Финансовая математика в школе
Автор: Воротнева Светлана Николаевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2023)
Дата публикации: 18.08.2023
Статья просмотрена: 283 раза
Библиографическое описание:
Воротнева, С. Н. Финансовая математика в школе / С. Н. Воротнева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18128/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье отражены: важность финансовой грамотности, практические задачи для учащихся школ.
Ключевые слова: финансовая математика, экономическая ситуация, процент.
Почему это важно?
В жизни часто приходится искать ответы на вопросы: «Какая финансовая сделка выгоднее?», «Как распорядиться деньгами?», «Как увеличить доходы и сократить расходы?», «Что такое инфляция?», «Доход в 3 % годовых-это много или мало?» и т. д.
Чтобы хорошо ориентироваться в финансовом пространстве, необходимо уже со школы формировать базовые представления о принципах вычислений, составляющих основу всех финансовых расчётов.
Финансовое образование и финансовая грамотность являются одними из самых важных факторов экономического роста страны и повышения уровня доходов населения.
Финансовая грамотность- главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны.
Поэтому на уроках математики и на внеурочной деятельности в школе целесообразно включать задания, направленные на:
– формирование финансовой грамотности у учащихся,
– расширение знаний о различных профессиональных сферах, о выборе профессии.
– формирование интереса к математике как к учебному предмету.
Задачи для достижения цели:
1) Дать определение понятиям: финансовая математика и финансовые расчеты;
2) Рассмотреть основные задачи финансовой математики;
3) Показать многообразие профессий, связанных с финансовыми расчётами;
4) Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
5) Обьяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена — с одной стороны и нравственными понятиями, такими как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
6) Научить детей правильно себя вести в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.)
Я провела анкету для учащихся 9–11 классов. По результатам анкетирования получила диаграмму.
Данная диаграмма показывает, как много профессий связаны с финансовыми расчётами в той или иной мере.
Практическая значимость данной темы заключается в расширении представлений о финансовой математике и знакомстве с видами профессий, связанных с финансовыми расчётами.
В школе нужно решать основные типовые задачи:
– Определение величины по известному проценту,
– Определение процента по известной величине,
– Доходность вклада по формуле простых процентов,
– Доходность вклада по формуле сложных процентов,
– Расчёт процентной ставки.
Приведу пример финансовой задачи для 5 класса:
Предположим, что родители в месяц выделяют на ваши расходы (питание в школе и карманные расходы) 3900р. Хватит ли вам денег на покупку новых наушников, на которые сейчас скидка 20 %, если в столовой вы выбираете блюда из предложенного меню, а цена наушников до скидки 630р?
Пример задачи для 8 класса:
Петя мечтает совершить поездку в Америку. Он понимает, что это не дешевое мероприятие. Решает увеличить свои сбережения. У него 100 000 руб, он планирует увеличить их через два года до 120 000руб. Для этого он решил открыть депозитный вклад в банке. Помогите как сделать это?
Вопросы и задания ученикам:
- Какие виды вкладов вы знаете?
- Какую процентную ставку предлагают банки для вклада?
- От чего зависит процентная ставка?
- Какую процентную ставку должен предложить банк, чтобы у Пети через два года на счету было 120000 руб?
- Смогут ли банки нашего города предложить вклад не меньше данной процентной ставки?
А вот задачи для ребят 10–11 классов:
1) Вы — студент и получаете стипендию в размере 3000 рублей. Через три месяца у друга день рождения. Вы хотите накопить и сделать ему подарок. Ежемесячно Вы тратите на проезд 380 руб., поход в кино — 950 руб., оплату телефона — 300 руб. Выберите самый выгодный инструмент достижения вашей цели:
А. Открыть пополняемый депозит без капитализации процентов под 10 % годовых.
Б. Открыть пополняемый депозит с ежемесячной капитализацией процентов под 9,5 % годовых.
2) Рассчитайте начисленную сумму вклада, открытого вкладчиком на 12 месяцев под 10 % годовых с ежемесячным начислением процентов, если на депозит было положено 100 000 рублей. Определите доходность вклада.
3) Банк «Дружба» предлагает жителям города Энск два варианта депозита для разных категорий горожан: 1) Для молодых семей и студентов депозит под 8 % с начислением процентов в конце каждого месяца; 2) Для всех других горожан — депозит под 8 % с начислением процентов в конце года. Определите более выгодный вариант размещения депозитов на один год.
4) Гражданка открыла вклад с капитализацией в банке «Продвижение». Через два года сумма вклада увеличилась на 83200 рубля при процентной ставке 8 %. Сколько денег положила на счёт гражданка? Правильно ли она поступила, если, положив такую же сумму на вклад в другом банке, при закрытии вклада она бы получила 550 000 рублей (на данный вклад в банке начисляются не проценты, а вознаграждение за открытие вклада).
5) 15 мая заемщик берет кредит в банке на 20 месяцев. Условия возврата кредита следующие: — 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 0,5 % по сравнению с концом предыдущего месяца; — со 2-го по 14 число каждого месяца необходимо выплатить часть долга; — 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Сколько процентов от суммы кредита, с учетом начисленных процентов нужно выплатить банку?
6) Дмитрий решил перевести своей сестре — студентке на день рождения 30000 рублей. Перевод осуществляется онлайн-переводом через официальный сайт одной из систем переводов денежных средств России со своей банковской карты на банковскую карту сестры. Определите сумму, которую спишет система переводов за перевод с банковской карты Дмитрия, если ее комиссионные составляют 1 % суммы. Задача 4.5. Молодой человек решил купить новый смартфон в Интернетмагазине электронных товаров через Кэшбэк-платформу. Свою покупку в размере 70000 рублей он оплатил банковской картой с опцией «кэшбэк» в размере 7 %. Кроме того, за покупку на кэшбэк — платформе молодой человек также получил денежный возврат на свою банковскую карту в размере 8 % от стоимости покупки. Сколько рублей в результате обошлась покупка смартфона молодому человеку?
Дополнительная информация. Кэшбэк — это инструмент поощрения покупателей, который возвращает покупателю определённый процент денежных средств от суммы, совершённой им покупки. Кэшбэк применяется:
–В банковском бизнесе. Банки возвращают на счёт покупателя % за покупки с помощью банковской карты, например, Сбербанк, Альфа Банк и др.
–В розничной торговле. Отсроченная скидка, в виде бонусов на бонусную карту или дисконтную карту.
–В интернет-торговле. Возврат части денег от потраченной суммы при покупках в интернет-магазинах.
Литература:
- Берзон Н. И. Финансовая грамотность — необходимый навык современного человека- 2016;
- Власов Д. А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ/ Школьная педагогика.-2016;
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности»-М.,2019
Похожие статьи
Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности
Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.
Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ
Образовательная область «Финансовая математика», связанная с финансовыми расчетами, представляет особый интерес в контексте усиления прикладной направленности обучения математике в школе. Ее содержание направлено на выявление школьников, имеющих скло...
Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации
В статье отражены проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации, а также предложены пути решения выявленных проблем.
К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе
В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...
Развитие финансовой грамотности среди студентов
В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.
Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности
В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...
Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике
В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.
Повышение уровня финансовой грамотности школьников на уроках математики
В статье указано значение финансовой грамотности для современного человека. Рассмотрены финансовые задачи для повышения финансовой грамотности школьников с 5 по 11 класс.
Похожие статьи
Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности
Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.
Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ
Образовательная область «Финансовая математика», связанная с финансовыми расчетами, представляет особый интерес в контексте усиления прикладной направленности обучения математике в школе. Ее содержание направлено на выявление школьников, имеющих скло...
Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации
В статье отражены проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации, а также предложены пути решения выявленных проблем.
К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе
В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...
Развитие финансовой грамотности среди студентов
В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.
Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности
В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...
Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике
В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.
Повышение уровня финансовой грамотности школьников на уроках математики
В статье указано значение финансовой грамотности для современного человека. Рассмотрены финансовые задачи для повышения финансовой грамотности школьников с 5 по 11 класс.