О роли русского языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2023)

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Закирова, А. О. О роли русского языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел / А. О. Закирова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 41-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/476/17759/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается роль русского языка в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также необходимость обучения языку специальности и культуре речи.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, коммуникативная компетенция, сотрудники органов внутренних дел, русский язык, ТРКИ.

Вопрос русского языка в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел стал особенно актуален в настоящее время, когда востребованность специалиста, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.

Грамотно построенная речь является визитной карточкой любого профессионального человека. По тому, как разговаривает человек, формируется мнение о нем. И именно поэтому необходимо совершенствовать свою речь, которая будет наполнена грамотностью, точностью, уместностью. И такое общение не тяготит, а заставляет совершенствоваться вновь и вновь.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

— владение терминологией данной специальности;

— умение строить выступление на профессиональную тему;

— умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

— умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что большинство государственных служащих не владеют разговорным русским языком. Казалось бы, будучи страной постсоветского пространства с русским языком проблем у нас быть не должно, но в системе государственных органов все не так просто. Не уделив когда-то должного внимания к владению языками при принятии на службу в государственные органы, на сегодняшний день мы имеем не очень радужную картину. В данной статье мы бы хотели поднять проблему не владения разговорным русским языком сотрудников органов внутренних дел, а именно сотрудников, а в частности рядовой состав патрульно-постовой службы.

Согласно статье 4 Конституции Республики Узбекистан, которая гласит: «Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык. Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития» [1]. Также статьи 1 и 2 Закона РУз «О государственном языке» от 21 октября 1989 года гласят: «Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык», «Придание узбекскому языку статуса государственного не ущемляет конституционных прав наций и народностей, проживающих на территории республики, в употреблении родного языка» [2].

Исходя из вышесказанного, любой гражданин Республики Узбекистан имеет право обращаться к сотрудникам органов внутренних дел на удобном для него языке, а сотрудник в свою очередь не имеет право отказать в помощи в связи с незнанием или не владением языком. В доказательство этому можно привести статью 14, которая гласит: «Лицам, проживающим на территории Республики Узбекистан, обеспечивается право обращения в государственные организации и учреждения, общественные объединения с заявлениями, предложениями, жалобами на государственном и других языках» [2].

Роль русского языка для сотрудников патрульно-постовой службы очень велика, так как при выполнении своих служебных обязанностей они находятся в непосредственном контакте с населением и гостями нашей страны. Именно сотрудники патрульно-постовой службы дежурят на всех общественных мероприятиях столицы, которые в последнее время проходят практически ежедневно. Патрулируют все общественные места, такие как парки, аллеи, зоны, отведенные для прогулок с детьми, торговые центры и даже метрополитен столицы.

Также стоит отметить, что Узбекистан стремительно занимает обороты по количеству посещающих страну туристов из разных стран. С каждым годом их число неуклонно растет. За 2021 год нашу страну посетили 6,748 млн. человек, из них 6,260 млн. граждане из СНГ[1]. Данный факт тоже поднимает ряд языковых проблем среди сотрудников органов внутренних дел. Русский язык является одним из мировых языков, вследствие чего большая часть туристов даже будучи не из России владеют русским языком и могут свободно пользоваться им в разговорной речи. По прибытию одними из первых на нашей родине туристов встречают опять же сотрудники органов внутренних дел. В аэропорту, на стоянке при выходе, в общественных и экскурсионных местах. Сотрудники правопорядка всюду в непосредственной близости с гостями нашей страны, для обеспечения постоянной безопасности. И отсутствие у них элементарных знаний русского языка отнюдь не прибавляет авторитета органам внутренних дел. Глядя на таких сотрудников у любого гражданина нашей родины и гостей страны складывается впечатление обо всей структуре и стране в целом.

В последнее время интернет заполоняют любительские видео, снятые на смартфоны граждан, подтверждающие неграмотность сотрудников. Видео, на которых сотрудники заявляют о том, что государственный язык в республике узбекский и граждане обязаны обращаться к сотрудникам исключительно на государственном языке, данные слова также противоречат законодательству Республики Узбекистан. А именно статье 24, которая гласит: «В Республике Узбекистан запрещается пренебрежительное или враждебное отношение к государственному или другим языкам. Лица, препятствующие осуществлению права граждан на свободный выбор языка в общении, воспитании и обучении, несут ответственность в соответствии с законодательством» [2]. Исходя из этого, работники органов внутренних дел всегда должны быть готовы к любым поворотам событий и не давать повода гражданам усомниться в своей компетентности и грамотности. Достичь этого можно лишь постоянно развиваясь и работая над собой.

Таким образом, для того чтобы улучшить ситуацию со знанием и владением русским языком в системе сотрудников органов внутренних дел, в частности тех служб, которые непосредственно работают с обществом. Мы предлагаем ввести для них групповые занятие, по окончанию курса которых каждый должен будет сдать «Тест по русскому языку как иностранному (ТРКИ)», на уровень не ниже В-2. В случае получения данного сертификата сотруднику дается поощрение.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан.
  2. Закон РУз «О государственном языке» от 21 октября 1989г.
  3. Наркулова И. Р. Развитие проектной компетентности курсантов высших военных образовательных учреждений //International journal of conference series on education and social sciences (Online). — 2022. — Т. 2. — №. 7.
  4. Наркулова И. Р. К. Обучающая программа «Русский язык для военных юристов» как один из компонентов медиаобразования (на примере курсантов высших военных образовательных учреждений Республики Узбекистан) //Academic research in educational sciences. — 2022. — Т. 3. — №. 3. — С. 225–233.
  5. Ёкубова И. Р. Роль синтаксической сочетаемости глаголов восприятия при изучении русского языка в высших военных учебных учреждениях //International scientific review. — 2019. — №. LXIV. — С. 77–81.
  6. Наркулова И. Р. К. Свойства глаголов активного восприятия в современном русском языке //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. — 2022. — Т. 2. — №. Special Issue 28. — С. 421–423.16:48
  7. Ёкубова И. Р. Способы выражения объекта в высказываниях с глаголами восприятия в современном русском языке //LBC 72 Modern science International scientific journal, № 04, Vol. I, 2019. — 2019. — С. 307.
  8. Narkulova I. R. Verbs of perception in Russian and the ways of their teaching to cadets of higher military educational institutions //International journal of conference series on education and social sciences (Online). — 2022. — Т. 2. — №. 8.
  9. Наркулова И. Р. К. Реализация межпредметных связей через бинарные занятия (на примере дисциплин «Русский язык» и «Гражданское право») //Science and Education. — 2022. — Т. 3. — №. 11. — С. 932–935.

[1] Данная статистика приведена на стайте Uzbekistan.trevel

Похожие статьи

Развитие языковых навыков в формировании культуры общения сотрудников правоохранительных органов

В статье рассказывается о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма в ...

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном

В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современ...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Похожие статьи

Развитие языковых навыков в формировании культуры общения сотрудников правоохранительных органов

В статье рассказывается о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма в ...

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном

В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современ...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...