Анализ результатов геодезического мониторинга устойчивости линейных опор канатно-кресельной дороги | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Олексюк, Н. И. Анализ результатов геодезического мониторинга устойчивости линейных опор канатно-кресельной дороги / Н. И. Олексюк, Ж. Д. Байгурин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 12-18. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18158/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье обсуждается вопрос геодезического мониторинга линейных опор канатно-кресельной дороги, выполняется анализ данных, полученных при проведении 4 циклов измерений, рассматривается проблема водной эрозии, встречающейся на обследуемом горном склоне, проводится сравнение результатов мониторинга с допустимыми отклонениями, установленными нормативно-технической документацией, приводятся причины возникновения деформаций на исследуемом объекте.

Ключевые слова: геодезический мониторинг, деформации, канатная дорога, анкера, роликовые балансиры, металлоконструкции, грунтовый массив, вертикальные перемещения, горизонтальные смещения, крены.

Целью данной работы является анализ устойчивости конструктивных элементов линейных опор пассажирской канатно-кресельной дороги на основе проведенного геодезического мониторинга.

Объект исследования расположен в нижней части ущелья Ой-Карагай на территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка.

Актуальность темы исследования заключается в особенностях геологического строения и гидрогеологических условий местности:

  1. Местоположение объекта характеризуется повышенной сейсмической, селевой и оползневой опасностью, возникновением водной эрозии.
  2. Залегание грунтовых вод в районе нижней приводной станции и опоры № 1 на глубине от 2,8 до 4,8 м.
  3. Согласно геолого-литологическому строению исследуемой площадки в геологическом строении района принимают участие аллювиально-пролювиальные отложения, представленные карбонатизированными суглинками, относящимися к просадочным грунтам, порфировидными гранитами и гравийно-галечниковым грунтом.

На рисунке 1 приведен пример водно-эрозионного рельефа, встречающегося на исследуемой территории, причиной возникновения которого является результат воздействия таких природных факторов, как дождевые и талые стоки воды.

Пример проявления водной эрозии на горнолыжном склоне в пределах изучаемой территории

Рис. 1. Пример проявления водной эрозии на горнолыжном склоне в пределах изучаемой территории

Регулярные наблюдения проводились за следующими элементами исследуемого объекта: подземная часть сооружения, металлоконструкции, грунтовый массив вокруг каждой из опор.

К подземным частям сооружения относятся фундамент, бетонная стойка (стакан) и анкерные закрепления (болты). В связи с тем, что фундамент был засыпан в период строительства, отслеживания деформационных процессов подземной части сооружения проводились по анкерным болтам.

Подземная часть исследуемого объекта наблюдается на наличие горизонтальных и вертикальных перемещений геодезическими методами наблюдений.

Следующими конструктивными элементами сооружения являются металлические опоры с роликовыми балансирами. При этом металлические опоры исследуются на наличие кренов, а роликовые балансиры — на отклонения относительно главной оси сооружения. Наблюдения проводятся геодезическим методом.

Последним контролируемым параметром является грунтовый массив. Наблюдения проводятся за развитием эрозионных процессов на склоне, обусловленных воздействием климатических, физико-географических и инженерно-геологических факторов, визуальным методом исследования.

Программа геодезического мониторинга, включающая в себя описание методов и средств наблюдений, точности и периодичности измерений, описана в [1].

По результатам проделанной работы получены итоги наблюдений, представленные в виде таблиц 1, 2, 3, 4.

Формулы для расчета абсолютных и средних осадок (1, 2):

, (1)

, (2)

где Hi — отметка точки в i-ом цикле наблюдений,

H0 — отметка точки в нулевом цикле наблюдений,

n — количество циклов измерений.

Формула для расчета горизонтальных перемещений (3):

(3)

Формула для вычисления продольного и поперечного кренов в угловой мере (4):

(4)

где q — сдвиг марки относительно продольной оси сооружения для вычисления продольного крена, относительно поперечной оси — для вычисления поперечного крена;

Hоп — высота опоры.

Таблица 1

Вертикальные и горизонтальные перемещения анкерных болтов

№ опоры

Вертикальные перемещения, мм

Горизонтальные перемещения, мм

S max

S min

S ср

Q max

Q min

Q ср

1

1,2

0,5

0,85

2,5

1,3

1,8

2

1,0

0,1

0,58

5,0

3,2

4,1

3

1,8

1,0

1,45

3,6

1,9

2,9

4

2,0

1,8

1,93

5,0

0,5

2,8

5

0,4

0,2

0,30

4,3

0,7

3,3

6

1,3

1,0

1,15

2,3

1,5

2,0

7

0,9

0,8

0,88

3,9

2,3

3,1

Таблица 2

Отклонения балансиров относительно главной оси канатной дороги

№ опоры

q max , мм

q min , мм

q ср , мм

1

9,0

3,5

6,2

2

9,8

2,5

6,2

3

8,8

1,0

3,1

4

7,0

3,0

4,5

5

9,3

3,5

7,2

6

9,0

5,0

6,6

7

3,0

1,5

2,8

Таблица 3

Продольный крен металлоконструкций

№ опоры/цикла

1 цикл

2 цикл

3 цикл

4 цикл

Допуск

1 опора

0,01°

0,02°

0,06°

0,04°

0,5°

2 опора

0,02°

0,01°

0,05

0,03°

3 опора

0,02°

0,04°

0,02°

0,02°

4 опора

0,04°

0,05°

0,01°

0,02°

5 опора

0,01°

0,02°

0,03°

0,02°

6 опора

0,02°

0,05°

0,02°

0,04°

7 опора

0,09°

0,02°

0,08°

0,07°

Таблица 4

Поперечный крен металлоконструкций

№ опоры/цикла

1 цикл

2 цикл

3 цикл

4 цикл

Допуск

1 опора

0,03°

0,02°

0,04°

0,07°

0,25°

2 опора

0,02°

0,03°

0,06°

0,04°

3 опора

0,06°

0,05°

0,02°

0,01°

4 опора

0,01°

0,02°

0,02°

0,01°

5 опора

0,02°

0,07°

0,03°

0,03°

6 опора

0,04°

0,05°

0,05°

0,05°

7 опора

0,03°

0,05°

0,10°

0,11°

Предельные значения параметров деформацийустановлены строительными нормами и правилами и приведены в источниках [8] и [9].

При визуальном обследовании грунтового массива был выявлен размыв траншеи с кабелем возле опоры № 4, представленный на рисунке 2.

Визуальное обследование грунтового массива на изучаемой территории

Рис. 2. Визуальное обследование грунтового массива на изучаемой территории

Выводы:

  1. Деформационные процессы, изучаемые на исследуемом объекте, носят пространственно-временной характер и обусловлены воздействием постоянно и временно действующих нагрузок.
  2. При обследовании подземной части сооружения полученные результаты не превысили точности измерений, что говорит об отсутствии горизонтальных и вертикальных перемещений.
  3. Результаты наблюдений за роликовыми балансирами показали, что их смещения относительно главной оси сооружения не превышают предельных отклонений и обусловлены неравномерным распределением пассажирского потока, вибрационными и динамическими воздействиями при переходе подвижного состава через опору.
  4. Причиной искривления верхней части металлоконструкций и появления продольного и поперечного крена является неравномерно распределенная нагрузка, возникающая при перевозке пассажиров, снеговая и ветровая нагрузка, односторонний солнечный нагрев. При геодезическом обследовании этих параметров зафиксированные отклонения лежат в пределах допуска.
  5. Грунтовый массив на склоне подвержен эрозионной и оползневой опасности в результате поверхностного стока дождевых вод, весеннего снеготаяния, тектонических процессов, что было зафиксировано визуальными методами наблюдений.

Литература:

  1. Олексюк Н. И., Байгурин Ж. Д. Разработка программы геодезического мониторинга за деформационным состоянием канатно-кресельной дороги // Молодой ученый. Технические науки, 2023. № 21 (468). — С. 65–69.
  2. СП 305.1325800.2017. Здания и сооружения. Правила проведения геотехнического мониторинга при строительстве.
  3. Руководство по наблюдениям за деформациями оснований и фундаментов зданий и сооружений. — М.: Стройиздат, 1975. — 156 с. (Науч.-исслед. ин-т оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова Госстроя СССР, Гос. проектный ин-т Фундаментпроект Минмонтажспецстроя СССР).
  4. Марфенко С. В. Геодезические работы по наблюдению за деформациями сооружений: учебное пособие. — М.: МИИГАиК, 2004. — 36 с.: ил.
  5. Геодезические методы исследования деформаций и сооружений / А. К. Зайцев, С. В. Марфенко, Д. Ш. Михелев и др. — М.: Недра, 1991. — 272 с.: ил.
  6. Михелев Д. Ш., Рунов И. В., Голубцов А. И. Геодезические измерения при изучении деформаций крупных инженерных сооружений. — М.: «Недра», 1977. — 152 с.
  7. Методика геодезического мониторинга технического состояния высотных и уникальных зданий и сооружений. МДС 13–22.2009 / ООО «ТЕКТОПЛАН». — М.: ОАО «ЦПП», 2010. — 76 с.
  8. СНиП 3.03.01–87. Несущие и ограждающие конструкции / Госстрой России. — М.: — ФГУП ЦПП, 2007. — 192 с.
  9. Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10–559–03). Серия 10. Выпуск 27. / Колл. авт. — М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2004. — 112 с.
  10. ГОСТ 31937–2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.

Ключевые слова

деформации, геодезический мониторинг, металлоконструкции, грунтовый массив, канатная дорога, анкера, роликовые балансиры, вертикальные перемещения, горизонтальные смещения, крены

Похожие статьи

Исследование устойчивости оползневого склона участка железной дороги

В статье рассматривается актуальная проблема, свойственная для линейных объектов, в том числе железных дорог, обеспечение устойчивости земляного полотна железных дорог в оползнеопасных районах, снижение (устранение) негативного воздействия оползней, ...

Зависимость напряженно-деформированного состояния «стены в грунте» от количества буровых свай в пределах котлована

В рамках данного исследования выполнен анализ напряженно-деформированного состояния конструкции «стены в грунте» и окружающего массива грунта при разработке котлована в условиях Санкт-Петербурга в программном комплексе Plaxis 2D на двух участках реал...

Исследование изменений в работе каркаса металлического большепролетного геодезического купола при различных способах монтажа

В настоящей статье рассматривается два варианта монтажа геодезического купола, анализируются величины изменения усилий между проектной схемой купола и схемой, полученной по завершении монтажа конструкции, оценивается влияние появляющихся усилий в про...

Методика определения максимальной величины выступающих частей грунтово-железнодорожных транспортных средств

В статье осуществляется оценка возможностей грунтово-железнодорожного транспортного средства преодолевать повороты при движении по железнодорожным путям без задевания других транспортных средств и приближающихся строений.

Исследование устойчивости земляного полотна скоростных автомобильных дорог

Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках

В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...

Определение прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения на основе деформационной модели

В статье приводится методика определения прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения арматуры на основе нелинейной деформационной модели с использованием двухлинейной расчетной диаграммы состояния бетона. Приводятся р...

Несущая способность и глубина анкеровки противосдвиговых упоров в узле соединения металлических колонн и железобетонных фундаментов

Одной из особенностей работы рамной конструкции является возникновение усилия сдвига в узле соединения металлической колонны и железобетонного фундамента. Усилие распора передается со стоек рамы на фундаменты при помощи анкерных болтов, противосдвиго...

Оценка прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона. Прочность центрального подвешивания тележки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с испо...

Разработка проекта производства работ при строительстве зданий на просадочных грунтах

Актуальность выбранной темы диктуется тем, что в настоящее время большое развитие в строительном производстве получает строительство сооружений на слабых водонасыщенных грунтах. По аналитике имеющихся данных, при производстве строительно-монтажных ра...

Похожие статьи

Исследование устойчивости оползневого склона участка железной дороги

В статье рассматривается актуальная проблема, свойственная для линейных объектов, в том числе железных дорог, обеспечение устойчивости земляного полотна железных дорог в оползнеопасных районах, снижение (устранение) негативного воздействия оползней, ...

Зависимость напряженно-деформированного состояния «стены в грунте» от количества буровых свай в пределах котлована

В рамках данного исследования выполнен анализ напряженно-деформированного состояния конструкции «стены в грунте» и окружающего массива грунта при разработке котлована в условиях Санкт-Петербурга в программном комплексе Plaxis 2D на двух участках реал...

Исследование изменений в работе каркаса металлического большепролетного геодезического купола при различных способах монтажа

В настоящей статье рассматривается два варианта монтажа геодезического купола, анализируются величины изменения усилий между проектной схемой купола и схемой, полученной по завершении монтажа конструкции, оценивается влияние появляющихся усилий в про...

Методика определения максимальной величины выступающих частей грунтово-железнодорожных транспортных средств

В статье осуществляется оценка возможностей грунтово-железнодорожного транспортного средства преодолевать повороты при движении по железнодорожным путям без задевания других транспортных средств и приближающихся строений.

Исследование устойчивости земляного полотна скоростных автомобильных дорог

Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках

В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...

Определение прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения на основе деформационной модели

В статье приводится методика определения прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения арматуры на основе нелинейной деформационной модели с использованием двухлинейной расчетной диаграммы состояния бетона. Приводятся р...

Несущая способность и глубина анкеровки противосдвиговых упоров в узле соединения металлических колонн и железобетонных фундаментов

Одной из особенностей работы рамной конструкции является возникновение усилия сдвига в узле соединения металлической колонны и железобетонного фундамента. Усилие распора передается со стоек рамы на фундаменты при помощи анкерных болтов, противосдвиго...

Оценка прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона. Прочность центрального подвешивания тележки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с испо...

Разработка проекта производства работ при строительстве зданий на просадочных грунтах

Актуальность выбранной темы диктуется тем, что в настоящее время большое развитие в строительном производстве получает строительство сооружений на слабых водонасыщенных грунтах. По аналитике имеющихся данных, при производстве строительно-монтажных ра...