Оригами как средство развития мелкой моторики рук у детей 5–6 лет | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ляпустина, Л. К. Оригами как средство развития мелкой моторики рук у детей 5–6 лет / Л. К. Ляпустина, О. А. Боднаренко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 93-98. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/488/17931/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: оригами, мелкая моторика, дошкольный возраст, декоративно-прикладное творчество.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение и выполняет много разных функций. Она связана со способностью восприятия предметов. С помощью тактильных ощущений ребенок знакомится со свойствами предметов.

Почти все мы в детстве мастерили бумажные самолетики, складывали лягушек и птичек, лодочки и кораблики. Занимаясь этим увлекательным делом, мы и не знали, что подобная техника называется техникой оригами. В современном мире оригами пользуется большой популярностью как среди детей, так и среди взрослых. Люди по всей планете складывают различные бумажные фигуры, используя для этого самые необычные схемы.

Обеспечение полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте и успешная подготовка его к школе — важная тема для родителей и педагогов. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Мелкая моторика, по мнению учёных, напрямую связана с развитием речи.

Ребенок с высоким уровнем сформированности мелкой моторики умеет неплохо логически рассуждать, у него хорошо развиты связная речь, память, внимание и мышление. И, наоборот, ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Для него сложно выполнить задания, связанные с написанием букв, каких-либо символов и цифр. Его внимание неустойчиво, и, в связи с неуверенностью в себе и в своих действиях, у него появляется чувство тревоги, и он быстро бросает начатое дело, переключается на что-то другое, более увлекательное и интересное. В дальнейшем это может привести к проблемам в учебной деятельности и к плохой успеваемости в школе.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие мелкой моторики должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики, усложняются в зависимости от возрастной группы.

Проблемой развития мелкой моторики занимались многие ученые Они каждый по-своему доказывали взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития.

В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По его мнению, развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии.

Е. Плутаева в своих исследованиях отмечала существование понятий «крупная» и «мелкая» моторика. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий как ходьба, ползание, бег, прыжки, переворачивание, наклоны и другие. Формирование и развитие крупной моторики идёт по определённому шаблону. Она является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

В науке нет единого определения мелкой моторики. Так, Г. А. Любина считала, что моторика (англ. motus — движение) — это двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

В. С. Мухина считала, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное психофизическое развитие детей. Ведущая деятельность в младшем дошкольном возрасте предметно-манипулятивная, действия имеют целенаправленный характер. В этот период дети очень любознательны, у них преобладает наглядно-образное мышление, и они способны классифицировать предметы по различным свойствам. При этом педагоги и психологи недостаточно внимания уделяют развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, хотя она необходима для овладения навыками письма. Кроме того, отмечена связь мелкой моторики не только с речью, но и со всеми познавательными процессами, которые необходимы для овладения учебной деятельностью.

Оригами — это вид декоративно-прикладного искусства и техника складывания бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности, в процессе которой дети создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных и т. п.). Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т. п.), так и придуманные образы (солнечный человек, корзинка с волшебными цветами и т. п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.,) они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Акира Йошизава внес вклад в развитие оригами, именно он начал практиковать систему знаков, которая представляется в виде серии чертежей, при помощи которой возможно описать, как необходимо складывать модель в технике оригами. Существует несколько видов складывания:

  1. Модульное — техника складывания оригами, которая представляет собой складывание фигуры из нескольких листов бумаги. Лист складывается в модуль по правилу классического оригами, в дальнейшем модули соединяются друг с другом путем вкладывания. Одна из самых известных форм — кусудама (изделие с шарообразным силуэтом).
  2. Складывание по развертке — один из видов оригами, применяется бумага с линиями, которые прорисованы в виде чертежа, сложений и сгибов. Чаще применяется для создания фигурок зверей и птиц.
  3. Мокрое складывание — прием, при котором используется смоченная бумага для создания фигур с плавными линиями, выразительностью и жесткостью. Вид оригами возник более двадцати лет назад, является единственным способом создания трехмерных фигур, похожих на оригинал.
  4. Простое оригами — вид оригами, разработанный британским оригамистом Джоном Смитом. В данной технике применяется два сгиба «гора» и «долина». Такая техника разработана для неопытных оригамистов, а также людей с ограниченными возможностями.
  5. Квиллинг — трудоемкая техника, при которой необходимо из тонких скрученных полос бумаги создавать геометрические фигуры, их приклеивают на ребро бумаги к основе.

Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами построена в соответствии с учетом взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС.

Существует разные виды техник работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки — бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.

Развитие мелкой моторики актуально не только для детей раннего и младшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте эта проблема тоже является актуальной, так как необходимо хорошо подготовить руку к овладению письмом. Поэтому в рамках детского сада необходимо и очень важно правильно организовывать работу в данном направлении.

Бумажное моделирование — эффективное средство не только обучения и развития дошкольников, но и их воспитания.

Эти занятия дисциплинируют ребёнка, воспитывают у него усидчивость, аккуратность, ответственность, умение работать с различными сортами и видами бумаги, позволяют детям выразить свои возможности, проявить изобразительные, творческие и конструктивные способности. Кроме того, формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, готовность оказать помощь товарищу в нужный момент по его просьбе, учат сопереживать и видеть результат своего труда.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей 5–6 лет посредством создания поделок в технике оригами актуальна в современном обществе, она определяется интересом к изучению особенностей детского творчества как одного из путей подготовки к школе.

Таким образом, из всего этого следует вывод, что техника оригами, используемая при работе с детьми-дошкольниками, способствуют всестороннему развитию личности ребенка, а также является эффективной методикой подготовки руки к письму. Мелкая моторика определяется как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Ведь в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

Литература:

  1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 2007, 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
  2. Дементьева Л. Бумажная пластика оригами // Дошкольное воспитание. № 8, 2003, 40 с.
  3. Лурия, А.Р., Юдович, Ф. А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович. — М.: Просвещение, 2016. — 315 с.
  4. Любина, Г. А. Рука развивает мозг / Г. А. Любина. О. В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. — 2013.- № 5. — С. 24–28.
  5. Моурлот, Л. И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Л. И. Моурлот, Л. A. Ремезова. Самара: СГПУ, 2007–122 с.
  6. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 3. — С.27–34.
  7. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ — Изд-во: Детство-Пресс, 2014, 48 с.
  8. Соколова С. В. Оригами для дошкольников. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008, 64 с.
  9. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М.: Издательство ЭКСМО, 2013, 48 с.
  10. Черенкова, Е Простейшие модели оригами [Текст] /Е.Черенкова: азбука развития — М.: дом 21 век РИПОЛ КЛАССИК -2007.
  11. Fleishman, E. A. The Structure and Measurement of Physical Fitness / E. A. Fleishman. Prentice-Hall, Inc.Englewood Cliffs, 2014.
  12. Тzvetkova-Arsova, M. Model for Tactile Exploration of Objects in Smoll Space By Young Blind Students of Primary School Level / M. Tzvetkova-Arsova // Annual book of University of Sofia. 2013. -№ 4. p. 271–282.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Использование различных техник декорирования в развитии творческих способностей у дошкольников

В статье рассматриваются вопросы, связанные с творческими способностями дошкольников, в частности возможности использования декорирования в изобразительной деятельности.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка-дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития личности ребенка-дошкольника средствами искусства.

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

В данной статье дается обзор начального опыта преподавания автором рисования и декоративно-прикладного искусства детям дошкольного и младшего дошкольного возраста в детских развивающих центрах.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Использование различных техник декорирования в развитии творческих способностей у дошкольников

В статье рассматриваются вопросы, связанные с творческими способностями дошкольников, в частности возможности использования декорирования в изобразительной деятельности.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка-дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития личности ребенка-дошкольника средствами искусства.

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

В данной статье дается обзор начального опыта преподавания автором рисования и декоративно-прикладного искусства детям дошкольного и младшего дошкольного возраста в детских развивающих центрах.