии
В статье рассматриваются вопросы применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии.
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования
В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.
Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе
В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.
Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО
В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования
В статье рассматриваются новые возможности использования STEM-образования в практике дошкольных образовательных организациях.
Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников
В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...