Разработка чат-бота — помощника в изучении географии для детей школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рыбанов, А. А. Разработка чат-бота — помощника в изучении географии для детей школьного возраста / А. А. Рыбанов, В. В. Бутова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 4-9. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/494/18035/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены проблемы в изучении школьниками 6–7 классов общеобразовательных школ предмета «География», применение программных средств в общеобразовательных школах, способы повышения мотивации учеников к обучению. Сделан вывод об актуальности создания чат-бот помощника учителю географии для повышения качества усвоения изучаемого материала.

Ключевые слова: география, социальные сети, чат-бот.

Исследование практики работы учителей географии показало, что в настоящее время имеются проблемы в овладении школьниками географическими знаниями [4].

Это связано с несколькими причинами:

– сокращение часов на изучаемую дисциплину;

– низкая мотивация у школьников к обучению;

– трудности у педагогов в реализации современных средств обучения, которое связано с низкой обеспеченностью школ ТСО.

Овладения прочными знаниями по географии не менее ценно, чем по другим дисциплинам. География, как общеобразовательный предмет имеет большую ценность, так как формирует у учащихся социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, является предметом мировоззренческого характера, отражает основы географической науки, также отличается комплексным подходом к изучению природы, человеческого общества и их взаимодействиях [1].

Основным процессом на уроках географии в школе является процесс обучения (рисунок 1).

Диаграмма процесса «Обучение»

Рис. 1. Диаграмма процесса «Обучение»

Рассмотрев внутреннюю структуру рассматриваемого процесса, можно выделить следующие подпроцессы:

– получение знаний;

– закрепление знаний;

– контроль знаний.

На следующей диаграмме (рисунок 2) представлена декомпозиция общего процесса «Обучение». Обратим особое внимание в нашем исследовании на процесс закрепления знаний, для реализации которого педагог в своей работе применяет различные виды тренировочных заданий, практических, самостоятельных работ.

Диаграмма декомпозиции процесса «Обучение»

Рис. 2. Диаграмма декомпозиции процесса «Обучение»

Главной проблемой является то, что для закрепления знаний и повышения мотивации учеников в овладении географическими знаниями не все учителя стремятся в своей работе использовать наряду с учебными пособиями и контурными картами, электронные образовательные ресурсы [4].

Среди используемых в общеобразовательных школах выделяются образовательные платформы «Учи.ру», «Якласс», игровые мобильные приложения для проведения онлайн викторин (Quizizz, Kahoot), виртуальные глобусы («Google Планета Земля», Marble Maps) [2].

Данные электронные сервисы в некоторой степени помогают в решении поставленных перед педагогами задач, но имеют некоторые недостатки в виду отсутствия формата диалога, что так важно в обучении детей школьного возраста. Известно, что в настоящее время достаточно большую часть свободного времени школьники проводят в социальных сетях и формат общения в мессенджерах является для них привычным и удобным.

Наряду с применяемыми программными средствами, наше внимание привлекло использование чат-ботов в образовательной деятельности [3]. Чат-боты активно применяются как средство закрепления нового материала, получения новых знаний, как поисковая система. Может сочетать в себе несколько функций: закрепление и проверка знаний по конкретному предмету, напоминания о необходимости пройти тестовые задания, возможность увидеть свою статистику, получение сообщений и напоминаний от учителя.

Рассмотрев имеющиеся чат-бот приложения по предмету «География», было выявлено отсутствие чат-бота, позволяющего осуществить проверку знаний учащихся по разным темам изучения. Существующие чат-боты имеют узкое направление в тематике заданий. Чат-бот «Угадай столицу» направлен на изучение флагов стран, чат-бот Globus_Russia ориентирован только на тестовые задания с использованием изображений карт.

Ввиду отсутствия программного средства чат-бот приложения по предмету география, позволяющего ученикам проходить задания и отвечать на вопросы по всем изучаемым по предмету темам, было принято решение о разработке данного программного средства.

Предлагаемое решение: чат-бот GeorgBot позволит решить некоторые проблемы в преподавании географии.

Преимуществом создаваемого чат-бота является возможность внесения учителем разделов по изучаемым темам, а также проверочных вопросов, возможность прислать ссылку для закрепления теории. Удобство использования мессенджера разгружает ученика от использования сложных интерфейсов географических игр (например, таких как Settera), увеличивает скорость включения в процесс закрепления материала, общение с чат-бот помощником проходит в ненавязчивой игровой форме. Ученик получает дополнительные интересные материалы от учителя. На рисунке 3 представлена общая диаграмма вариантов использования чат-бота помощника.

Общая диаграмма вариантов использования системы

Рис. 3. Общая диаграмма вариантов использования системы

Проанализировав преимущества использования чат-бот приложений, можно сделать выводы, что использование чат-бота помощника по географии позволит учителю снизить временные затраты на закрепление пройденного материала по разделам предмета, способствовать повышению интереса у учеников к получению географических знаний.

Литература:

  1. Ступникова, А. Д. Особенности формирования географических умений обучающихся при изучении географии в школе / А. Д. Ступникова, А. С. Хаустова. — Текст: непосредственный // Грани познания. — 2022. — № 5 (82). — С. 28.
  2. Теряева, А. В. Формирование мотивации к обучению с помощью интерактивных сервисов на уроках географии / А. В. Теряева. — Текст: непосредственный // В сборнике: Актуальные направления географических исследований в Кемеровской области и других регионах России. Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых учёных в рамках Межрегиональной молодежной научно-проектной школы «ГеоКузбасс». Под редакцией О. А. Брель. — 2021. — С. 74.
  3. Пожалуева, В. И. Применение чат-ботов мессенджера Telegram в системе взаимодействия педагога и обучающегося / В. И. Пожалуева, О. А. Милькевич. — Текст: непосредственный // В сборнике: Студенческая наука Подмосковью. Сборник материалов Международной научной конференции молодых ученых. — Орехово-Зуево, 2022. — С. 525–529.4. Заббарова, О. А. Составление бухгалтерской отчетности организации: учеб, пособие / О. А. Заббарова. — М.: КноРус. — 2009. — C.256.
  4. Науменко, Е. И. Проблемы географического образования глазами школьников / Е. И. Науменко. — Текст: непосредственный // В сборнике: Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 2020. — С. 343.

Похожие статьи

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка

В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Использование Telegram-ботов в образовательном процессе (на примере ГУО СШ № 38 г. Гомеля)

В статье рассматриваются возможности использования в образовательном процессе чат-ботов в мессенджере Telegram, как один из способов повышения познавательной и учебной активности учащихся, а также более тесного взаимодействия учитель — ученик.

Геймификация в обучении математике учащихся 5–7 классов образовательных организаций

Геймификация на современном этапе обучения является важнейшим компонентом развития учащихся образовательных организаций. Благодаря элементам игры, у учащихся есть возможность изучать важный материал игровыми методами, повышая при этом эффективность о...

Проверка развёрнутых ответов обучающихся с помощью искусственного интеллекта: можно ли доверять результатам?

В статье автор рассматривает возможности использования нейросетей для оценки развернутых ответов ЕГЭ и ОГЭ на основе опыта проекта по внедрению искусственного интеллекта в онлайн-сервис «Облако знаний».

Похожие статьи

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка

В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Использование Telegram-ботов в образовательном процессе (на примере ГУО СШ № 38 г. Гомеля)

В статье рассматриваются возможности использования в образовательном процессе чат-ботов в мессенджере Telegram, как один из способов повышения познавательной и учебной активности учащихся, а также более тесного взаимодействия учитель — ученик.

Геймификация в обучении математике учащихся 5–7 классов образовательных организаций

Геймификация на современном этапе обучения является важнейшим компонентом развития учащихся образовательных организаций. Благодаря элементам игры, у учащихся есть возможность изучать важный материал игровыми методами, повышая при этом эффективность о...

Проверка развёрнутых ответов обучающихся с помощью искусственного интеллекта: можно ли доверять результатам?

В статье автор рассматривает возможности использования нейросетей для оценки развернутых ответов ЕГЭ и ОГЭ на основе опыта проекта по внедрению искусственного интеллекта в онлайн-сервис «Облако знаний».