Предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере общего образования с помощью дистанционных образовательных технологий (на примере Москвы)
Автор: Миронов Кирилл Валерьевич
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2023)
Дата публикации: 07.06.2023
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Миронов, К. В. Предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере общего образования с помощью дистанционных образовательных технологий (на примере Москвы) / К. В. Миронов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/496/18073/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматриваются особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере общего образования с помощью дистанционных образовательных технологий в городе Москве в период пандемии COVID-19 и после нее. Анализируются проблемы, связанные с переходом на дистанционное обучение, и практика их решения.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, государственные и муниципальные услуги, образование, COVID-19.
Управление в сфере системы общего образования представляет собой особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования, с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения. Региональный уровень управления образованием, в данном контексте, играет важнейшую роль и обладает вполне определенной спецификой. Согласно действующему законодательству, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы очень широкие полномочия в рамках осуществления государственной политики в области образования.
Реализация государственной политики в сфере образования и науки определяется уровнем работы соответствующих государственных органов. На практике органы управления образованием в регионах могут быть организованы как министерства или департаменты образования в структуре местной администрации.
Именно от эффективности работы этих органов власти и зависит, в конечном счете, качество общего образования на территории конкретного региона. При этом, чем специфичней регион, тем больше требований должно предъявляться органам управления образованием. Именно по этим причинам анализ проблем и особенностей предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере общего образования в таком регионе Российской Федерации как город федерального значения Москва (с его самой большой в России системой общего образования) представляется важной и значимой, как с теоретических, так и с практических позиций, задачей.
Еще одну грань актуальности рассматриваемой проблемы составляет тот факт, что на сегодняшний день (в связи с целым рядом законодательных изменений и новаций, а также в специфических условиях развития образования в период пандемии COVID-19 и иных вызовов) к управлению в сфере образования предъявляются новые, повышенные требования, которые включают в себя и требования связанные с предоставлением образовательных услуг в дистанционной форме.
Дистанционная форма в образовании существует уже достаточно давно. Однако, как правило, дистанционная форма (до 2020 года) применялась в сфере профессионального образования, а в сфере общего образования применялась очень ограничено.
Однако в 2020 году ситуация изменилась — в этот период серьезным вызовом для столичной системы общего образования стало дистанционное образования на фоне распространения COVID-19. Однако это испытание оказалось успешно пройденным. Так, в марте 2020 года всего за одну неделю московская система образования перешла на дистанционный режим обучения, который продлился до конца учебного года.
Полноценное дистанционное образование в московских школах стало возможным благодаря нескольким факторам. Так, уже была техническая возможность для удаленного взаимодействия педагогов и школьников, в первую очередь благодаря платформе «Московская электронная школа». Эта платформа показали себя с самой хорошей стороны — и это в условиях когда многие из другие образовательных платформ (к примеру «Учи.ру») подвергались колоссальным перегрузкам, из-за чего школам приводилось составлять графики подключения классов. Однако у платформы «Московская электронная школа» оказалась очень хорошая аппаратная часть.
Московских учеников дистанционно сопровождали классные руководители [3]. Нуждающихся школьников обеспечили ноутбуками и планшетами. Их получили более 18 тысяч детей. Также были организованы дежурные группы численностью не более 12 человек для младшеклассников, которых не с кем было оставить дома.
Для дистанционного обучения использовали множество электронных образовательных ресурсов, таких как Московский образовательный телеканал, онлайн-школа Центра педагогического мастерства, сервис «Мои достижения», цифровая образовательная платформа московских колледжей, приложение «Дошкольники» и другие.
Однако основным ресурсом стала «Московская электронная школа». В библиотеке проекта сейчас размещено более 53 тысяч электронных сценариев уроков, 1,7 тысячи электронных учебных пособий, 348 учебников издательств, 245 произведений художественной литературы, 10 уникальных виртуальных лабораторий, более 470 тысяч единиц атомарного контента, 65 тысяч тестовых заданий и более 136 тысяч интерактивных образовательных приложений [1].
Также в столице начал работу проект «Школа старшеклассников». В старшей школе создается современная технологическая среда для проведения лабораторных, экспериментальных и исследовательских работ, характерных для профильного и предпрофессионального образования [2].
Несмотря на то, что столичные школы и педагоги в общем и целом оказались готовы к дистанционному обучению гораздо лучше своих коллег из регионов, переход на «дистант» все же стал стрессовой ситуацией.
Помимо того, что педагогам нужно было осваивать методику преподавания через месседжеры (а не «глядя в глаза учеников» как привыкли педагоги) нужно было решать очень много организационных проблем — настроить электронную образовательную среду, научить работе с ними учеников и родителей, на месте решать целый ряд конфликтных ситуаций. Многим учителям пришлось «с нуля» оборудовать полноценное рабочее место у себя дома, подготовить к новым условиям совей работы домочадцев. Учителя серьезно перерабатывали и уставали.
Некоторые из педагогов (особенно «старшего поколения — они испытывали самые большие проблемы с переходом на «дистант») предпочитали формат рассылки заданий с их последующей проверкой. Однако это далеко не заменяет полноценного обучения, и контакта с обучаемым, пусть и с помощью дистанционных технологий.
К осени 2020 года ситуация в этом плане улучшилась — ведь весь летний период школы Москвы продолжали обучать педагогов работе в условиях «дистанта». Осенью 2020-го удаленно учились школьники 6–11-х классов и студенты колледжей. Это уже не было стрессовой ситуаций — педагоги и школьники, с родителями, оказались к этому готовы. С 18 января 2021 года школы и колледжи вернулись к очному обучению [2].
Однако полученный опыт оказался очень востребованным и применялся и в 2022 и 2023 годах — в период пиковых значений ЛОР-заболеваний, в период эпидемии кори. Переход на «дистант», в настоящее время — это уже отработанная технология, хорошо знакомая и учителям и администраторам от образования.
В целом, можно утверждать, что модернизационные процессы в сфере образования, существенное изменение законодательной базы — все это предъявляет новые требования к управлению образовательными учреждениями в целом. Изменение нормативной базы российского образования, а также особенности связанные с преподаванием в период пандемии (широкое введение дистанционного обучения) самым непосредственным образом воздействовало на складывающуюся десятилетиями специфику работы по предоставлению государственных и муниципальных услуг в сфере общего образования и существенным образом изменили ее.
Литература:
1. В «Московской электронной школе» появилось более 1 тыс. онлайн-заданий для самопроверки. — Текст: электронный // tass.ru: [сайт]. — URL: https://tass.ru/moskva/10776851 (дата обращения: 06.06.2023).
2. Итоги 2020-го и планы на 2021-й: как развивается столичная система образования. — Текст: электронный // URL: https://wi-fi.ru/news/VF24zvYKQcqb-itogi-2020-go-i-plany-na-2021-y-kak-razvivaetsya-stolichnaya-sistema-obrazovaniya (дата обращения: 06.06.2023).
3. Собянин: Пандемия ускорила развитие электронных сервисов в образовании. — Текст: электронный // URL: https://riamo.ru/article/482811/sobyanin-pandemiya-uskorila-razvitie-elektronnyh-servisov-v-obrazovanii-xl (дата обращения: 06.06.2023).
Ключевые слова
образование, дистанционные образовательные технологии, государственные и муниципальные услуги, COVID-19Похожие статьи
Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава
В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...
К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году
В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...
Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения
В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...
Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...
Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий
В данной статье акцентировано внимание на правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволяет обес...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Перспективность реализации электронного обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе
В статье рассматриваются основные положения Порядка применения организа-циями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обеспечении образовательных программ в высших учебных за...
Информационно-технологические инновации в сфере платных медицинских услуг по законодательству Российской Федерации: правовое регулирование электронного здравоохранения
Данная статья направлена на исследование нового этапа медицинского обслуживания, основанного на информационных технологиях в сфере здравоохранения. Повсеместное, в том числе в России, развитие информационных технологий в сфере медицины предопределили...
Внедрение дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС СПО в соответствии с передовыми технологиями образования
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Автором предлагаетс...
Реализация государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне
Статья посвящена исследованию роли местных органов власти в реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне управления. Проведен анализ реализации государственной политики в сфере общего образования на примере Кировгра...
Оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ Республики Башкортостан в электронном виде
В статье приводится актуальность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах Республики Башкортостан в электронном виде, определены критерии оценки эффективности предоставляемых услуг в электронном виде. Предста...
Похожие статьи
Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава
В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...
К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году
В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...
Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения
В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...
Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...
Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий
В данной статье акцентировано внимание на правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволяет обес...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Перспективность реализации электронного обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе
В статье рассматриваются основные положения Порядка применения организа-циями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обеспечении образовательных программ в высших учебных за...
Информационно-технологические инновации в сфере платных медицинских услуг по законодательству Российской Федерации: правовое регулирование электронного здравоохранения
Данная статья направлена на исследование нового этапа медицинского обслуживания, основанного на информационных технологиях в сфере здравоохранения. Повсеместное, в том числе в России, развитие информационных технологий в сфере медицины предопределили...
Внедрение дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС СПО в соответствии с передовыми технологиями образования
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Автором предлагаетс...
Реализация государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне
Статья посвящена исследованию роли местных органов власти в реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне управления. Проведен анализ реализации государственной политики в сфере общего образования на примере Кировгра...
Оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ Республики Башкортостан в электронном виде
В статье приводится актуальность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах Республики Башкортостан в электронном виде, определены критерии оценки эффективности предоставляемых услуг в электронном виде. Предста...