Правовой статус Правительства Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 610 раз

Библиографическое описание:

Реутов, К. О. Правовой статус Правительства Российской Федерации / К. О. Реутов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/492/18030/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор определяет правовой статус Правительства Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года, его взаимодействие с Президентом Российской Федерации и другими федеральными исполнительными органами государственной власти.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, исполнительная власть, Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации.

В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ [1].

ФКЗ от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее — ФКЗ о Правительстве) гласит, что: «исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ» [2].

Таким образом, Правительство РФ возглавляет исполнительную ветвь власти, обеспечивая скоординированную работу и исполняя управление за деятельностью федеральных министерств, а также других федеративных организаций, при этом осуществляя контроль за их работой.

Самостоятельность Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти раскрывается в таких статусных показателях как [4]:

– наличие отдельной главы Конституции РФ, посвященной Правительству РФ (гл. 6);

– наличие конституционного закона о Правительстве;

– обладание правом законодательной, бюджетной и конституционной инициативы;

– обязательное участие в экспертизе законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;

– наличие масштабной и вариативной компетенции, в соответствии с которой Правительство РФ организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

– право обращения с запросами в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции текущего законодательства.

Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации [5].

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, единства системы публичной власти.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение [6].

Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента РФ [3].

Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу и обязательны на всей территории страны.

Таким образом, Правительство Российской Федерации является органом исполнительной власти, который формируется Президентом Российской Федерации совместно с Государственной Думой Российской Федерации и осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Правовой статус Правительства Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ и отдельному ФКЗ, посвященному всему институту Правительства Российской Федерации.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 06.10.2022: [одобрен Государственной Думой 4 октября 2022 года: одобрен Советом Федерации 4 октября 2022 года]. — Москва, 2022. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  2. Российская Федерация. Законы. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ. — Москва, 2020. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  3. Российская Федерация. Правительство. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260. — Москва, 2020. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  4. Дзидзоев, Р. М. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации: новые грани взаимоотношений / Р. М. Дзидзоев // Журнал российского права. — 2021. — Т. 25, № 5. — С. 43–54.
  5. Миронов, А. Н. Административное право: учебник / А. Н. Миронов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 333 с.
  6. Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, — 6-е изд., пересмотр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 640 с.

Похожие статьи

Федеральное Собрание в системе сдержек и противовесов

В статье рассматривается статус Федерального Собрания в системе органов государственной власти и взаимодействие высшего законодательного органа с другими органами государственной власти на примере полномочий утверждения Государственной Думы Федеральн...

Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти

В статье автор пытается определить взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти после поправок в Конституцию РФ.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности

В статье исследуется вопрос, связанный с возникновением, конституционно-правовым статусом и функционированием Конституционного Собрания Российской Федерации, а также даётся анализ проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собран...

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Право Президента участвовать в формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В статье рассматривается право Президента назначать членов Совета Федерации. Затрагиваются вопросы о целесообразности наделения Президента этим правом. Изучаются пробелы в законодательстве, регулирующем порядок формирования Совета Федерации.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Похожие статьи

Федеральное Собрание в системе сдержек и противовесов

В статье рассматривается статус Федерального Собрания в системе органов государственной власти и взаимодействие высшего законодательного органа с другими органами государственной власти на примере полномочий утверждения Государственной Думы Федеральн...

Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти

В статье автор пытается определить взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти после поправок в Конституцию РФ.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности

В статье исследуется вопрос, связанный с возникновением, конституционно-правовым статусом и функционированием Конституционного Собрания Российской Федерации, а также даётся анализ проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собран...

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Право Президента участвовать в формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В статье рассматривается право Президента назначать членов Совета Федерации. Затрагиваются вопросы о целесообразности наделения Президента этим правом. Изучаются пробелы в законодательстве, регулирующем порядок формирования Совета Федерации.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.