Роль психологии в стрельбе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

LXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2023)

Дата публикации: 02.08.2023

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Книсс, А. М. Роль психологии в стрельбе / А. М. Книсс. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 168-172. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18119/ (дата обращения: 18.12.2024).



Задачами психологической подготовки стрелка выступают развитие психических процессов участвующих в работе над выстрелом, их организация при решении различных задач при подготовке к стрельбе, овладение умениями и навыками формирования психического состояния готовности к выстрелу и процессу стрельбы, также это непосредственно работа над самоконтролем, стремление управлять своими мыслями в нужном русле, умение вовремя отключить собственное воображение и отпустить все мысли.

Ключевые слова: стрелок, психологические проблемы, воображение, самоконтроль, стрельба, выстрел.

Психология стрельбы выступает актуальным вопросом при изучении огневой подготовки в целом. Но данный вопрос мало кто раскрывает, поэтому люди, которые только начинают познавать стрельбу, сталкиваются с рядом психологических проблем, которые на первый взгляд могут носить лишь физический характер. Как показано на практике, далее этот физический характер перерастает в ментальные препятствия немалого характера.

Многие ученые в данном направлении утверждают, что физическое и психическое состояния при стрельбе очень связаны между собой. На практике показано, что такие физические проблемы, как прицеливание, удержание пистолета довольно хорошо осваиваются стрелками. Но вот психические составляющие, которые возникают у стрелков, мешают достижению успеха при стрельбе. По мере продвижения к этапу соревновательной стрельбы возникающие психические проблемы становятся более сложными [3, с. 56]. Часто разницу между хорошим и плохим стрелком многие определяют именно по его способности преодолевать психические проблемы и последующие трудности, которые они представляют.

Как правило, большая часть усилий стрелка понадобится для тренировки мышц и нервов, чтобы постоянно направлять пистолет в мишень, пока производится выстрел. По мере того как его нервы и мышцы тренируются и проблема удержания становится легче, его разум переходит на размышление о других деталях стрельбы, не связанных с самим процессом стрельбы [9, с. 34]. Если стрельба всё же будет начата при наличии психических проблем, последствия этого можно будет увидеть по результатам выстрела стрелка. Если стрелок не попытается контролировать себя сам, то его результат будет испорчен без всякой надежды на исправление.

Причиной данных психологических проблем у стрелков выступает, например, боязнь приближения действия стрельбы. Стрелки чувствуют, что на них лежит неопределенная ответственность, и вследствие чего становятся чрезвычайно нервными и в результате не могут хорошо выстрелить. Другой же причиной выступает определенный темперамент человека, который вызывает у него раздражение, вследствие чего он теряет самоконтроль настолько, что при малейшем услышанном замечании его самооценка явно снижается [10, с. 153]. Такой человек при подготовке к стрельбе наблюдает не только за техникой своей стрельбы, но и способен воспринимать многие незначительные события. К таким событиям можно отнести замечания рядом стоящих людей, действия соседних стрелков, указание преподавателей и многое другое. Данный темперамент мешает человеку при стрельбе, если же стрелок не научится его контролировать, он никогда не добьется нужного результата. Следует хорошо изучить причины такого состояния, к тому же никогда не нужно выходить из себя из-за данного факта, ведь скорее всего это только сделает вас раздражительнее и нервознее. Необходимо использовать самоконтроль для преодоления психических проблем, эффект может прекратиться только тогда, когда ум успокоится. Следовательно, причина волнения должна быть изгнана из головы, важно приложить все усилия, чтобы сконцентрироваться на непосредственной задаче, например, прицеливании, сжатии и вызове выстрела. В некоторых случаях помощь в борьбе с психологическими проблемами может оказать сам преподаватель. Он может привлечь внимание стрелка к чему-то, что отвлекает его от его состояние. Это может быть шутка, юмористическое упоминание каких-то фактов о стрельбе. Все эти факты помогут стрелку снять напряжение, заставить стрелка рассмеяться и расслабиться.

Также стрелок может посидеть, отдохнуть, дышать медленно и глубоко в течение минуты или двух. Стрелок должен понять, что фундаментальный принцип психологии заключается в том, что вмешательство в любое поведение вызывает эмоции. Стрелок не должен давать волю своему воображению, заставлять себя размышлять над результатами своей стрельбы. Он не должен думать, как повлияет его результат на его победы. К тому же стрелок должен избегать любых споров с преподавателем или наставником, а также игнорировать замечания определенных людей, которые пытаются вывести его из себя. Если же у стрелка не получилось с первой попытки поразить цель, то каждый последующий выстрел он должен делать так, как будто это само по себе имеет значение [7, с. 62].

Важно отложить все проблемы и негативные мысли на второй план, собраться с силами и стрелять аккуратно, раздумывая над каждым своим действием. Чем ближе стрелок осознает конец стрельбы, тем более расслабленно он начинает совершать свои действия, в данном моменте важно проявить свою решимость и силу воли, чтобы предупредить беспорядочные и неконтролируемые действия. Особенно надо сконцентрироваться на последнем выстреле, так как именно он может стать решающим. Разберем такой факт на практике, как замораживание действий стрелка. В данном случае мы поговорим о практике стрельбы на медленном огне, когда стрелок обнаруживает, что у него выработалась способность удерживать прицел на цели в течение значительного количества времени, но он не в состоянии нажать на спусковой крючок и выстрелить в это время. Такое состояние мешает стрелку выполнить выстрел при идеальном удержании пистолета, данный факт приводил к потере времени и заставлял многих стрелков делать поспешные последние выстрелы. Это состояние было вызвано временно приобретаемой привычкой стрелять очень тщательно, обдуманно и с акцентом на то, чтобы сделать выстрел хорошим, несмотря на требуемое время. Соответственно, психологической причиной такого состояния было взаимное торможение, частичная проверка или полная блокировка одного нервного импульса другим, почти одновременным импульсом. Такое явление или состояние человека прежде всего вызвано тем, что человеку не хватает решимости или силы воли, которые ему необходимы для завершения самой стрельбы, из-за страха того, что его прицел кажется ему не идеальным.

Литература:

  1. Устинов П. И. Стрельба из пистолета/ П. И. Устинов// Астма и аллергия-2003.-№ 4.- С. 8–9.
  2. Озеров И. Н. Особенности стрельбы навскидку/И. Н. Озеров, Е. Ю. Домрачёва, О. Ю. Иляхина, Н. Б. Кутергин//Эпоха науки-2016.-№ 6.- С.71–73.
  3. Фроленков В. Н. Некоторые вопросы психологической подготовки стрелка/ В. Н. Фроленков// Наука-2020.-№ 2(47).- С.54–58.
  4. Григан С. А. Системный подход к стимулированию спортсменов в пулевой стрельбе/ С. А. Грина, Н. В. Рыжкин, И. А. Коробков, Н. И. Сопрунов// Теория и практика физической культуры-2023.-№ 3.- С.27–29.
  5. Асташова Е. И. Современные подходы к формированию готовности обучащихся образовательных оранизация МВД России к применению огнестрельного оружия/Е. И. Асташова//Психология и педагогика служебной деятельности-2018.-№ 3.- С. 11–12.
  6. Константинов В. Н., Егошин И. В. Влияние тревожности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на формирование компетенций по огневой подготовке/В. Н. Константинов, И. В. Егошин//Полицейская деятельность-2019/-№ 2.- С.59–66.
  7. Медведев А. В., Ботвиньева Р. Ю. Психологическая подготовка к стрельбе сотрудников МВД России/ А. В. Медведев, Р. Ю. Ботвиньева// Эпоха науки-2016.-№ 5.- С.61–63.
  8. Колодезникова М. Г. Стендовая стрельба: психологическая подготовка спортсменов/ М. Г. Колодезникова, В. П. Иванова, Д. Н. Лазарев.- DOI 10.14526/monitoring.2022.17.04//Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта-2022.-№ 17.- С.55–59.
  9. Алтунин А. Ю. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе/ А. Ю. Алтунин// Наука-2020.-№ 1(46).- С. 33–37.

Похожие статьи

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок

Отладить адаптационные процессы спортигровиков поможет правильно организованная тренерская деятельность. Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям игровиков, формировании эмоционального конта...

Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников

В статье отражено изучение вопроса о влиянии занятий футболом на уровень физического развития школьников. Выявлено что, что в процессе тренировок и игр, у детей, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечив...

Занятия физической культурой как способ быть здоровым, умным и в хорошей физической форме

Уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, они способствуют формированию качеств личности обучающегося, развивают нормы социально одобряемого поведения. Ассоциации учеников к предмету «физическая культура» часто связаны с внеш...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

К вопросу формирования и управления спортивной мотивацией в процессе физического воспитания в школе

Деятельность человека как отношение к реальной действительности — это сложный социальный, психофизиологический процесс, в котором мотив к занятию спортом — формирующее и направляющее начало спортивной активности. Повышение спортивного мастерства форм...

Организация творческого пространства посредством игровой технологии

Для формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной личности на первый план выходят активные и интерактивные методы обучения, способствующие получению не только профессиональных знаний, но и развитию таких качеств, как инициативность, ...

Развитие мышления младших школьников

В настоящее время предпринимаемые попытки в сфере образования, связанные с стремлением к мировому образовательному пространству, вызывают необходимость развивать мыслительную активность школьников и учить их использовать знания и умения в новых услов...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Похожие статьи

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок

Отладить адаптационные процессы спортигровиков поможет правильно организованная тренерская деятельность. Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям игровиков, формировании эмоционального конта...

Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников

В статье отражено изучение вопроса о влиянии занятий футболом на уровень физического развития школьников. Выявлено что, что в процессе тренировок и игр, у детей, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечив...

Занятия физической культурой как способ быть здоровым, умным и в хорошей физической форме

Уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, они способствуют формированию качеств личности обучающегося, развивают нормы социально одобряемого поведения. Ассоциации учеников к предмету «физическая культура» часто связаны с внеш...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

К вопросу формирования и управления спортивной мотивацией в процессе физического воспитания в школе

Деятельность человека как отношение к реальной действительности — это сложный социальный, психофизиологический процесс, в котором мотив к занятию спортом — формирующее и направляющее начало спортивной активности. Повышение спортивного мастерства форм...

Организация творческого пространства посредством игровой технологии

Для формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной личности на первый план выходят активные и интерактивные методы обучения, способствующие получению не только профессиональных знаний, но и развитию таких качеств, как инициативность, ...

Развитие мышления младших школьников

В настоящее время предпринимаемые попытки в сфере образования, связанные с стремлением к мировому образовательному пространству, вызывают необходимость развивать мыслительную активность школьников и учить их использовать знания и умения в новых услов...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...