Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации
Авторы: Белая Светлана Александровна, Дерябина Жанна Андреевна
Рубрика: 27. Искусствоведение
Опубликовано в
LXX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2023)
Дата публикации: 02.12.2023
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Белая, С. А. Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации / С. А. Белая, Ж. А. Дерябина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 50-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/504/18257/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается э волюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой системы с присущими ей исполнительско-стилевыми особенностями и методическими принципами, представлены инновационные подходы внедрения медиаинформационных технологий в процесс популяризации профессионального белорусского академического искусства.
Ключевые слова: вокальное искусство Беларуси, вокальное исполнительство, белорусская музыкальная культура, учреждение высшего образования в сфере культуры и искусства, вокальная школа, медиаинформационная культура.
Вокальная школа Белорусской государственной академии музыки — выдающееся направление в истории белорусского певческого искусства, наиболее результативная ветвь белорусской национальной школы пения. Деятельность кафедры пения в лице виднейших ее представителей как в области исполнительства и педагогики, так и в области теоретического обоснования закономерностей певческого голосообразования и воспитания певца-музыканта всегда была неразрывно связана с лучшими творческими устремлениями и новациями белорусской композиторской и исполнительской школ на всех этапах своего развития со времени ее основания по настоящее время. Об этом свидетельствуют имена учеников, позволившие говорить о ней не только как о центре белорусской, но с полным правом и как о высоком достижении мировой музыкальной культуры.
Изучение белорусской вокальной школы, на основе кафедры пения Белорусской государственной академии музыки (далее — вокальная школа БГАМ), обусловлено осознанием значимости вклада ее представителей в процесс развития белорусской музыкальной культуры. Деятельность педагогов-вокалистов, их вокальное и педагогическое мастерство оказало несомненное влияние на становление и развитие белорусской вокальной культуры ХХ–ХХI веков.
На основе исполнительской и педагогической деятельности преподавателей кафедры пения сформировалась школа, имеющая длительный, практически вековой, исторический путь развития. Для кафедры пения это был путь становления и развития, формирования национальных черт вокального исполнительства. На педагогах кафедры всегда лежала и лежит ответственность перед молодым поколением вокальных исполнителей — развивать их талант, воспитывать настоящих артистов, музыкантов, профессионалов высочайшего класса, и при этом сберечь основные вокально-педагогические традиции вокальной школы БГАМ.
В белорусской вокально-педагогической школе наблюдается необходимое сочетание двух ветвей — педагогической (методической) и исполнительской, взаимно дополняющих и влияющих друг на друга. Исполнительская часть вокальной школы отражена в концертной и театральной деятельности, педагогическая — получила свое развитие в творчестве педагогов-вокалистов. Тесная связь между этими двумя составляющими подтверждается воспитанием плеяды ярких исполнителей, пополнивших ряды театральных и концертных площадок Республики Беларусь, а также стран ближнего и дальнего зарубежья и повысивших имиджевую музыкальную составляющую страны.
Формирование вокальной школы — процесс длительный и достаточно сложный, связанный со взаимодействием целого комплекса составляющих. И хотя исторический, временной период развития вокальной школы БГАМ не такой эпохальный, как итальянской, французской, немецкой, русской вокальных школ, которые насчитывают целые столетия, предпосылки для формирования белорусской вокальной школы складывались достаточно давно, с появлением народно-песенного творчества и обрядовой культуры (VIII–IX вв.). Следовательно, можно отметить, что до XVIII в. церковное пение и музыка наряду с фольклором являлись той почвой, на которой выросла профессиональная вокальная методика и профессиональное вокальное искусство. В конце ХVIII в., в период расцвета частных театров и капелл, в Беларуси появляются первые отечественные педагоги-вокалисты, которых подготовили учителя-иностранцы. Следует также отметить, что с середины XIX в. профессиональное музыкальное образование в Беларуси приобретает системный характер. Этому способствовало открытие музыкальных школ и классов, пансионатов, гимназий, училищ, а также деятельность частных педагогов [3].
В послереволюционной Беларуси началом формирования профессионального музыкального образования стало открытие народных консерваторий в Витебске (1918 г.), Гомеле (1919 г.), Минске (1920 г.), которые потом были переименованы в музыкальные школы, так как уровень подготовки в них соответствовал начальной ступени обучения.
Знаковым событием в развитии музыкального искусства Беларуси становится открытие в Минске в 1924 г. Белорусского государственного музыкального техникума, который стал центром музыкального образования и музыкальной жизни Беларуси. Самую важную проблему, которую начал решать на то время техникум, это приглашение высококвалифицированных кадров. Одними из первых были В. А. Цветков, А. П. Бонанич, который пришел на смену В. А. Цветкову и продолжил работу по созданию белорусской профессиональной вокальной школы. Важным событием этого периода было создание в 1928 г. специального Высшего оперного класса, руководство которым было поручено А. П. Бонаничу. В 1929 г. Высший оперный класс реорганизовали в Государственную студию оперы и балета, что свидетельствовало о явном росте профессионализма представителей белорусской вокальной школы.
В 1932 г. открылась Белорусская государственная консерватория. Историография вокальной школы с момента открытия консерватории связана с такими выдающимися педагогами-музыкантами, как А. П. Бонанич, который возглавил кафедру с момента основания консерватории, чьи принципы и методические установки заложили фундамент формирования вокальной школы БГАМ, П. И. Тихоновым, который наметил четыре главные направления кафедры пения: учеба, пропаганда музыкальной культуры среди рабочих масс, научно-исследовательская деятельность, повышение квалификации педагогов-вокалистов [1].
Довоенный период работы кафедры пения представлен авторитетными педагогами — представителями русской вокальной школы: профессор Н. И. Панина, О. Н. Нестеренко, Н. Н. Востоков; вокальные ансамбли вела Е. Н. Микулич. В 1937 г. первыми выпускниками кафедры стали Л. Адамантова (Заслуженная артистка РСФСР, художественный руководитель Ивановского музыкального театра), А. Костенич, Д. Кроз (солистка, ГАБТ БССР) и др.
В период Великой Отечественной войны, фактически до освобождения Беларуси, учебный процесс был прерван. Возобновился он со 2 сентября 1944 г. Послевоенный и более поздний советский период кафедры связан с именами таких руководителей, как Е. Э. Витинг, Т. Н. Нижникова, Л. П. Ивашков, который внес неоценимый вклад в научно-методический фундамент кафедры, положил начало исследованию формирования белорусского вокального искусства в историческом аспекте, занялся вплотную разработкой учебных программ, ориентированных на национальные особенности белорусской вокальной школы. В этот период стали выходить учебно-методические пособия, репертуарные сборники, необходимые для обеспечения образовательного процесса. В дальнейшем кафедру пения возглавляла Л. Я. Колос, под ее руководством велась учебно-методическая работа по разработке типовых учебных программ по предметам специальной направленности, активна внедрялась конкурсно-исполнительская практика. Современный этап развития кафедры — это продолжение традиций и новый формат инновационного вокально-исполнительского поиска [5].
На сегодняшний день мы сталкиваемся с таким фактом, что существует не только необходимость поэтапного изучения вокальной школы БГАМ, что вызвано неизбежной сменой поколений ее представителей и возможной потерей информации о ярких музыкантах, внесших свой вклад в развитие белорусского вокального искусства, но и необходимость учитывать возможности современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных платформ в вопросах трансляции и популяризации вокально-педагогического наследия.
Отметим, что цифровые технологии активно проникают на все уровни системы образования и культуры, наблюдается ряд важнейших тенденций в области цифровой трансформации процессов в системе образования, в том числе вузах культуры: использование дополненной, виртуальной и смешанной реальностей, создание трансформируемого обучающего пространства, использование искусственного интеллекта.
Дополненная, виртуальная и смешанная реальности в значительной степени трансформируют образовательный процесс, позволяя демонстрировать материалы, которые не могут быть показаны в рамках традиционного образовательного процесса.
Поставленная нами задача заключается в том, чтобы на основе изученного научного, методического, историко-культурного и справочно-энциклопедического материала визуализировать культурно-исторические этапы функционирования вокальной школы БГАМ, а также систематизировать материал по истории и современному состоянию вокальной школы нач. XX — XXI вв. (научно-методический потенциал, концертно-исполнительская практика педагогов-вокалистов — представителей вокальной школы БГАМ).
Существует множество методов и средств, предназначенных для визуализации информации. Основная идея их использования — предоставить возможность увидеть то, что достаточно трудно выделить в реальном формате и абстрактно. Использование любых информационных технологий, в том числе технологий визуализации информации, в нашем случае, должно выполнять образовательно-просветительскую и популяризационную функцию, поддерживая единый образовательный потенциал нашего учреждения образования.
Существует достаточное количество техник визуализации информации: таймлайн («линия времени»), интеллект-карта (ментальная карта), скрайбинг (использование графических символов), инфографика (графический способ подачи информации), облако слов, QR-коды как элементы дополненной реальности [2].
Для медиапроекта был выбран комплексный подход, совмещающий в себя несколько техник визуализации информации. В демо-версии — это информационный интерактивный стенд, посвященный кафедре пения, в обновленном, гибридном формате, то есть реальные информационные и фотообъекты, дополненные элементами визуализации (исторические вехи, личности, знаменитые выпускники) в медиаформате (фото-, аудио-, видео-), а также возможность использования научно-методического, автобиографического, биобиблиографического материала из репозитория Белорусской государственной академии музыки. Фрагменты информационного стенда проиллюстрируем на рис. 1, 2.
Рис. 1. Информационный стенд (персоналии, фрагмент)
Рис. 2. Информационный стенд (методические рекомендации по работе с элементами визуализации, фрагмент)
Данный проект по созданию интерактивного стенда вокальной школы БГАМ даст возможность трансформировать традиционный подход в вопросе изучения научного и исполнительского наследия кафедры, популяризировать ее деятельность, использовать данный материал в формате преподавания специальных дисциплин, в том числе, внедряя различные модели медиатехнологий в дистанционное обучение, и повысит уровень информационно-медийной и цифровой грамотности студентов.
Литература:
1. Ивашков, Л. П. Вокальное искусство Беларуси: традиции исполнительства и профессиональная школа пения / Л. П. Ивашков. — Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2008. — 159 с.
2. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы [Электронный ресурс]: утв. Министерством образования Респ. Беларусь, 15 марта 2019 г. — Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view — Дата доступа: 22.11.2023.
3. Тэатральная Беларусь: энцыклапедыя: у 2 т. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў, А. В. Сабалеўскі [i iнш.]. — Мінск: Беларуская энцыклапедыя, 2002–2003.
4. Учреждение образование «Белорусская государственная академия музыки» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bgam.by. — Дата доступа: 23.11.2023.
5. Цыбульская, Т. Н. Стирая границы времени (исторические пути развития кафедры пения) / Т. Н. Цыбульская // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. — 2017. — № 31. — С. 59–63.
Ключевые слова
вокальное искусство Беларуси, вокальное исполнительство, белорусская музыкальная культура, учреждение высшего образования в сфере культуры и искусства, медиаинформационная культура, вокальная школаПохожие статьи
Профессиональная медиасреда как условие формирования информационной культуры и грамотности преподавателя вокально-хоровых дисциплин
В статье рассматриваются вопросы формирования медиаинформационной культуры и грамотности педагога. Представлены возможности информационно-образовательной медиасреды в профессиональном развитии преподавателя вокально-хоровых дисциплин. Сделан обзор ин...
Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта
Статья знакомит читателей с современной тенденцией развития музыкальной индустрии и предлагает образцы современного патриотического вокального творчества, на основе авторской песни, в рамках инновационной музыкально-педагогической деятельности. Данн...
Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования
В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...
Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике
Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...
Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования
В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...
Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании
Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать худо-жественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего спе-циалиста в област...
Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»
В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...
Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях
Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...
Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития
В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...
Формирование музыкальной культуры студентов
В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Хара...
Похожие статьи
Профессиональная медиасреда как условие формирования информационной культуры и грамотности преподавателя вокально-хоровых дисциплин
В статье рассматриваются вопросы формирования медиаинформационной культуры и грамотности педагога. Представлены возможности информационно-образовательной медиасреды в профессиональном развитии преподавателя вокально-хоровых дисциплин. Сделан обзор ин...
Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта
Статья знакомит читателей с современной тенденцией развития музыкальной индустрии и предлагает образцы современного патриотического вокального творчества, на основе авторской песни, в рамках инновационной музыкально-педагогической деятельности. Данн...
Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования
В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...
Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике
Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...
Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования
В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...
Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании
Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать худо-жественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего спе-циалиста в област...
Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»
В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...
Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях
Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...
Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития
В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...
Формирование музыкальной культуры студентов
В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Хара...