Социально-гигиеническая характеристика подростков 15–17 лет | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кадзова, Д. В. Социально-гигиеническая характеристика подростков 15–17 лет / Д. В. Кадзова, А. А. Баймурзаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/480/17808/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается социально-гигиеническая характеристика подростков от 15 до 17 лет соответственно. Научная работа демонстрирует образ жизни подростков, их взаимодействие с семьей и социумом. Влияние школьного климата на их самочувствие и развитие.

Ключевые слова: подростков, 15–17 лет, развитие, физическое, здоровье, является, формирование, занятия, часть, значительная.

This article deals with the socio-hygienic characteristics of adolescents from 15 to 17 years old respectively. The research paper demonstrates the lifestyle of adolescents, their interactions with family and society. The influence of school climate on their well-being and development.

Keywords: adolescents, 15–17 years old, development, physical, health, is, shaping, exercise, part, significant.

Введение. Ранняя юность (15–17 лет) является определенным этапом развития и формирования человека, находящегося между детством и взрослой жизнью. Важную роль в процессах роста и развития подростков в этот период оказывает социальная среда, а именно: взаимоотношения подростков друг с другом, с преподавателями; занятия в школе, свободное времяпровождение, обстановка в семье, а также соблюдение здорового образа жизни.

Цель исследования. Основной задачей явилось изучение образа жизни подростков в возрасте от 15 до 17 лет.

Материалы и методы. Материал для исследования: данные анкетирования школьников. Методы исследования: анкетирование, метод санитарной статистики. В ходе исследования было проанализировано 179 анкет школьников от 15 до 17 лет, среди них 68 юношей и 111 девушек, обучающихся в 9-11 классах школ г. Владикавказа (№ № 18, 50, 46, 26, 11, 7, 3).

Результаты исследования. Было выявлено, что в полных семьях проживают 82 % учащихся, живут с одним родителем — 18 %. Отношения в семье у большинства подростков хорошие и дружеские (79 %), у 18 % они удовлетворительные и лишь у 3 % напряженные; отношения с братьями и сестрами у 77 % доверительные. Выяснялся также вопрос о возможности возникновения конфликтов в семье, на который 56 % ответили, что это бывает достаточно редко, 34 % — что такого в их семье не бывает и лишь 10 % ответили на данный вопрос положительно. Помимо семейного благополучия подростков, в ходе исследования были затронуты вопросы, касающиеся, влияния школьной жизни на их развитие. Было отмечено, что 59 % сталкивается со сложностью освоения школьного материла, 60 % практически испытывают стресс, 72 % устают во время занятий. Основными предметами, вызывающие усталость, оказались: математика (52 %), физика (28 %), химия (9 %), русский, английский язык (7 % и 3 % соответственно) и физкультура (1 %). При исследовании взаимоотношений школьников друг с другом оказалось, что у 74 % они хорошие, а у 26 % — вынужденные. По результатам анкетирования на вопрос о том, как школа влияет на здоровье учащихся, 32 % ответили хорошо, 47 % — плохо и 22 % — почти не влияет. 73 % школьников ложатся спать в 10:00–11:00 часов, 21 % — в 12:00–01:00. Хороший сон отмечают 54 % опрошенных, нарушение сна — 15 %. 64 % учащихся питаются хорошо, 27 % — удовлетворительно и 9 % — плохо. На вопрос о том, делают ли они зарядку по утрам, к сожалению, 68 % ответили, что не делают; 57 % учащихся не занимаются никаким видом спорта. 69 % школьников утверждают, что ведут здоровый образ жизни. Немаловажным является и состояние здоровья подростков, поэтому в анкету был включен вопрос: «Как вы оцениваете состояние вашего здоровья?», на который 61 % ответили — хорошо, 34 % — удовлетворительно и лишь 5 % — плохо. Среди опрошенных отмечают головные боли — 38 %, перепады настроения -33 %. У 10 % имеются хронические заболевания, у 37 % аллергии.

Выводы. 1.Проведенное анкетирование и его результаты показали, что большинство школьников отмечает благоприятный микроклимат в семье и дружелюбные отношения с её членами. 2. Значительная часть опрошенных испытывает симптомы общего недомогания во время занятий в школе. К сожалению, по результатам анкетирования, школьная среда оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья учащихся. 3. У 57 % подростков отмечается низкий уровень физической активности, в то время как это необходимо для нормальной жизнедеятельности растущего организма.

Литература:

1. Психология развития: Учебник для вузов/ [Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др.]; Под ред. Т. Д. Марцинковской.-М.:Академия,2001.-349 с.

2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). — М., 1994.

3. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжикова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 312 с.

4. Холодов, Ж. К.Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Ж. К. Холодов,

5. В. С. Кузнецов. — 12-е изд., испр. — М.: Академия, 2014. — 478 с.

6. Гамова, С. Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: метод. рекомендации к выполнению контрол. работ для студентов заоч. формы обучения / С. Н. Гамова. — М.-Берлин:Директ-Медиа, 2017.– 77 с.

7. Кучма В. Р. и др.– Рук-во по гигиене и охране здоровья школьников.– М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000.– 152 с.

8. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Метод. пособ. / под ред. Г. Н. Сердюковской.– М., 1993.– С.15–45.

9. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной.– М., 2000.– 587 с.

10. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие / К. Н. Поливанова. — М.: Изд. центр,2000

11. Горлова, Н. А. Современные дети и их возможности // Инновации в воспитании и обучении современных детей в контексте мультилингвального образования: обмен опытом: сб. науч. тр. — М.: Изд-во Москов. пед. гос. ун-та, 2010.

Ключевые слова

развитие, формирование, здоровье, физическое, занятия, подростков, 15–17 лет, является, часть, значительная

Похожие статьи

Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков

В данной научной статье проанализированы ключевые показатели влияния выбранного профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков. В результате исследования установлено, что у детей двенадцатилетнего возраста специализированного пр...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Психолого-педагогические особенности лиц младшего подросткового возраста

В статье отражены психолого-педагогические особенности лиц младшего под-росткового возраста (10–11 лет), а так же показана роль школы, как основного учре-ждения для воспитания и развития подрастающего поколения.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Похожие статьи

Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков

В данной научной статье проанализированы ключевые показатели влияния выбранного профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков. В результате исследования установлено, что у детей двенадцатилетнего возраста специализированного пр...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Психолого-педагогические особенности лиц младшего подросткового возраста

В статье отражены психолого-педагогические особенности лиц младшего под-росткового возраста (10–11 лет), а так же показана роль школы, как основного учре-ждения для воспитания и развития подрастающего поколения.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.