Многофакторный анализ эффективности вывоза нефти с таможенной территории Евразийского экономического союза
Автор: Гарейшина Алия Равильевна
Рубрика: 31. Прочее
Опубликовано в
LXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2023)
Дата публикации: 12.11.2023
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Гарейшина, А. Р. Многофакторный анализ эффективности вывоза нефти с таможенной территории Евразийского экономического союза / А. Р. Гарейшина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 118-125. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18221/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье проведен многофакторный анализ вывоза нефти с таможенной территории Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: DEA метод, Российская Федерация, экспорт нефти
Важным направлением таможенно-тарифной политики с учетом формирования Евразийского экономического союза стала работа по расширению сотрудничества с партнерами по союзу в области урегулирования вопросов по поставкам нефти и продуктов её переработки, в том числе применение режима беспошлинного вывоза в рамках утвержденных годовых балансов, которые обеспечивают потребности внутреннего рынка при гарантиях соблюдения и фактическом обеспечении экономических интересов Российской Федерации.
Нормативно-правовая база, составляет основу таможенного регулирования рынка, является довольно широкой и разнообразной, это свидетельствует о том, что Коллегия ЕЭК, Правительство РФ, ФТС России и прочие государственные органы и службы при помощи нормативных правовых актов, воздействуют на экспорт нефти и нефтепродуктов [5].
Производителями нефти являются страны с развивающейся экономикой, для которых развитая нефтяная промышленность является не только основным источником экспортной выручки и поступлений в бюджет, но и гарантом экономической безопасности страны.
Рис. 1. Добыча нефти (тыс. баррелей / сутки) за 2012–2021 гг. [составлено автором по 3, 12]
Статистический анализ производства нефти в мире, представленный на рисунке 1, позволил выявить основных стран-производителей нефти, которыми на протяжении 2001–2021 гг. являлись: США, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Канада и Ирак. Доля Российской Федерации, как и других стран различна, однако имеет тенденцию к увеличению добычи.
Потребителями нефти как энергетического ресурса преимущественно являются развитые страны. Данная ситуация обусловлена тем, что для различных отраслей вышеуказанных стран необходима нефть и продукты её переработки.
Рис. 2. Потребление нефти (тыс. баррелей / сутки) за 2012–2021 гг. [составлено автором по 7, 12]
Статистический анализ потребления нефти в мире, представленный на рисунке 2, позволил выявить основных стран-потребителей нефти за период 2001–2021 гг.: США, Китай, Индия, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Бразилия. Проведенный анализ показал, что страны потребляют больше нефти, чем производят, поэтому экспортируют нефть из других стран.
Россия является одной из крупнейших стран-экспортеров в мире. Место нефтегазового комплекса в российской экономике является уникальным, так как это единственная крупная отрасль, в которой Российская Федерация удерживает лидирующие позиции в мире и имеет большой запас конкурентоспособности.
Рассмотрим постановку задачи для определения новых покупателей и маршрутов транспортировки при вывозе нефти с таможенной территории ЕАЭС.
Построим маршруты транспортировки нефти из Российской Федерации (Тюменская обл.) с месторождения Самотлорское, которое является крупнейшим российским месторождением по предполагаемым геологическим запасам нефти и ежегодной добыче, в страны, являющиеся основными потребителями нефти, с минимальным производством. В результате анализа были исключены страны, которые ввели эмбарго на покупку нефти на 16.05.2022 г.: США, Канада, страны ЕС, Норвегия [4].
Важно отметить, что выбор следующих стран: Венесуэла, Мексика и Кувейт обусловлен добычей тяжелой сырой нефти. Повышенная вязкость нефти затрудняет добычу и несет существенные затраты на переработку, поэтому целесообразно разбавлять такой продукт более легкой нефтью, например из Российской Федерации.
Объем поставки составляет 2000 тонн (35621,523 барреля) по цене 112,0800 долл. за баррель.
Для определения оценки эффективности применялся метод Data Envelopment Analysis (далее — DEA).
Суть метода отражает эффективность, с которой исследуемые объекты преобразуют входы, оказывающие отрицательное воздействие на эффективность, в выходы, которые оказывают положительное воздействие на оценку эффективности [9, 10, 11].
Для проведения оценки эффективности вывоза нефти при помощи DEA метода определим входные и выходные параметры.
Входные параметры:
X 1 — Срок доставки, часы. Примерный срок доставки рассчитан посредством сервиса https://www.searates.com [8].
X 2 — Транспортные расходы, млн. руб., включают в себя стоимость транспортировки. Транспортные расходы рассчитаны посредством сервиса https://www.searates.com, по вышеуказанным маршрутам представлены в таблице 1. Следует отметить, что транспортные расходы оплачивает Российская Федерация по условиям поставки CPT по ИНКОТЕРМС-2020.
Курс доллара на 16.05.2022 согласно официальным данным Центрального банка Российской Федерации https://cbr.ru [6] 63,7799 руб. долл.
Выходные параметры:
Y 1 — Средний объем экспорта нефти за 3 года, тыс. тонн.
Y 2 — Средний объем потребления нефти в страны за 3 года, тыс. барр.
Y 3 — Промышленность в составе валового внутреннего продукта (далее — ВВП), %.
Рассмотрев все критерии, необходимые для выявления новых покупателей, приступим к построению модели для определения относительной оценки эффективности.
Для решения задачи многокритериальной оптимизации формулируются ЗМП. Модель метода DEA для определения нового контрагента представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель оптимального маршрута транспортировки нефти [составлено автором]
ЗМП для CCR модели метода DEA будет записана следующим образом:
|
(1) |
|
(2) |
Решение ЗМП в форме (1)-(2) позволит определить относительную эффективность покупателей товара f i .
ЗМП для модели Super-efficiency метода DEA, будет записываться следующим образом:
|
(3) |
|
(4) |
Решение задач (3)-(4) позволяет определить максимальную оценку эффективности и определить оптимальный маршрут и оптимального покупателя в анализируемой группе по выбранным критериям.
В таблице 1 представлены результаты расчетов.
Таблица 1
Результаты расчетов
Страна |
Маршрут |
Срок доставки, часы |
Транспортные расходы, млн. руб |
Средний объем экспорта за 3 года, тыс. тонн |
Среднее потребление нефти за 3 года, тыс. барр. в день |
Промышленность в составе ВВП, % |
CCR |
SE CCR |
X 1 |
X2 |
Y 1 |
Y 2 |
Y 3 |
||||
Венесуэла г. Каракас |
№ 1. через Грузию автомобильным и морским транспортом |
610 |
24,79 |
250,15 |
428,3 |
37,24 |
0,3800 |
0,3800 |
№ 2. через Грузию железнодорожным и морским транспортом |
632 |
24,28 |
250,15 |
428,3 |
37,24 |
0,3880 |
0,3880 |
|
Мексика г. Морелос |
№ 3. через Грузию автомобильным и морским транспортом |
715 |
18,48 |
50,34 |
1683,7 |
30,94 |
0,4332 |
0,4332 |
№ 4. через Грузию железнодорожным и морским транспортом |
738 |
24,7 |
50,34 |
1683,7 |
30,94 |
0,3241 |
0,3241 |
|
Кувейт г. Эль-Кувейт |
№ 5. через Армению автомобильным транспортом |
171 |
28,63 |
2,19 |
452,3 |
59,59 |
0,8916 |
0,8916 |
№ 6. через Армению железнодорожным транспортом |
192 |
27,03 |
2,19 |
452,3 |
59,59 |
0,7940 |
0,7940 |
|
Индонезия г. Медан |
№ 7. через Киргизию автомобильным и морским транспортом |
644 |
19,52 |
115,46 |
1566,7 |
33,73 |
0,4452 |
0,4452 |
№ 8. через Киргизию железнодорожным и морским транспортом |
622 |
19,26 |
115,46 |
1566,7 |
33,73 |
0,4512 |
0,4512 |
|
Индия г. Калькутта |
№ 9. через Киргизию автомобильным транспортом |
180 |
17,61 |
1177,08 |
4813,7 |
26,75 |
0,4351 |
0,4351 |
№ 10. через Киргизию железнодорожным транспортом |
158 |
16,08 |
1177,08 |
4813,7 |
26,75 |
0,4830 |
0,4830 |
|
Турция г. Адана |
№ 11. через Грузию автомобильным транспортом |
127 |
24,49 |
7233,57 |
954,7 |
29,47 |
0,8439 |
0,8439 |
№ 12. Грузию железнодорожным транспортом |
168 |
23,11 |
7233,57 |
954,7 |
29,47 |
0,6380 |
0,6380 |
|
Марокко г. Фес |
№ 13. через Грузию морским и автомобильным транспортом |
717 |
24,66 |
335,07 |
286,8 |
25,92 |
0,2658 |
0,2658 |
№ 14. через Грузию морским и железнодорожным транспортом |
740 |
23,6 |
335,07 |
286,8 |
25,92 |
0,2778 |
0,2778 |
|
Ливан г. Бейрут |
№ 15. через Армению автомобильным транспортом |
119 |
25,51 |
598,46 |
172,3 |
14,11 |
0,3034 |
0,3034 |
№ 16. через Армению железнодорожным транспортом |
143 |
24,22 |
598,46 |
172,3 |
14,11 |
0,2524 |
0,2524 |
|
Сенегал г. Дакар |
№ 17. через Турцию морским и автомобильным транспортом |
422 |
25,91 |
1343,51 |
53,3 |
25,83 |
0,2540 |
0,2540 |
№ 18. через Турцию морским и железнодорожным транспортом |
446 |
24,99 |
1343,51 |
53,3 |
25,83 |
0,2633 |
0,2633 |
|
Монголия г. Мурэн |
№ 19. автомобильным транспортом |
111 |
10,99 |
1648,15 |
30,3 |
38,72 |
1,00 |
1,0151 |
№ 20. железнодорожным транспортом |
135 |
9,74 |
1648,15 |
30,3 |
38,72 |
1,00 |
1,1283 |
|
Малайзия г. Кота-Бару |
№ 21. через Турцию морским и автомобильным транспортом |
604 |
21,46 |
1378,16 |
715 |
38,3 |
0,4532 |
0,4532 |
№ 22. через Турцию морским и железнодорожным транспортом |
621 |
20,98 |
1378,16 |
715 |
38,3 |
0,4636 |
0,4636 |
|
Китай г. Тяньцзынь |
№ 23. через Монголию автомобильным транспортом |
104 |
12,62 |
7018,93 |
13389 |
40,65 |
1,00 |
1,2115 |
№ 24. через Монголию железнодорожным транспортом |
126 |
12,01 |
7018,93 |
13389 |
40,65 |
1,00 |
1,0508 |
Таким образом, оценка эффективности по модели Super-efficiency DEA метода показывает лучшие направления для транспортировки нефти, которыми являются маршруты № № 23, 20, 24. Однако самым лучшим маршрутом является № 23 Российская Федерация (г. Нижневартовск) — Китай (г. Тяньцзынь), через Монголию автомобильным транспортом.
Литература:
- Данные промышленности в составе ВВП [Электронный ресурс]. — URL: https://www.economicdata.ru/economics.php?menu=macroeconomics&data_type=economics&data_ticker=IndustryGDP (дата обращения: 15.05.2023).
- Крупнейшие месторождения нефти в России [Электронный ресурс]. — URL: https://prognostica.info/news/krupnejshie-mestorozhdeniya-nefti-v-rossii (дата обращения: 24.07.2023).
- Мировые лидеры по объему добычи нефти [Электронный ресурс]. — URL: https://expertology.ru/10-mirovykh-liderov-po-obemu-dobychi-nefti (дата обращения: 30.01.2023).
- Новостной ресурс Группы компаний «РБК» (ГК «РосБизнесКонсалтинг») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru. Дата обращения: 16.05.2023.
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru. Дата обращения: 04.02.2022.
- Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cbr.ru. Дата обращения: 16.05.2022.
- Потребление нефти в мире по странам [Электронный ресурс]. — URL: https://prognostica.info/news/potreblenie-nefti-v-mire-potrebiteli-rossijskoj-nefti (дата обращения: 30.01.2023).
- Транспортный калькулятор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.searates.com. Дата обращения: 16.05.2023.
- Charnes, A. and W. W. Cooper, 1961, Management Models and Industrial Applications of Linear Programming, 2 vols., with A. Charnes (New York: John Wiley and Sons, Inc.).
- Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology, and Application / A. Charnes, W. W. Cooper, A. Y. Lewin, L. M. Seiford. — Boston: Kluwer Academ-ic Publishers, 1994. — 513 pp.
- Farrell, M. J. The Measurement of Productive Efficiency // Journal of The Royal Statistical Society, Series A (General), Part III. — 1957. — Vol. 120. — P. 253–281.
- British Petroleum [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bp.com. Дата обращения: 03.08.2023.
1
Ключевые слова
Российская Федерация, DEA метод, экспорт нефтиПохожие статьи
Разработка методологических подходов по повышению экспортной ориентации страны с учетом транспортных расходов
В статье анализируются вопросы международной торговли и логистических систем. Целью исследования является создание рейтинговой системы для оценки уровня привлекательности экспортоориентированной страны, вовлеченной в промышленное производство.
Анализ динамики экспорта Российской Федерации за 2015–2019 годы
В статье автор проводит анализ динамики экспорта в разрезе по кварталам за 2015–2019 год. Определяет тенденции российского экспорта, приводит прогноз показателей экспорта на первое полугодие 2020 года.
Специфика логистической деятельности в агропромышленном комплексе (на примере экспорта зерна)
Статья рассматривает специфику логистической деятельности в сфере экспорта зерновых культур на примере Ирака и Азербайджана.
Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской Федерации
В статье исследованы последствия экономических санкций 2014–2015 гг., проанализированы убытки и потери РФ в различных отраслях производства, динамика экспортно-импортных потоков. На основе проведенного анализа был выделен новый вектор внешнеторговой ...
Показатели конкуренции. Международная торговля Российской Федерации
Проводится анализ статистических данных международного товарообмена Российской федерации. Дана оценка годовых темпов роста общего товарооборота. Сделан критический анализ показателей концентрации международного рынка товарообмена.
Особенности российского несырьевого экспорта и перспективы его развития
В статье автор определяет основные проблемы российского экспорта, а также приводит примеры развития несырьевого неэнергетического экспорта РФ.
Применение национального режима в сфере закупок в рамках Евразийского экономического союза на примере запрета на допуск товаров легкой промышленности
Статья посвящена исследованию вопроса применения ряда норм российского законодательства, касающихся запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств. Рассмотрены вопросы, связанные с наличием правовой неопределе...
Теоретические аспекты таможенных процедур переработки вне таможенной территории и для внутреннего потребления
В статье раскрываются нормативно-правовые основы экспорта лесоматериалов с территории Российской Федерации. Так же рассмотрены такие правовые акты как: товарная номенклатура, Киотская конвенция и множество федеральных законов, регулирующих данную нап...
Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт
В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.
Проблемы контрафактной и контрабандной продукции в Европе
В статье автор выявляет основные тенденции экономической преступности в Европе, проводит анализ активизации теневого сектора алкогольной и табачной продукции в Европейском союзе, определяет эффективность государственных механизмов по предотвращению и...
Похожие статьи
Разработка методологических подходов по повышению экспортной ориентации страны с учетом транспортных расходов
В статье анализируются вопросы международной торговли и логистических систем. Целью исследования является создание рейтинговой системы для оценки уровня привлекательности экспортоориентированной страны, вовлеченной в промышленное производство.
Анализ динамики экспорта Российской Федерации за 2015–2019 годы
В статье автор проводит анализ динамики экспорта в разрезе по кварталам за 2015–2019 год. Определяет тенденции российского экспорта, приводит прогноз показателей экспорта на первое полугодие 2020 года.
Специфика логистической деятельности в агропромышленном комплексе (на примере экспорта зерна)
Статья рассматривает специфику логистической деятельности в сфере экспорта зерновых культур на примере Ирака и Азербайджана.
Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской Федерации
В статье исследованы последствия экономических санкций 2014–2015 гг., проанализированы убытки и потери РФ в различных отраслях производства, динамика экспортно-импортных потоков. На основе проведенного анализа был выделен новый вектор внешнеторговой ...
Показатели конкуренции. Международная торговля Российской Федерации
Проводится анализ статистических данных международного товарообмена Российской федерации. Дана оценка годовых темпов роста общего товарооборота. Сделан критический анализ показателей концентрации международного рынка товарообмена.
Особенности российского несырьевого экспорта и перспективы его развития
В статье автор определяет основные проблемы российского экспорта, а также приводит примеры развития несырьевого неэнергетического экспорта РФ.
Применение национального режима в сфере закупок в рамках Евразийского экономического союза на примере запрета на допуск товаров легкой промышленности
Статья посвящена исследованию вопроса применения ряда норм российского законодательства, касающихся запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств. Рассмотрены вопросы, связанные с наличием правовой неопределе...
Теоретические аспекты таможенных процедур переработки вне таможенной территории и для внутреннего потребления
В статье раскрываются нормативно-правовые основы экспорта лесоматериалов с территории Российской Федерации. Так же рассмотрены такие правовые акты как: товарная номенклатура, Киотская конвенция и множество федеральных законов, регулирующих данную нап...
Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт
В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.
Проблемы контрафактной и контрабандной продукции в Европе
В статье автор выявляет основные тенденции экономической преступности в Европе, проводит анализ активизации теневого сектора алкогольной и табачной продукции в Европейском союзе, определяет эффективность государственных механизмов по предотвращению и...