Исследование коммуникации в онлайн-пространстве: анализ комментариев
Автор: Михайленко Галина Романовна
Рубрика: 22. Социология
Опубликовано в
LXXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)
Дата публикации: 14.01.2024
Статья просмотрена: 56 раз
Библиографическое описание:
Михайленко, Г. Р. Исследование коммуникации в онлайн-пространстве: анализ комментариев / Г. Р. Михайленко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 41-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/507/18320/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор исследует специфику коммуникации пользователей онлайн пространства в комментариях к видеоролику, содержащую фейковую новость о образовательном проекте «Билет в будущее» с помощью инструментов сетевого анализа.
Ключевые слова: фейковые новости, образование, сетевой анализ
Весной 2023 года, в социальных сетях появилась информация, что в школах вводится социальный рейтинг детей, а в рамках проекта «Билет в будущее» профориентационная платформа будет выстраивать образовательную программу школьника в соответствии с тем, как оценит его способности. Данную новость уже разоблачила «ЛапшаМедиа» [1], которая является фактчекинговым ресурсом в российском сегменте онлайн-пространства. К сожалению, фейковые новости — это то, с чем нам придется смириться, потому что с развитием технологий этот социальный феномен уже никуда не уйдет.
Фейковая новость, о которой мы сказали выше, была опубликована в форме видеоролика в видеохостинге YouTube. Видео под названием «Школы РФ тихо вводят социальный рейтинг детям! Подготовка «человека служебного». Чем опасен «Сферум»» [2], было опубликовано 4 апреля 2023 года. На момент исследования видео успели посмотреть более 90 тысяч пользователей, и прокомментировать 1569 раз. Проект «Билет в будущее», активное обсуждение которого происходит в ролике, направлен на профориентацию школьников и раскрытие их талантов. Речи об ограничениях в сфере образования или введении социального рейтингования учащихся не идет, однако авторы в видео утверждают, что в российских школах искусственный интеллект будет определять способности каждого ребёнка и ограничивать его образовательную программу.
Мы решили измерить общественную реакцию, выраженную в комментариях к данному посту. Визуализировать сообщество, выделить основных лидеров мнений и основные идеи коммуникации под постом с помощью инструментов сетевого анализа [3].
Рис. 1. Сообщество комментаторов под видео «Школы РФ тихо вводят социальный рейтинг детям! Подготовка «человека служебного». Чем опасен «Сферум».
Результат визуализации всех комментарий к видео, представлен на рис.1. Все пользователи, оставившие комментарии к данному видеоролику, представлены в графе в форме узла, а взаимодействия между друг другом, представленным в форме ребер. Размер узла, его цвет и местоположение обусловлено количеством входящих и выходящих из него связей (ребер), а цвет и толщина ребер зависит от количества взаимодействия узлов друг с другом. Таким образом, на рис.1 мы видим большое количество одиночных комментаторов (они представлены по краям), которые не вступали во взаимодействие друг с другом, однако, нельзя сказать, что в данном сообществе не завязалась дискуссия — по центру размещены авторы, оставившие комментарии, которые смогли откликнуться общественности и вызвали интерес, что выражается в большом количестве взаимодействий между данными пользователями. Взаимодействие не хаотичное, пользователи сформировали разные сетки вокруг каждого лидера мнений, а это значит, что каждая сеть скреплена одной проблемой или мыслью. В этой сети все крупные узлы расположены близко друг к другу и «аудитория», которая вокруг них сформировалась, является от части общей, так как мы видим, что есть узлы, которые связаны сразу со всеми лидерами. На рисунке явно можно выделить лидеров мнения — это пользователь под ником @helgahagai4601, а также четыре менее крупных (@obychnyikanal, @user-zv2zw1kg7o, @user-hl4tq9pw2p, @user-ez5is1jj4x).
Рис. 2 Лидер мнения @helgahagai4601
@helgahagai4601 очень пишущий пользователь, она сама вступала в дискуссии под комментариями других пользователей, позиционировала себя как эксперта в теме видеоролика, так как сама работала в школе. Суть комментарий данного автора можно описать недовольством образовательной системой, уровнем компетентности молодых преподавателей, необходимостью цифровизации образования, а также приверженностью конспирологическим теориям «золотого миллиарда». Автор высказывала в ветке обсуждения мысль что учителя, не понимают всей угрозы для своего профессионального будущего и надеются на лучшее, однако искусственный интеллект в будущем заменит их. Высказывалась нелестно в адрес директора школы, а также бывших коллег, в которой, по ее словам, работала. Призывала не верить никому в школе, бойкотировать электронные журналы и чаты родителей в социальных сетях.
В ответ пользователи в грубой форме писали, что учителя заслуживают подобного сценария, и их совсем не жаль, ведь они «работают на систему». Также комментаторы со страхом задаются вопросом не заменит ли искусственный интеллект людей и в остальных областях. Разные пользователи в данной сетке, в той или иной степени высказывали презрение к родителям, исправно исполняющим требования школ, приведу цитату: «Я одна из класса сына нигде не регистрирую, не занимаемся по всяким скайсмарт и яклассам, впр не пишем, родители все остальные с радостью подчиняются системе, говорят это прогресс и от него отказываться не собираемся, они реально зомбированы, воспитания в детях 0. Добудиться бесполезно. К сожалению, таких «продвинутых» большинство».
Для сравнения, давайте посмотрим, о чем идет речь в другой сетке комментарий у пользователя под ником @obychnyikanal, рис.3.
Рис. 3 Лидер мнения @obychnyikanal
Этот канал оказался ботом, распространял комментарии одного содержания: «Есть возможности, которыми не хотят, чтобы вы пользовались, комментарий о них закреплён под роликом на моём канале, на других каналах его удаляют, сначала не автоматически, а теперь уже автоматически, без ссылки и с изменениями тоже».
Рис. 4 Лидер мнения @user-zv2zw1kg7o
Третий крупный пользователь в сетке комментариев по имени @user-zv2zw1kg7o, рис. 4, активный участник коммуникации, выражал озабоченность проблемой цифровизации. В обращениях к данному комментатору выражали глубокую признательность, поддерживали идеи борьбы с цифровизацией образовательного процесса, высказывали оскорбления в адрес чиновников, правоохранительных органов. Также, высказывались конспирологические домыслы о том, что Сферум — это проект США: «Я слышала, что головной офис Сферума находится в Чехии, а учредители в Америке». Отдельное беспокойство вызвало прочтение комментария «пенсионерки», антипрививочницы, готовой взяться за оружие: «У нас весь класс делает прививки без согласия родителей, врачьё в школу приходит. Я одна против, но мне даже внук не верит 8 класс. Я сегодня просто в отчаянии. Мне хочется взять в руки о.ужие…». В комментариях звучат унижения достоинства людей с иной точкой зрения по вопросу образования и цифровизации данного процесса.
Данный лидер мнения активно поддерживал дискуссию: «Девушки, вы молодцы! Не уставайте пожалуйста! Продолжайте доносить до людей правду! Никакой цифровизации детей! Никакого Сферума! Все родители должны знать последствия внедрения таких платформ с зарубежными корнями!».
Как мы видим, информация достаточно ярко эмоционально окрашена. Погружаясь в смысл написанного пользователями данной сетки, можно прийти к выводам, что видеоролик стал поводом для сбора единомышленников — в комментариях нет противоположного мнения, все комментаторы, так или иначе одобряют позицию друг друга и поддерживают в борьбе с общим «врагом». Авторы комментарий, как правило, являются «уникальными» в поведении в офлайн-пространстве — противостоят системе, отказываются регистрировать детей в цифровых платформах.
Основные темы: конспирологические теории о подавлении воли людей; ужесточение «контроля» за людьми через цифровизацию процессов; необходимость борьбы против системы; необходимость вразумления окружающих людей; глупость и необразованность окружающих людей в вопросах рисков применения искусственного интеллекта.
Таким образом, методы сетевого анализа помогли нам собрать большой объем информации из открытых источников, чтобы визуализировать ее, исследовать и наглядно представить результаты. С помощью графовой модели мы смогли не просто визуализировать процесс коммуникации интернет-пользователей видеохостинга YouTube, но и обработать большое количество сообщений в сжатые сроки, без потери качества, так как мы знали, на какие комментарии нам нужно обратить внимание в первую очередь без необходимости изучать все 1569 комментариев к данному посту.
Литература:
1. Лапша Медиа — Фактчекинговый ресурс — URL: https://lapsha.media/
2. «Школы РФ тихо вводят социальный рейтинг детям! Подготовка «человека служебного». Чем опасен «Сферум». — URL: https://www.youtube.com/watch?v=Q48ekCNI9EA
3. YouTube Data Tools (версия 1.22) [Программное обеспечение], — URL: https://tools.digitalmethods.net/netvizz/youtube.
Похожие статьи
Маркетинговая поддержка стартапа по стадиям его жизненного цикла: результаты качественного исследования
В статье представлены результаты качественного эмпирического исследования роли маркетинга в развитии стартапа. Методология глубинного интервью включает в себя характеристику респондентов, а также тематический и динамический гайды. По результатам авто...
Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности
В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...
Формирование новейших политических интернет-профессий и тренд на цифровизацию власти
В статье рассматриваются аспекты формирования новых политических профессий путем внедрения и использования информационно-коммуникационной сети Интернет. Проводится анализ ключевых направлений развития отрасли, а также выявляются основные тренды испол...
Материалы интернет-источников при подготовке к урокам литературы
В статье рассматривается роль интернета в подготовке к учебным занятиям по литературе, в частности, поиск информации, мониторинг актуальности темы.
Использование общедоступных данных о пользователях социальной сети «ВКонтакте» для поиска потенциальных абитуриентов вуза
В статье авторы описывают практическое применение общедоступных данных из социальной сети «ВКонтакте» для поиска потенциальных абитуриентов вуза.
Самопрезентация лидеров мнений студенческой среды Томского государственного университета в онлайн-реальности
Данная работа направлена на поиск лидеров мнений студенческой среды ТГУ, выявление механизмов самопрезентации на их страницах в социальной сети в «ВКонтакте» и, как следствие, выявление типов онлайн-лидерства в студенческой среде Томского государстве...
«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа
В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...
Официальные сообщества вузов как инструмент формирования информационной культуры молодежи
В статье представлен анализ подходов к понятию «информационная культура», проведен типологический анализ официального сообщества на примере группы «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» в социальной сети «ВКонтакте».
Комьюнити-менеджмент. Формирование сообществ с учетом современных тенденций психологии участников сообществ в цифровом пространстве. Ключевые проблемы в увеличении лояльности к бренду
В статье автор раскрывает главные проблемы современных цифровых коммуникаций. Также затрагивает механизм формирования передачи информации между сообществом и его участниками.
Исследование и анализ целевой аудитории услуги SMM-продвижения во «ВКонтакте»
В статье автор пытается проанализировать и составить портрет основных целевых аудиторий для услуги SMM-продвижения ВКонтакте, а также долю каждой из них в общей структуре целевых групп.
Похожие статьи
Маркетинговая поддержка стартапа по стадиям его жизненного цикла: результаты качественного исследования
В статье представлены результаты качественного эмпирического исследования роли маркетинга в развитии стартапа. Методология глубинного интервью включает в себя характеристику респондентов, а также тематический и динамический гайды. По результатам авто...
Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности
В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...
Формирование новейших политических интернет-профессий и тренд на цифровизацию власти
В статье рассматриваются аспекты формирования новых политических профессий путем внедрения и использования информационно-коммуникационной сети Интернет. Проводится анализ ключевых направлений развития отрасли, а также выявляются основные тренды испол...
Материалы интернет-источников при подготовке к урокам литературы
В статье рассматривается роль интернета в подготовке к учебным занятиям по литературе, в частности, поиск информации, мониторинг актуальности темы.
Использование общедоступных данных о пользователях социальной сети «ВКонтакте» для поиска потенциальных абитуриентов вуза
В статье авторы описывают практическое применение общедоступных данных из социальной сети «ВКонтакте» для поиска потенциальных абитуриентов вуза.
Самопрезентация лидеров мнений студенческой среды Томского государственного университета в онлайн-реальности
Данная работа направлена на поиск лидеров мнений студенческой среды ТГУ, выявление механизмов самопрезентации на их страницах в социальной сети в «ВКонтакте» и, как следствие, выявление типов онлайн-лидерства в студенческой среде Томского государстве...
«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа
В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...
Официальные сообщества вузов как инструмент формирования информационной культуры молодежи
В статье представлен анализ подходов к понятию «информационная культура», проведен типологический анализ официального сообщества на примере группы «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» в социальной сети «ВКонтакте».
Комьюнити-менеджмент. Формирование сообществ с учетом современных тенденций психологии участников сообществ в цифровом пространстве. Ключевые проблемы в увеличении лояльности к бренду
В статье автор раскрывает главные проблемы современных цифровых коммуникаций. Также затрагивает механизм формирования передачи информации между сообществом и его участниками.
Исследование и анализ целевой аудитории услуги SMM-продвижения во «ВКонтакте»
В статье автор пытается проанализировать и составить портрет основных целевых аудиторий для услуги SMM-продвижения ВКонтакте, а также долю каждой из них в общей структуре целевых групп.