Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)
Авторы: Жигалина Ольга Алексеевна, Рахимова Наталья Валерьевна, Работягова Анна Александровна, Кожанова Дарья Станиславовна, Лунина Валентина Анатольевна, Скочилова Мария Викторовна, Сигова Любовь Николаевна, Анисимова Наталья Александровна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)
Дата публикации: 17.01.2024
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента) / О. А. Жигалина, Н. В. Рахимова, А. А. Работягова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 52-58. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/507/18324/ (дата обращения: 16.11.2024).
Целью эмпирического исследования являлась разработка и апробация педагогических условий развития креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством в рамках дошкольной образовательной организации.
Условия:
— создание ситуаций эмоциональной включенности в процессе ознакомления с народным творчеством;
— включение детей в сотворчество со сверстниками и взрослыми в диалогическом взаимодействии;
— повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей в процессе ознакомления с народным творчеством.
Задачи:
- Формировать представления старших дошкольников с народным творчеством.
- Развивать специальные умения и навыки в продуктивных видах детской деятельности, и на их основе повышать проявление креативности детьми.
- Повышать уровень педагогической компетентности воспитателей и родителей по вопросу развития креативности детей.
Формирующий эксперимент строился на основе различных принципов.
Личностно-ориентированные принципы:
- Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности дошкольника и готовность к дальнейшему развитию.
- Принцип эмоциональной комфортности, предполагающий защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Культурно-ориентированные принципы:
- Принцип смыслового отношения к миру, когда образ мира у ребенка выступает не как абстрактное, холодное знание о нем. Ребенок представляет себя частью мира, которой ребенок, так или иначе себя переживает и осмысливает для себя.
- Принцип систематичности, предполагающий наличие единых линий развития воспитания.
- Принцип ориентированной функции знаний, предполагающий, что знания является ориентированной основой деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Деятельностно-ориентированные принципы:
- Принцип обучения в деятельности, предполагающий не просто передачу знаний, а организацию такой детской деятельности, в которой дети делают открытия.
Работа строилась на основе перспективного плана, поэтапно, на каждом этапе были определены задачи и методы.
I. Подготовительный этап
Цели: разработка, подбор и оформление наглядно-методического сопровождения для реализации содержания экспериментальных занятий.
Методы:
— подборка художественной литературы для чтения, иллюстративного материала, игр для детей;
— разработка занятий, бесед;
— разработка содержания работы с педагогами;
— подбор литературы для изучения родителями и педагогами.
II. Основной этап
Цель: создание у детей и взрослых (педагогов, родителей) интереса к проблеме развития творческого потенциала детей в процессе ознакомления с культурой родного края.
Методы:
— целенаправленные занятия с детьми;
— рассматривание иллюстраций;
— изучение фольклорного материала;
— беседы.
III. Заключительный этап
Цель: проверка эффективности формирующего эксперимента на основе отслеживания динамики показателей креативности детьми.
Методы:
— проведение контрольного эксперимента;
— сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента;
— планирование дальнейших направлений работы.
Методика работы по развитию креативности в процессе ознакомления с народным творчеством детей старшего дошкольного возраста осуществляется поэтапно через приобщение к народному творчеству.
Подготовительный этап включал в себя:
1) подборку художественных произведений, отражающих особенности Прибайкальского края;
2) выбор иллюстраций с изображением традиционных костюмов русского бурятского, эвенского народа, традиционных орнаментов;
3) подборку и систематизацию народных игр Прибайкалья, направленных на развитие воображения детей;
4) разработку содержания педагогических условий и мероприятий по развитию креативности детей в процессе ознакомления с народным творчеством.
На данном этапе мы создавали следующие условия:
— создание ситуаций эмоциональной включенности в процессе ознакомления с народным творчеством;
— включение детей в сотворчество со сверстниками и взрослыми в диалогическом взаимодействии;
— повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей в процессе ознакомления с народным творчеством.
Также важно было в развивающую предметно-пространственную среду внести иллюстрации, изображения, которые раскрывают быт народов Прибайкалья. В группе оборудовали выставку, где расположили альбомы о родном городе, подобрали детские иллюстрированные книги, произведения сибирских писателей.
На основном этапе основной формой работы с детьми явились занятия.
Нами была проведена серия занятий по ознакомлению дошкольников и их родителей с русской народной обрядовой игрушкой.
Именно эта серия занятий вызвала самый большой эмоциональный отклик у детей и родителей. Дети с удовольствием узнавали о куклах, истории создания, и сами мастерили куклы вместе с родителями. Все куклы, хотя и сделанные по единому алгоритму, получались разные, интересные и, самое главное, сделанные своими руками. Мы заметили, что дети стали бережнее обращаться к куклам, не только к тем, которые были сделаны своими руками, но и к тем, которые были в уголке игрушек.
В процессе изготовления кукол дети стали включать творческое воображение и дополнять работы кружевом, бантами прорисовкой деталей. Дети с нетерпением ждали этих встреч. Родители с удовольствием включились в этот процесс. Для развития креативности и формирования представлений нами был создан альбом «Народная игрушка».
Проведя серию мероприятий с детьми и их родителями, тем самым мы реализовали условия создания ситуаций эмоциональной включенности в процессе ознакомления с народным творчеством и включение детей в сотворчество и активизацию креативного поведения.
Также нами была проведена система занятий по ознакомлению дошкольников с устным народным фольклором Сибири. Дети с интересом слушали легенды, сказки, пословицы.
Чтение произведений проходило в вечерние отрезки времени. При отборе художественных произведений мы руководствовались требованиями, предъявляемыми к данному методу: доступность, художественной ценности, краткость, небольшой объем [2].
В контексте ознакомления с народным творчеством широко использовался наглядно-иллюстративный материал, отражающий особенности Сибирского края («деревянное кружево» города Иркутска, изображения людей разных национальностей: русских, бурят, и др. в национальных костюмах, предметы домашнего обихода и др.).
Обогащение знаниями детей о народном творчестве, о быте народа также способствовал просмотр сюжета об архитектурно-этнографическом музее «Тальцы».
Мы стремились построить систему мероприятий так, чтобы они давали возможность удовлетворить каждому ребенку потребность в развитии. При этом мы учитывали, что развитие происходит в процессе преодоления трудностей.
Нами была проведена серия занятий по ознакомлению детей с культурой родного края. Мы разработали содержание 15 мероприятий, которые проводились по 2 раза в неделю. Закрепление материала предполагалось в творческих работах детей. Благодаря занятиям возникла атмосфера совместного творчества с взрослыми. В структуру занятий включались различные упражнения (приветствия, прощания), пальчиковые гимнастики, игры на развитие воображения детей.
Дети с интересом рисовали героев разных произведений. Рисунки показали, что дети стали отображать не просто людей, а с изображением национальных особенностей.
Изучение путей формирования творчества (Н. А. Ветлугина) дало нам возможность определить три этапа в усложнении заданий при проведении серии мероприятий [1].
На первом этапе главной целью было формирование представлений детей о культуре родного края: расширение знаний детей о коренных народах Прибайкалья, их традициях, обычаях.
На этом этапе дети действовали совместно с взрослыми, проявляли интерес к рассматриванию иллюстраций с изображением народов Прибайкалья в национальных костюмах, предметы домашнего обихода и утвари.
В свободное от занятий время дети увлеченно рассматривали альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением людей, проживающих в Прибайкалье. Дети могли различить на фотографиях русских, бурят, эвенков не только по национальным костюмам, но и по особенностям уклада жизни (например, охотники, рыболовы, оленеводы и др.)
Организованные формы работы в этом направлении должны были обогащать духовный мир детей, формировать у них устойчивый интерес к людям труда, стремление подражать их благородному отношению к животным [3].
Игровая деятельность обладает большими возможностями для объединения ребят, поэтому опираясь на интерес к подвижной игре, организовывались «Пастухи», «Рыбаки», а также разучивались эвенские, бурятские и русские народные игры «Найди друга», «Золотые ворота», «Табун» и многие другие. Что на наш взгляд способствовало развитию креативности.
Фотографии о деревянном зодчестве способствовали расширению кругозора детей о способах украшения и оформления архитектурных зданий.
Проведенные мероприятия первой серии показало, что дети, у которых отсутствовал интерес к познанию народов Сибири или проявлялся эпизодически, к завершению данного цикла мероприятий показали высокую эмоциональную отзывчивость и заинтересованность. Мы убедились, что вызвали устойчивый эмоциональный интерес у всех детей.
Целью второго этапа было развитие специальные умений и навыков в продуктивных видах детской деятельности, и на их основе повышать проявление креативности детьми шестого года жизни.
Целью третьего этапа стало повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросу развития креативности детей в процессе ознакомления с культурой Прибайкалья. Для реализации данной цели нами был подобран литературный материал, отражающий особенности сибирского края, сибирский фольклор. Подобраны игры для совместного проигрывания их с родителями и направленные на развитие воображения детей. Была проведена консультация для педагогов «Народная кукла», «Фольклор народов Прибайкалья», «Одежда народов Прибайкалья». Педагоги с интересом познавали историю появления кукол, знакомились с народными сказками, легендами, увлеченно обыгрывали сюжеты сказок с детьми, вызывая у них положительные эмоции, открытость в общении.
Отметилась и заинтересованность родителей, которые приняли на вооружение совместные игры с детьми.
Таким образом, разработанная и апробированная система поэтапного развития креативности детей шестого года жизни в процессе ознакомления с народным творчеством и построенная на принципах организации системы занятий, отбора содержания во взаимосвязи с народной культурой и в соответствии с возрастными возможностями детей, учет предпочтений, интересов, дала положительный результат [4, 5].
Литература:
- Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 5.
- Виноградов, Г. С. Сказки как источник детского поэтического творчества [Текст] // Из истории русской фольклористики. Вып. 4–5: Сб. науч. трудов / Ред. Коллегия: А. А. Горелов (отв. ред.), В. И. Еремина, Е. А. Костюхин, Ю. И. Марченко, Т. А. Новичкова, А. Н. Розов. — СПб, 1998. с. 258–270.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1997 г.
- Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — с.16–20. 8. Полуянов, Д. В. Воображение и способности [Текст] / Д. В. Полуянов. — М.: 3нание, 1985. — 50 с.
- Савенков, Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере [Текст] / Л. И.Савенков // Дошк. восп. — 1998. — № 5–6.