«Формы и причины делинквентного поведения у подростков» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зарипова, Э. Н. «Формы и причины делинквентного поведения у подростков» / Э. Н. Зарипова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/486/17913/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируется формы и причины делинквентности подростков. Выделяются основные мотивы, побуждающие к совершению противоправных действий. На основе анализа источников автор приходит к выводу о том, что делинквентное поведение подростка взаимосвязано с психологическими особенностями личности.

Ключевые слова: подростковая преступность, подростковый возраст, делинквентное поведение, уголовное преступление.

Изменения, происходящие в последние годы в России, повлекли за собой рост подростковой преступности, наркомании, а также увеличение детей с делинквентным поведением. Традиционно считается, что наиболее чувствителен к социальным изменениям подростковый возраст. Это связанно с тем, что в этот период жизни человека, происходит становление характера, поэтому проблемные проявления, в том числе и девиантные, требуют к себе особо пристального внимания в силу своей социальной выраженности.

Отечественные исследователи отразили проблему делинквентного поведения в теориях:

— девиантологии, представителями которой являются B. C. Афанасьев, Я. И. Гилинский, Б. М. Левин, М. Е. Позднякова;

— современной социологии права В. П. Казимирчука, В. Н. Кудрявцева, Ю. В. Кудрявцева, В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского.

Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления. Среди отечественных исследователей особое место занимают работы В. Г. Бочаровой, Ю. Р. Вишневского, И. А. Горьковой, Г. А. Гурко, И. А. Двойменного, А. Н. Елизарова, Е. Н. Заборовой, В. А. Лелекова, А. В. Меренкова, Г. П. Орлова, Б. С. Павлова, В. В. Солодовникова, В. Т. Шапко.

Зарубежные психологи также уделяли и продолжают уделять пристальное внимание к проблемам подростковой преступности. Среди иностранных психологов можно назвать особенно выдающиеся труды Г. Беккера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, И. Гоффмана, С. Коэна, Э. Сатерленда.

Несмотря на большое количество работ по изучению делинквентного поведения подростков эта тема безусловно остаётся актуальной.

Социально-экономические изменения в нашей стране, произошедшие в двадцать первом веке, имеют двойственный характер. С одной стороны — следует отметить: увеличение средней заработной платы трудящихся, расширение возможностей для маломобильных групп населения, открытие новых школ и технический прогресс, который облегчает труд человека и скрашивает времяпрепровождение.

С другой стороны –девальвация семейных ценностей и нравственного облика людей в целом, которые влекут за собой рост детской и подростковой преступности. Названные нами явления носят массовый характер [2].

В научной психолого-педагогической литературе подобного рода поведение принято называть девиантным или делинквентным. Существует принципиальная разница в определении данных понятий, хотя грань между ними тонка [1]. Девиантное поведение это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Отличительной чертой делинквентного поведения является обязательное нарушение субъектом деяния законодательства Российской Федерации.

Е. Н. Кондрат оценивает отклоняющееся, делинквентное поведение по уровням и критериям, соответствующим этим уровням. Рассмотрим подробнее каждый из них.

1.Ценностные ориентации неустойчивые, преобладает ориентированность на интимно-личностное общение. Делинквентное поведение характеризуется тем, что подросток изредка не выполняет нормы, наблюдается вполне нормальное нарушение элементарных запретов, невыраженные аддикции вследствие кризисного периода.

2. Зона риска. На этой стадии ценностные ориентации начинают деформироваться. Подросток становится более уязвим к асоциальному поведению.

3.Асоциальный уровень. Отличается спутанность ценностей и приоритетов. Семья, школа, труд вызывают отторжение у подростка. Социальные связи становятся конфликтными [5].

Рассмотрим формы и причины делинквентности подростков как частной формы проявления девиации. Существует две группы противоправного поведения: административное и уголовное поведение. Рассмотрим каждое из них [3].

В литературе высказаны различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения, но все авторы сходятся во мнении, что: правонарушения являются общественно опасными; правонарушения являются вредными для общества, но не общественно опасными; одни правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными [9].

К основным видам административных правонарушений, наиболее часто совершаемыми подростками относятся: нарушение правил дорожного движения, мелкое хищение, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков и табакокурение в общественных местах, нарушение общественного порядка, вандализм, хранение психоактивных веществ в небольших количествах [2].

Уголовное преступление представляет собой вид общественно опасного деяния, совершение которого влечет применение к лицу мер уголовной ответственности [4].

Уголовное преступление характеризуется рядом признаков, таких, как: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость [7].

К основным видам уголовных правонарушений, наиболее часто совершаемыми подростками относятся: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, похищение человека с целью шантажа и вымогательства, вымогательств, изнасилование или насильственные действия сексуального характера, хищение оружия, приведение в негодность транспортных средств, кражи в размере более 2500 тысяч рублей, терроризм, в том числе ложное сообщение об акте терроризм. [6].

Однако в силу возраста и незрелости психики наказание за содеянное несут законные представители, подростки подвергается целенаправленному педагогическому воздействию. Лишь в случае особо тяжких преступлений ответственность за содеянное несут сами подростки. [3].

Итак, мы видим, что формы делинквентного поведения весьма разнообразны. Можно выделить на основании мотивов, побуждающих к совершению противоправных действий можно выделить два блока:

  1. Мотив: желание обогатиться. Формы делинквентного поведения: кражи, жульничество, мошенничество, грабежи и т. п.;
  2. Мотив: принизить достоинство личности. Формы делинквентного поведения: клевета.

3.Мотив: причинить умышленный вред здоровью. Формы делинквентного поведения: побои, изнасилование, убийство [8].

К основным причинам развития делинквентности относят социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека.

Подростковый возраст принято в научной литературе характеризовать как трудный, переходный, связанный с особенностями полового созревания и становления ценностно-нравственных ориентаций и мировоззрения в целом [30]. Любому подростку присуще неустойчивость эмоциональных состояний, обесценивание родителей, друзей, низкая или, наоборот, завышенная самооценка, признаки агрессии, склонность нарушать правила. Между тем, не каждый подросток становится делинквентом. Отличительными чертами делинквентов являются выраженные акцентуации характера, среди которых: гипертимность, шизоидность, циклоидность, эпилептоидность, истероидность. Подростки с астено-невротическим складом и сенситивными чертами характера практически не склонны нарушать правила.

В нашей статье мы предположили, что делинквентное поведение подростка взаимосвязано с психологическими особенностями личности.

Литература:

  1. Айхорн А. «Трудный подросток». — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. — с. 304.
  2. Акутина С. П., Семавина А. А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 869–872.
  3. Баранов П. П., Курбатов В. И. Юридическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004–369 с.
  4. Ефремов С. А. Криминологическое значение конкретной жизненной ситуации при совершении умышленных убийств: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.08. — Киев, 1984. — 201 с.
  5. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова.-М.: Владос, 2010.- 288 c.
  6. Остапенко Г. С. Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы образования и науки. — 2013. — № 1. — С. 54–60.
  7. Собольников В. В. Основы криминальной психологии: учебное пособие / В. В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Вузовский учеб., 2016.
  8. Ушатиков А. И. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных: Учебное пособие. Рязань, 2000–462с.
  9. Чиркина Р. В. Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних: дис.... канд. псх. наук: 19.00.01. — М., 208. — 280 с.

Похожие статьи

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска. Основываясь на исследованиях В....

Профилактика суицида у детей и подростков в школе

В статье затрагивается проблема суицида среди детей и подростков, раскрываются основные психологические причины суицидального поведения. Статья рассматривает типологию суицида по Дюркгейму. На основе анализа особенностей суицидального поведения автор...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Проблема подросткового суицида и выявление склонности к нему в условиях средней общеобразовательной школы

В статье рассматривается проблема подросткового суицида — одной из важнейших проблем современной психологии. Вовремя выявить склонность к суициду, суицидальное поведение подростков — работа школьного педагога-психолога. Проведена диагностика суицидал...

Педагогические условия формирования у подростков стремления к самореализации

В статье проанализированы понятия педагогических условий с точки зрения разных научных деятелей, а также представлены основные условия формирования у подростов стремлений к самореализации.

Похожие статьи

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска. Основываясь на исследованиях В....

Профилактика суицида у детей и подростков в школе

В статье затрагивается проблема суицида среди детей и подростков, раскрываются основные психологические причины суицидального поведения. Статья рассматривает типологию суицида по Дюркгейму. На основе анализа особенностей суицидального поведения автор...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Проблема подросткового суицида и выявление склонности к нему в условиях средней общеобразовательной школы

В статье рассматривается проблема подросткового суицида — одной из важнейших проблем современной психологии. Вовремя выявить склонность к суициду, суицидальное поведение подростков — работа школьного педагога-психолога. Проведена диагностика суицидал...

Педагогические условия формирования у подростков стремления к самореализации

В статье проанализированы понятия педагогических условий с точки зрения разных научных деятелей, а также представлены основные условия формирования у подростов стремлений к самореализации.