Роль практики в системе профессиональной подготовки юриста в организациях среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васильева, Е. Н. Роль практики в системе профессиональной подготовки юриста в организациях среднего профессионального образования / Е. Н. Васильева, С. Е. Карпова, М. Н. Кононенко, Даниил Алексеев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 69-75. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18226/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье описана роль практики при подготовке обучающихся по юридической специальности.

Ключевые слова : практика, юрист, компетенция, мотивация, процесс обучения, формирование

Одной из основных форм профессионального становления будущего юриста является практика. Практика входит в профессиональный цикл и является важным по информативности периодом подготовки и становления будущего специалиста. Полученные в процессе обучения теоретические знания, умения верно толковать нормативные правовые акты находят своё воплощение во время практики, которая реализуется в форме практической подготовки. Происходит процесс выработки у обучающихся профессиональных умений и навыков, формирования профессиональных компетенций. По словам профессора П. А. Лупинской «практика дает возможность студенту восполнить и углубить знания, полученные при изучении теоретических курсов, приобрести определенные навыки, в частности в составлении процессуальных документов и деловых бумаг» [1].

Учебный план по специальности «Юриспруденция среднего профессионального образования» предусматривает учебную практику, практику производственную (по профилю специальности), преддипломную.

Сроки и содержание практики определяются нормативными локальными актами, разработанными на основе ФГОС СПО. В зависимости от вида деятельности местом прохождения практики могут выступать различные органы и организации: прокуратура, органы следствия, органы внутренних дел, органы службы исполнения наказаний, адвокатские образования, нотариальные конторы, суды, органы местного самоуправления и т. д. Так, в ходе учебной практики при освоении такого вида деятельности как Организационно-техническое обеспечение работы судов обучающиеся могут не только познакомиться с инструкциями по делопроизводству в органах суда, порядком исполнения судебных дел, с работой ГАС «Правосудие», но и посетить судебные заседания , познакомиться с организацией судебного делопроизводства.

Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта и освоения студентами общих и профессиональных компетенций.

Завершающим этапом учебной практики является составление и оформление студентом отчетных документов, свидетельствующих о приобретении им необходимых умений, и первоначального опыта практической работы по специальности. Таковыми документами для всех видов практики являются:

 дневник прохождения практики с отзывом руководителя практики от организации (учреждения);

 отчет о работе студента при прохождении учебной практики;

 аттестационный лист

Производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретения практического опыта по каждому виду профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Очень важна характеристика нормативно-правовой базы деятельности учреждения (организации) практики . Втечение всего периода практики студент изучает законодательство, регламентирующее деятельность учреждения, в котором проходит практику, анализирует его правовой статус.

Преддипломная практика студентов Старорусского политехнического колледжа (филиала) НовГУ является завершающим этапом подготовки юристов, проводится концентрировано после освоения студентами профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по юридической специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) в организациях различных организационно-правовых форм.

Основными задачами преддипломной практики являются:

 приобретение опыта профессиональной деятельности по специальности в соответствии с научными и профессиональными интересами;

 практическая деятельность в соответствии с квалификацией;

 отработка должностных, функциональных обязанностей;

 сбор материала для написания аналитической главы дипломной работы;

 изучение основ безопасности жизнедеятельности и охраны труда в учреждении.

Основные задачи практики направлены на развитие компетенций и освоение видов профессиональной деятельности.

При написании отчета необходимо руководствоваться методическими указаниями по оформлению текстового материала выпускной квалификационной работы

Именно на практике происходит профессиональное самоопределение обучающихся, становление их профессионального самосознания. Практика в сфере юриспруденции направлена на приобретение личного профессионального опыта и реального инструментария юридической деятельности, формирование навыков социального взаимодействия с участниками различных правоотношений [2]. Практика помогает выявить затруднения, возникающие при изучении теоретического материала, сформировать будущую профессиональную траекторию.

Постоянный контакт с документами дает возможность обучающемуся более точно и осознанно определиться в своей готовности к юридической деятельности.

Во время практики обучающийся развивается как в личностном, так и в профессиональном плане. Этому способствует общение с профессионалами, выполнение различных поручений и заданий, решение нестандартных ситуационных задач.

Анализ результатов практики, самооценка собственной профессиональной деятельности, усиливает у обучающихся мотивацию к более серьезному и осознанному изучению дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, активизирует познавательную деятельность, самостоятельность, потребность в самосовершенствовании.

Защита любого вида практик производится по представленным отчетным документам.

Помимо документов студент в устной форме защищает отчет по практике.

Итоговая оценка за учебную, производственную практику (по профилю специальности), преддипломную фиксируются в экзаменационной ведомости и впоследствии заносится в диплом.

При выставлении итоговой оценки учитывается:

1) оформление дневника практики;

2) оформление отчета по практике;

3) защита отчета по практике;

4) отзыв руководителя практики от учреждения(в дневнике практики)

Практика способствует формированию компетентного специалиста, обладающего профессиональной ответственностью, мобильностью.

Необходимым условием для получения положительной оценки за практику является составленные отчет о ней.

Отчет составляется параллельно с дневником, первичный вариант ежедневно, а не в последние дни практики.

При его составлении необходимо использовать рабочую программу учебной практики. Отчет должен состоять условно из трех частей:

Часть 1. Организация работы с управленческими документами: правовые и нормативные основы делопроизводства, стандартизацию процесса документирования, организационно — распорядительную: документацию;

Часть 2. Деятельность студента по месту прохождения практики.

Правовые основы деятельности учреждения (на примере базы практики), основные направления деятельности, задачи, место в системе органов социальной защиты населения и пенсионного обеспечения, роль в жизни общества и государства, виды работ, которые выполнял студент (на примерах), связь с теорией государства и права, конституционным правом, правом социального обеспечения изучаемыми в колледже (в соответствии с рабочей программой практики) с практической деятельностью того или иного учреждения, органа или юридической службы, реализацию студентом в процессе практической деятельности теоретических положений изучаемых дисциплин (норм различных отраслей права).

Часть 3. Экономика и правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Структура отчета:

 титульный лист (Приложение);

 введение, в котором необходимо указать цель, задачи и освоенные компетенции, обосновать выбор базы прохождения практики;

 содержание отчета;

 заключение.

В содержании раскрыть:

 правовые основы деятельности конкретного базового органа, которые предварительно необходимо изучить.

Например: Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212 — ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ полное копирование ФЗ или иного нормативно-правового акта. Отчет о практике с таким содержанием оцениваться будет «неудовлетворительно».

Изложение должно быть не механическим переписыванием закона, а осмысленным внесением в отчет его основных положений. Из закона необходимо вычленить основные функции и задачи базового органа, цели его функционирования в обществе:

 организационно-правовую структуру, штатную численность, руководящий состав, порядок его назначения, прием служащих на работу, увольнение, функционирование отраслевых подразделений, основные виды деятельности отраслевых подразделений;

 взаимодействие базового органа с другими органами, хозяйственными субъектами, общественными формированиями, в том числе, политической направленности, органами исполнительной власти города и района и в целом с администрацией региона;

 организацию приема заявлений и сообщений (устных и письменных) граждан, представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

 организацию рассмотрения в суде гражданских, уголовных, административных дел;

 личное участие студента в приеме документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат и др.;

Самостоятельной частью отчета должно быть изложение раздела рабочей программы практики «Связь с учебными дисциплинами».

Студенты должны изложить в отчете, как в практической деятельности Пенсионного фонда РФ и органов социальной защиты населения и иных учреждениях (в которых они проходят практику) реализуются теоретические положения изучаемых ими в колледже дисциплин: теории государства и права, конституционного права и права социального обеспечения.

Изложение материала в этой части целесообразно представить в виде конкретных примеров. Например: при обращении граждан в Пенсионный фонд РФ реализуются положения (нормы) конституционного права, права социального обеспечения и т. д.

В этой же части отчета студенты на конкретных примерах должны продемонстрировать свое умение применять теоретические положения изучаемых учебных дисциплин, норм различных отраслей права в практике деятельности органов- баз практики.

По согласованию с руководителем базового органа в отчете можно изложить отдельные статистические данные, их анализ (сравнение по периодам времени) и другое.

Отчет по форме целесообразно составлять с первого и до последнего дня учебной практики в хронологическом порядке.

В заключении студент излагает свое мнение о прошедшей практике, какие он получил знания и готов ли он в будущем работать по избранной специальности.

Кроме того, студент вправе высказать свое мнение по правовому регулированию деятельности того базового органа, где проходил практику.

Литература:

  1. Лупинская П. А. Производственная практика студентов в системе заочного юридического образования // Проблемы методики преподавания в заочном юридическом вузе. М., 2002. С.98.
  2. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе(цикл материалов по вузовской педагогике) // Юридическое образование и наука. 2009, № 1
  3. Муллаширов Р. Н. Производственная практика будущих юристов как важнейший компонент формирования готовности к социальному взаимодействию // VIII Международная научно-практическая конференция

Похожие статьи

К вопросу о подготовке педагогов к организации инклюзивного образовательного процесса

В статье раскрываются существующие в России теоретические подходы к определению специфики деятельности педагога инклюзивного образования, выявляются проблемы подготовки педагогических кадров к этому виду профессиональной деятельности и определяются о...

Влияние опыта производственной деятельности на формирование компетенций преподавателя высшей школы

В статье рассматривается влияние опыта производственной деятельности на формирование компетенций преподавателя высшей школы.

Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки на уровне высшей школы

В статье рассматривается задача подготовки преподавателей высшей школы в условиях компетентностного подхода. Приводятся целевая основа и содержание компетентостной модели подготовки преподавателя высшей школы.

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

В статье автором рассматривается процесс развития профессиональной мотивации студентов высшего профессионального образования как системообразующего компонента высококвалифицированного специалиста.

Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров

В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей

В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описание различных подходов к определению этих понятий.

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Роль физической подготовки в обеспечении профессиональной деятельности юриста

В статье автор исследует значение и роль физической подготовки в обеспечении профессиональной деятельности юриста.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Похожие статьи

К вопросу о подготовке педагогов к организации инклюзивного образовательного процесса

В статье раскрываются существующие в России теоретические подходы к определению специфики деятельности педагога инклюзивного образования, выявляются проблемы подготовки педагогических кадров к этому виду профессиональной деятельности и определяются о...

Влияние опыта производственной деятельности на формирование компетенций преподавателя высшей школы

В статье рассматривается влияние опыта производственной деятельности на формирование компетенций преподавателя высшей школы.

Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки на уровне высшей школы

В статье рассматривается задача подготовки преподавателей высшей школы в условиях компетентностного подхода. Приводятся целевая основа и содержание компетентостной модели подготовки преподавателя высшей школы.

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

В статье автором рассматривается процесс развития профессиональной мотивации студентов высшего профессионального образования как системообразующего компонента высококвалифицированного специалиста.

Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров

В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей

В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описание различных подходов к определению этих понятий.

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Роль физической подготовки в обеспечении профессиональной деятельности юриста

В статье автор исследует значение и роль физической подготовки в обеспечении профессиональной деятельности юриста.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...