Методы и приемы развития критического мышления на уроках английского языка в школе
Автор: Лопушенко Наталья Александровна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2023)
Дата публикации: 08.05.2023
Статья просмотрена: 129 раз
Библиографическое описание:
Лопушенко, Н. А. Методы и приемы развития критического мышления на уроках английского языка в школе / Н. А. Лопушенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/490/17986/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор приводит практические примеры учебных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
Ключевые слова: критическое мышление, «мягкие» навыки, «жесткие» навыки.
Навыки, которые школьники получают в школе, можно разделить на «жёсткие» и «мягкие».
Hard skills, или «жёсткие» навыки — это набор профессиональных знаний и умений. Они в первую очередь пригодятся в работе, их легко можно измерить. Например, уровень английского языка, степень владения программированием, скорость печати и т. д.
Ведущие специалисты России и мира в своих докладах делают упор на Soft Skills, то есть «мягкие навыки». По Результатам исследования, проведенного в Гарвардском Университете (Harvard University) и Стенфордском Исследовательском Институте (Stanford Research Institute) говорят о том, что вклад Hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15 %, тогда как Soft skills определяют оставшиеся 85 %.
К мягким навыкам относятся:
— коммуникативные навыки — это умение общаться и устанавливать контакт. Грамотно презентовать себя и уметь слышать то, что говорит собеседник.
— социальные навыки — это умение устанавливать связи, позиционировать себя в обществе. Уметь работать самостоятельно и в команде.
— эмоциональный интеллект — это навыки управления своим эмоциональным интеллектом, влияют на работу ученика с другими членами группы, мотивацию и самоконтроль.
— планирование, самоорганизация — это грамотное, пошаговое распределение времени. Тот навык, который пригодится и во время обучения, и в будущем.
— критическое мышление — это умение объективно оценить ситуацию или событие. Переработать поступающую информацию, сделать определенные выводы и вынести собственные убеждения. Умение анализировать и прогнозировать, принимать решения, искать и создавать ресурсы, пути решения или выхода. А также, способность мыслить нестандартно.
Критическому мышлению как результату научить нельзя. Если мы скажем ученику «ok, let’s think critically, we need to answer this questions, to match headings», то он ответит «I’m listening but I can’t hear», «я стараюсь, я пытаюсь это сделать, thinking critically, но я не знаю, как это делать».
Научиться критическому мышлению, научиться логике — это огромный комплексный процесс. Нужно обучать критическому мышлению нативно, в процессе обучения языку и речи, именно как процессу, а не как результату. Необходимо декомпозировать весь процесс на отдельные действия и научить отдельным действиям.
Американский психолог Бенджамин Блум предложил планировать занятия с помощью пирамиды учебных целей, чтобы развивать высокие формы мышления школьников. Метод помогает лучше структурировать материал урока: педагог не только делится с учениками новой информацией, но и помогает её осмыслить, оценить и применить в жизни. Благодаря этой методике учителю легче отслеживать прогресс в обучении.
Пирамида учебных целей Блума — это иерархия учебных целей, которая описывает уровни освоения предмета. С помощью пирамиды учителя смогут составлять план занятий таким образом, чтобы ученики работали с материалами урока, критически оценивая их и делая собственные выводы. Для этого Блум выделил шесть основных действий с информацией.
Пирамида учебных целей позволяет также спланировать урок, на котором ученики будут формировать «мягкие» навыки в процессе развития «жестких» навыков, делая обучение более эффективным.
Разберем задание 10 письменной части ЕГЭ по английскому языку. С целью развития критического мышления начинаем прорабатывать заголовки: дайте 5 ассоциаций каждому из заголовков — 1 позитивную, 1 негативную, 1 человека, например, который ассоциируется с Christmas, 1 предмет, 1 глагол. Можно как угодно варьировать и менять условия.
Для проработки мягких навыков и развития критического мышления в задании номер три устной части ЕГЭ по английскому языку можно предложить ученикам только первую часть задания — вступление к интервью. Затем даем задание спрогнозировать вопросы в четырех категориях: что я, скорее всего, услышу; вопросы маловероятные для участия в собеседовании; вопросы на которые хотелось бы ответить; вопросы, которые могут вызвать затруднение.
Использование на уроках такого приема как See Think Wonder, помогает закрепить слова раздела или текущего урока, развивает коммуникативные навыки.
Этот метод можно использовать на любой стадии урока. Учащиеся делятся на группы из двух человек и обсуждают картинку, отвечая на вопрос:
What do I see? (Что я вижу?)
What do I think? (Что я думаю?)
What does it make me wonder?
При прохождении темы «Проблемы окружающей среды» в 7 классе, учащимся была предложена картинка для обсуждения: «Загрязнение водных пространств».
Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является построение собственных знаний в рамках своей поисковой деятельности».
Рассмотренные методы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное — результативной.
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм — все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.
Развитие критического мышления на уроках английского языка позволяет учителю создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Таким образом, использование этих технологии позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Литература:
1. Батырханова Г. Б. Развитие критического мышления на уроках английского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. № 4 (26).
2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011, 223с.
3. Чижаковская Я. И. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка/ Я. И. Чижаковская // Иностранные языки в школе. — 2018.- № 12
4. Яфарова, М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации / М. П. Яфарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 222–229.
Ключевые слова
критическое мышление, «мягкие» навыки, «жесткие» навыкиПохожие статьи
Применение технологии критического мышления на уроках математики
В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.
Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся
В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.
Развитие предпосылок логического мышления
В данной статье описывается процесс логического мышления и приводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие предпосылок логического мышления младших школьников.
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку
В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.
Особенности развития мышления в подростковом возрасте
В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...
Развитие уровня технического мышления на занятиях по электротехнике в сельской общеобразовательной школе
В статье приводятся результаты эксперимента по повышению уровня развития технического мышления подростков. Обосновывается необходимость ведения деятельности, формирующей техническое мышление. Приводятся статистические данные тестирования по уровню ра...
Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе
В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.
Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов
В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.
Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.
Похожие статьи
Применение технологии критического мышления на уроках математики
В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.
Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся
В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.
Развитие предпосылок логического мышления
В данной статье описывается процесс логического мышления и приводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие предпосылок логического мышления младших школьников.
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку
В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.
Особенности развития мышления в подростковом возрасте
В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...
Развитие уровня технического мышления на занятиях по электротехнике в сельской общеобразовательной школе
В статье приводятся результаты эксперимента по повышению уровня развития технического мышления подростков. Обосновывается необходимость ведения деятельности, формирующей техническое мышление. Приводятся статистические данные тестирования по уровню ра...
Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе
В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.
Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов
В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.
Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.