Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность
Автор: Балабаева Полина Вячеславовна
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
LXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2023)
Дата публикации: 04.06.2023
Статья просмотрена: 161 раз
Библиографическое описание:
Балабаева, П. В. Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность / П. В. Балабаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/494/18066/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.
Ключевые слова: Российская Федерация, Уссурийская российско-китайская торгово-экономическая зона, внутренняя торговля, европейский рынок, КНР, Маньчжурия.
Мировой опыт развития особых экономических зон на сегодняшний день имеет крайне широкий спектр — большинство государств начинает формировать ОЭЗ на своих территориях не для получения определенной экономической выгоды, с целью извлечения капитала любой ценой, а в качестве основного инструмента для дальнейшего развития территории: её инфраструктуры, экологии, внешних связей и т. д. Однако, формирование совместных ОЭЗ может быть интересно для других государств и в вопросе выхода на «новые» рынки.
Российский опыт продвижения Особых экономических зон крайне своеобразен, так как мировая практика, характерной чертой которой является многообразие типологий, незначительно сказалась на отечественном формировании ОЭЗ — Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предполагает всего 4 основных типа [1]:
- Промышленно-производственные особые экономические зоны;
- Технико-внедренческие особые экономические зоны;
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны;
- Портовые особые экономические зоны.
К сожалению, столь скудный перечень видов предполагает абсолютное несовершенство нормативно-правовой базы формирования и функционирования Особых экономических зон Российской Федерации. Так, например, согласно пункту 2, статьи 4 «Типы особых экономических зон» Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предполагается, что площадь созданных Особых экономических зон на территории Российской Федерации не может превышать [2]:
- Сорок квадратных километров для промышленно-производственного типа;
- Четыре квадратных километра для технико-внедренческого типа;
- Не более чем пятьдесят квадратных километров для общей площади портового типа.
Однако ОЭЗ в Калининградской области, к примеру, превышает данные показатели, нарушая не только упомянутый закон — на территории ОЭЗ так же присутствуют объекты жилищного фонда, что запрещается законодательно.
Тем не менее, Россия активно сотрудничает с КНР в экономической сфере и развивает совместные Особые экономические зоны, что несомненно, в перспективе, должно поспособствовать развитию и усовершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ОЭЗ на территории Российской Федерации, так как китайский опыт создания и регулирования функционирования ОЭЗ признан одним из наиболее успешных в мире [3].
На сегодняшний день существуют более 10 совместных свободных экономических зон в российско-китайских отношениях, наиболее известные и старые из них с краткой характеристикой приведены в таблице 1:
- Зона внутренней торговли и туризма Маньчжурия, созданная в 1996 г.;
- Уссурийская российско-китайская торгово-экономическая зона от 2007 г.;
- Российско-китайский технопарк (РКТ) «Дружба», создание которого было начато в 2003 г.
Таблица 1
Наиболее известные совместные российско-китайские экономические зоны
Наименование |
Место |
Специализация по РФ |
Цели |
Российско-китайский технопарк «Дружба» |
Москва, РФ |
Технико-внедренческая ОЭЗ |
-Реализация межгосударственной программы российско-китайского научно-технического сотрудничества; —Продвижение на китайский рынок российских завершенных научно-технических разработок и на российский рынок — высокотехнологичной продукции китайских предприятий; —Создание совместных предприятий в целях производственного освоения и рыночной реализации результатов НИОКР; —Развитие инфраструктуры и механизмов трансфера технологий и их коммерциализации; —Подготовка и повышение квалификации менеджеров совместных проектов; —Совершенствование нормативно-правовой и информационной базы в области международного трансфера технологий |
Зона внутренней торговли и туризма Маньчжурия |
Провинция Цзилинь, КНР |
Элементы всех видов ОЭЗ, законодательно закрепленных |
— Служит «официальными воротами», через которые идет совместное пользование местными ресурсами; — Совершенствуется китайско-российская приграничная туристическая зона высшей категории по китайским стандартам «5a»; — Способствует развитию многообразия и процветанию туризма между странами; — Усиливает показательную и стимулирующую роль близлежащих КПП; |
Уссурийская российско-китайская торгово-экономическая зона |
Уссурийск, РФ |
Промышленно-производственная ОЭЗ с элементами портовой |
— Формирование одного из крупнейших «хабов» по транзиту электроники; — Способствование формированию новых рабочих мест для российских граждан; — Стабилизация экономической ситуации в отдаленном регионе |
Стоит отметить, что большая часть совместных особых экономических зон в российско-китайском сотрудничестве приходится именно на формирование технопарков. Обуславливается это повышенным спросом на наукоемкую деятельность и интеллектуальную продукцию [4].
Тем не менее, на сегодняшний день доля китайских инвестиций в совместные с Россией ОЭЗ постепенно снижается — причина этому заморозка инициативы «Один пояс, один путь», которая была основным движущим локомотивом в экономическом сотрудничестве. Одним из основных интересов китайской стороны в инвестировании в Россию считается возможность использовать территорию РФ в качестве «хаба» для выхода на европейский рынок, использование которого теперь невозможно из-за санкций. Прекращение инвестиций, во многом, способствует постепенному угасанию существующих Особых экономических зон, что негативно сказывается на экономическом развитии Российской Федерации. Стоит ли говорить о том, что приостановка инициативы исключает интерес к запуску новых совместных ОЭЗ?
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для российской экономики и экономической науки формирование совместных с Китаем ОЭЗ крайне полезно, т. к. это дает возможность перенять опыт более успешной стороны, взяв его за основу для ускоренного совершенствования собственных зон. При этом, на сегодняшний день, интерес Пекина в функционировании и развитии совместных с Российской Федерацией ОЭЗ постепенно снижается из-за невозможности выхода на европейский рынок. В перспективе, стоит ожидать 1 из 2 вариантов развития событий: сильное снижение доли инвестиций в экономику РФ, с фокусировкой на технопарки, и полной приостановкой запущенных проектов по инициативе «Один пояс, один путь», либо восстановление работы проекта и формирование новых совместных экономических зон.
Литература:
- Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: справочно-правовая система.: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 01.06.2023).
- Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: справочно-правовая система.: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 01.06.2023).
- Кравченко, А. В. Оценка возможности применения китайского опыта создания свободных экономических зон / А. В. Кравченко. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vozmozhnosti-primeneniya-kitayskogo-opyta-sozdaniya-svobodnyh-ekonomicheskih-zon (дата обращения: 02.06.2023).
- Абраменков, А. В. Совместные свободные экономические зоны в российско- китайском сотрудничестве / А. В. Абраменков. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnye-svobodnye-ekonomicheskie-zony-v-rossiysko-kitayskom-sotrudnichestve (дата обращения: 02.06.2023).
Ключевые слова
КНР, Российская Федерация, Маньчжурия, Уссурийская российско-китайская торгово-экономическая зона, внутренняя торговля, европейский рынокПохожие статьи
Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг. и их влияние на социально-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока
В статье рассматриваются китайско-российские отношения в 1989–1999 гг., а также особенности социально-экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока.
Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект
Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.
Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая в рамках стратегического партнерства
В статье автор исследует торговые отношения России и Китая.
Российско-монгольские отношения на современном этапе развития
В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.
Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями
В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...
Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА
В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.
Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая
В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...
Направления развития российско-китайского сотрудничества
В статье анализируются результаты в отдельных направлениях сотрудничества России и Китая в сфере промышленного производства в таких отраслях как энергетика, автомобилестроение, авиастроение, станкостроение, и оцениваются сложившиеся предпосылки обесп...
Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС
В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в...
Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога»
В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализи...
Похожие статьи
Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг. и их влияние на социально-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока
В статье рассматриваются китайско-российские отношения в 1989–1999 гг., а также особенности социально-экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока.
Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект
Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.
Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая в рамках стратегического партнерства
В статье автор исследует торговые отношения России и Китая.
Российско-монгольские отношения на современном этапе развития
В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.
Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями
В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...
Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА
В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.
Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая
В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...
Направления развития российско-китайского сотрудничества
В статье анализируются результаты в отдельных направлениях сотрудничества России и Китая в сфере промышленного производства в таких отраслях как энергетика, автомобилестроение, авиастроение, станкостроение, и оцениваются сложившиеся предпосылки обесп...
Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС
В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в...
Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога»
В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализи...