Правовая культура молодого педагога
Автор: Махова Алина Сергеевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2023)
Дата публикации: 20.05.2023
Статья просмотрена: 123 раза
Библиографическое описание:
Махова, А. С. Правовая культура молодого педагога / А. С. Махова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 89-94. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/492/17992/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.
Ключевые слова: правовая культура, молодой специалист, молодой педагог, функциональная грамотность, современное российское образование, навыки XXI века.
Закончив университет, вчерашний студент педагогического ВУЗа переходит на новую ступень в своей жизни — приходит на работу в образовательное учреждение. Здесь он должен пройти важнейший этап в своей жизни — вторичную социализацию.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что вниманию правового образования в педагогических университетах уделяется крайне мало. Отсутствует систематическая работа по формированию правовой культуры будущего учителя.
Придя на работу в школу, молодой педагог сталкивается с множеством адаптационных сложностей. В процессе адаптации молодой педагог должен понять полностью свою деятельность с точки зрения права. Каждый учитель должен быть компетентен. Компетентность учителя — это совокупность знаний, умений, навыков, которые позволяют ему ориентироваться в профессиональной среде, грамотно решать возникающие вопросы и проблемы; это те знания, которые помогают достичь результативности в профессиональной деятельности. [7]
Компетентность современного педагога включает такое понятие как «правовая культура». Необходимо сказать о том, что правовая культура является одной из важнейших составляющих культуры общества.
Правовая культура — это знание законов своей страны, уважение к ним и неукоснительное выполнение. Формирование правовой культуры у каждого гражданина страны необходимо для становления и существования правового государства и гражданского общества. Формировать правовую культуры необходимо на каждом уровне: уровень личность, уровень общества и уровень государства. Формирование правосознания, правовой культуры происходит на протяжении всей жизни.
Деятельность педагога регулируют различные документы, например, Профессиональный стандарт педагога. [4] В данном документе есть различные разделы. Один из разделов называется «трудовая функция» и включает в себя требования к умениям педагога. Педагог должен знать приоритетные направления развития образовательной системы РФ, должен знать законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность образовательных организаций РФ. Кроме того, ему необходимо владеть информацией о Федеральных государственных образовательных стандартах, о документах, содержащих информацию по вопросам обучения и воспитания детей. Деятельность педагога невозможна без знаний о трудовом законодательстве, о правах ребенка, Конвенции о правах ребенка.
Памятка для молодого учителя
Какие документы, нормативно-правовые акты необходимо изучить молодому педагогу?
- Конституция Российской Федерации. Это документ федерального значения, основной закон страны, с которого следует начинать. Особое внимание нужно обратить на статью 43, которая закрепляет право каждого человека на образование.
Эта же статья Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне. Получить образование можно в государственных, муниципальных образовательных учреждениях.
Кроме того, в статье 43 содержится информация и об уровне высшего образования: его можно получить бесплатно на конкурсной основе.
Каждый родитель должен организовать получение своим ребенком основного общего образования.
- Федеральный закон «Об образовании» . Это федеральный закон, который регулирует отношения между людьми, возникающие в процессе образования.
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Конвенция о правах ребенка
- Трудовое законодательство (Трудовой кодекс РФ)
- Устав образовательной организации
- Локальные нормативно-правовые акты образовательной организации
- Трудовое законодательство (Трудовой кодекс РФ)
Каким образом можно помочь молодому педагогу в формировании правовой культуры?
- Проводить встречи с юристом, специалистом в области образовательного права с целью обсуждения спорных юридических вопросов.
- Педагог должен иметь доступ к курсам повышения квалификации, посвященным вопросам образовательного права; должен посещать подобные курсы, изучать лекции и т. д.
- Молодой педагог не должен оставаться один на один с юридическими вопросами, в образовательной организации должна действовать четкая система наставничества. [1]
Перечисленные выше варианты действительно могут помочь молодому педагогу. Но более эффективным было бы начинать формирование правовой культуры у студента педагогического вуза до его устройства на работу в образовательную организацию. Для того чтобы это реализовать, мы предлагаем:
- Увеличить количество учебных часов на изучение правовых дисциплин: «Правоведение», «Образовательное право».
- Участие студента в общественной деятельности, что позволит ему ощутить себя полноценным гражданином России. Это способствует формированию гражданского правосознания.
- Участие в студенческом самоуправлении. Для чего это необходимо? Участие в студенческом самоуправлении заключается в разработке и реализации нормативных актов университета, могут внести свои предложения для улучшения функционирования университета, что будет необходимо и при дальнейшей работе в образовательной организации. [2]
Подводя итог, необходимо сказать о том, что правовая культура педагога — это важный элемент педагогической компетенции. Без правовой культуры педагог не сможет осуществлять работу в образовательной организации, поэтому данному вопросу должно быть уделено большое внимание в процессе получения высшего педагогического образования, еще до устройства на работу.
Безусловно, государство защищает граждан, свобода человека во многом зависит от государства. Что зависит от самого гражданина? Каждый гражданин обязан знать свои права и обязанности, уметь их защищать законными способами.
Человек с высоким уровнем правовой культуры знает и пользуется всеми своими гражданскими правами. Такой человек реализует свои права, свободы и при этом уважительно относится к законам своей страны, соблюдает их.
Литература:
- Белянкова, Е. И. Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя / Е. И. Белянкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1074–1076. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29459/ (дата обращения: 07.05.2023).
- Бобылева, Я. В. Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей / Я. В. Бобылева, С. В. Борисова, Л. А. Гриценко. — Текст:непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 452–454. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13003/ (дата обращения: 07.05.2023)..
- Правовая культура участников образовательного процесса: от теории к практике. — ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2022. — 135 с.
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) / Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. — URL: https://school3.kchr.eduru.ru/media/2020/02/11/1250875158/Profstandart_Pedagog.pdf
- Жусупов А. Р., Хасенова А. А. К вопросу о формировании правовой грамотности педагогов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/83176 (дата обращения: 05.05.2023).
- Жусупов А. Р., Хасенова А. А. Правовая грамотность и ее формирование у будущих учителей// Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. № 16. 2017.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2013. № 2. 58–64.
Ключевые слова
правовая культура, молодой специалист, молодой педагог, функциональная грамотность, современное российское образование, навыки XXI векаПохожие статьи
Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа
В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования
В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».
Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза
В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...
Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации
В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.
Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы
В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...
Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения
В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.
Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов
В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...
Качество образования как педагогическая проблема
В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.
Развитие компетентности современного учителя
В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.
Проблемы правового воспитания на современном этапе
В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...
Похожие статьи
Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа
В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования
В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».
Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза
В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...
Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации
В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.
Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы
В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...
Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения
В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.
Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов
В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...
Качество образования как педагогическая проблема
В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.
Развитие компетентности современного учителя
В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.
Проблемы правового воспитания на современном этапе
В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...