Правовое регулирование международной космической станции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Салтыкова, А. О. Правовое регулирование международной космической станции / А. О. Салтыкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/492/18012/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает актуальные проблемы правового регулирования международной космической станции.

Ключевые слова: международная космическая станция, соглашение, правовое регулирование.

Международная космическая станция — это пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. Предложения о создании международной космической станции возникли ещё в 1993 году. В 1996 году была утверждена конфигурация станции, состоящая из двух сегментов-российского и американского. 29 января 1998 года в Вашингтоне было подписано соглашение о создании международной космической станции между правительствами Российской Федерации, Соединённых штатов Америки, Канады, Японии и государств-членов Европейского космического агентства. Первый элемент международной космической станции был выведен на орбиту 20 ноября 1998 года. Через два года на борт международной космической станции был доставлен экипаж первой экспедиции. В настоящее время в международном проекте принимает участие 14 стран. К их числу относятся Россия, США, Канада, Япония, Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Франция, Швеция, Швейцария, Норвегия, Нидерланды. Создание международной космической станции является важнейшим этапом в исследовании космического пространства. Крупнейший проект является уникальным в своём роде, поэтому возникает необходимость создания инструментов международно-правового регулирования действий в отношении данной станции. Правовое положение международной космической станции регулируется нормами международного права, закреплёнными в определённых нормативно-правовых актах.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правовое положение международной космической станции, выступает вышеупомянутое «Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств — членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения». В этом документе отражены основные принципы проекта, права и обязанности сторон, а также их ответственность. Второй уровень правового регулирования представлен меморандумами о взаимопонимании. В меморандумах закреплены основные права и обязанности Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (ФКА), Европейского космического агентства (ЕКА), Канадского космического агентства (ККА), Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). Третий уровень регулирования правоотношений, возникающих по поводу использования МКС, представлен бартерными соглашениями или договорённостями о правах и обязанностях сторон. Например, коммерческое соглашение 2005 года между НАСА и Роскосмосом, в условия которого входили одно гарантированное место для американского астронавта в составе экипажей кораблей «Союз» и часть полезного объёма для американских грузов на беспилотных «Прогрессах». Четвертый уровень охватывает правовые аспекты обеспечения субординации, дисциплины, физической и информационной безопасности и другие правила поведения для членов экипажа. Такие как, «Кодекс поведения на МКС», закрепляет основы и правила поведения экипажа на международной космической станции. Право доступа к космической станции предоставляется каждому из договаривающихся сторон.

Положения, закреплённые в «Межправительственном соглашении о космической станции» не должны противоречить нормам международного космического права. Соглашение устанавливает ответственность за причинение ущерба участниками проекта. Помимо этого в соглашении закреплено понятие ущерба, которое означает:

1) телесное повреждение любому лицу или причинение какого-либо иного вреда его здоровью или его смерть;

2) ущерб любому имуществу, его утрату или потерю возможности пользоваться им;

3) потерю доходов или прибылей;

4) прочий прямой или косвенный ущерб.

Данное понятие, закреплённое в соглашении достаточно подробно описано, что свидетельствует о наиболее эффективной реализации норм права, устанавливающих ответственность за причинение ущерба. Помимо этого, положения межправительственного соглашения регулируют вопросы уголовной юрисдикции. Государства-участники могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении космонавтов на любом орбитальном элементе, гражданами которого они являются. Однако, в случае совершения неправомерных действий в отношении граждан и орбитальных элементов других государств, государство-участник, интересы которого были затронуты может осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении лица, совершившего правонарушение, при наличии соглашения между государствами. Стоит отметить, что каждый участник соглашения регистрирует орбитальные элементы в качестве космических объектов. Процедура регистрации космических объектов наделяет государства-участники правом осуществления юрисдикции над орбитальными элементами. Помимо этого, право собственности на определённый орбитальный элемент остаётся за регистрирующим государством. Отсюда следует, что все правовые вопросы, касающиеся конкретного элемента, решаются согласно законодательству регистрирующего государства.

Международная космическая станция имеет уникальное правовое положение. Опыт сотрудничества между государствами-участниками позволяет развивать международное законодательство. Усовершенствование уже имеющейся нормативно-правовой базы позволит с большим успехом осваивать космическое пространство и изучать небесные тела.

Литература:

  1. «Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств — членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения». URL: https://docs.cntd.ru/document/901778188 (дата обращения: 10.05.2023)
  2. Киченина В. С. «Правовое положение международной космической станции». URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/97195-pravovoe-polozhenie-mezhdunarodnoj-kosmicheskoj-stancii (дата обращения: 12.05.2023)
  3. Борщёва А. В. «Правовой статус международной космической станции». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-mezhdunarodnoy-kosmicheskoy-stantsii/viewer (дата обращения: 14.05.2023)

Ключевые слова

правовое регулирование, соглашение, международная космическая станция

Похожие статьи

Международное правовое регулирование авиаперевозок и обеспечение безопасности полетов гражданской авиации

В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации.

Актуальные проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов и предлагаются пути их решения.

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок

В статье исследуется правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Статья затрагивает положительные стороны международных автомобильных перевозок, вопросы ответственности перевозчика, размера ущерба, и другие аспекты, регулируемые кон...

Международное правовое регулирование авиаперевозок опасных грузов

В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации и обеспечение ею авиационной безопасности в сфере перевозок опасных грузов.

Специфика нормотворчества международных организаций на примере Совета Безопасности ООН

Данная статья посвящена проблеме научного исследования в сфере специфики нормотворчества международных организаций.

Особенности правового регулирования международной морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы современного правового регулирования международной морской перевозки грузов. Формулируется вывод о том, что многообразие источников правового регулирования является специфической чертой международных морских перевозок.

Патентное право в рамках международного оборота оружия

В статье рассмотрена актуальная проблема разрешения разногласий в сфере патентного права на международном уровне. Раскрывается механизм, регулирующий международные отношения в патентном праве. Предлагается вариант разрешения конкретного спора в рамка...

Договор воздушной перевозки: проблемы теории и практики

В статье автор рассматривает теоретические аспекты договора воздушной перевозки, а также проблемы правоприменения.

Международное регулирование искусственного интеллекта

В статье рассматриваются вопросы международной концепции регулирования искусственного интеллекта, учитывая имеющийся зарубежный и отечественный опыт.

Правовые аспекты ограничения использования космоса в военных целях

В данной статье автор рассматривает и проводит краткий анализ основных международно-правовых актов, так или иначе затрагивающих вопросы ограничения использования косм в военных целях.

Похожие статьи

Международное правовое регулирование авиаперевозок и обеспечение безопасности полетов гражданской авиации

В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации.

Актуальные проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов и предлагаются пути их решения.

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок

В статье исследуется правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Статья затрагивает положительные стороны международных автомобильных перевозок, вопросы ответственности перевозчика, размера ущерба, и другие аспекты, регулируемые кон...

Международное правовое регулирование авиаперевозок опасных грузов

В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации и обеспечение ею авиационной безопасности в сфере перевозок опасных грузов.

Специфика нормотворчества международных организаций на примере Совета Безопасности ООН

Данная статья посвящена проблеме научного исследования в сфере специфики нормотворчества международных организаций.

Особенности правового регулирования международной морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы современного правового регулирования международной морской перевозки грузов. Формулируется вывод о том, что многообразие источников правового регулирования является специфической чертой международных морских перевозок.

Патентное право в рамках международного оборота оружия

В статье рассмотрена актуальная проблема разрешения разногласий в сфере патентного права на международном уровне. Раскрывается механизм, регулирующий международные отношения в патентном праве. Предлагается вариант разрешения конкретного спора в рамка...

Договор воздушной перевозки: проблемы теории и практики

В статье автор рассматривает теоретические аспекты договора воздушной перевозки, а также проблемы правоприменения.

Международное регулирование искусственного интеллекта

В статье рассматриваются вопросы международной концепции регулирования искусственного интеллекта, учитывая имеющийся зарубежный и отечественный опыт.

Правовые аспекты ограничения использования космоса в военных целях

В данной статье автор рассматривает и проводит краткий анализ основных международно-правовых актов, так или иначе затрагивающих вопросы ограничения использования косм в военных целях.