Комплексный подход в дополнительном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ефимова, И. М. Комплексный подход в дополнительном образовании / И. М. Ефимова, В. А. Озерова, Д. А. Валишина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18329/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы рассматривают комплексный подход как один из путей развития образовательных услуг, в рамках идей которого установлены зависимости и связи между процессами воспитания и обучения. Также в статье рассмотрены идеи целостности воспитательного процесса, межведомственного взаимодействия, которые рассматриваются в качестве одного из стимулов обновления содержания дополнительного образования, в котором важную роль играет межведомственное взаимодействие.

Ключевые слова: комплексный подход, дополнительное образование, обновление содержания и технологий дополнительного образования.

Перед современной системой дополнительного образования стоят задачи, которые требуют нового осмысления в вопросах организации образовательного и воспитательного процесса. Как демонстрирует педагогическая практика не всегда разговоры об обновлении подразумевают инновации, иногда речь может идти о новом прочтении технологий и подходов, которые продемонстрировали свою состоятельность в условиях длительного времени.

Не вызовет вопросов утверждение о том, что каждый педагог в настоящее время должен обладать ресурсами для продвижения своей программы, мы полагаем, что одним из таких ресурсов может выступить комплексный подход, который изнутри усилит составляющую дополнительной образовательной программы, а на уровне учреждения может способствовать повышению качества образовательных услуг в целом.

Работники системы дополнительного образования в условиях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования и социального заказа снова и снова возвращаются к вопросам о внедрении новшеств с целью повышения привлекательности программ дополнительного образования и услуг данной сферы в целом. Актуальность данных вопросов бесспорна и одним шагом к ее достижению может стать обращение к внедрению комплексного подхода относительно уклада учреждений дополнительного образования и взаимодействия внутри системы дополнительного образования, на наш взгляд, развитие лежит в плоскости взаимопомощи и обмена опытом.

Комплексный подход в дополнительном образовании выражается в четком установлении зависимости и связей между процессами воспитания и обучения, между сторонами учебной и воспитательной деятельности, а также в устранении возможных противоречий и придании всему педагогическому процессу единой целевой направленности [1, 2, 5]. Это достаточно сложная задача, которая стоит перед педагогическими работниками системы дополнительного образования и порой без помощи административных работников (методистов, педагогов-организаторов, заведующих отделами) учреждений педагог не всегда может самостоятельно решить ее.

Комплексный подход — это принцип организации и проектирования продуктивного функционирования педагогических процессов и систем [7]. Ни для кого не секрет, что дети, которые делают шаг в направлении дополнительного образования, неизбежно, с головой погружаются в творческие процессы, вне зависимости от направленности, в рамках которой выбрали занятие по интересу, а жизнеспособность программы в данном случае может обеспечить комплексный подход к ее реализации.

В рамках комплексного подхода важно выделять системообразующие компоненты, к которым можно отнести субъекты образовательного процесса и ведущие звенья (процессы педагогической системы: цели, задачи, принципы, содержание, средства, методы и формы) [6, 8]. Это необходимо для того, чтобы комплекс был органичен, а взаимосвязь между всеми элементами и компонентами была менее автономной, чем вся система. Не вызовет сомнений утверждение о том, что только слаженная работа администрации образовательной организации, методистов, педагогов-организаторов и педагогов ведет к развитию и процветанию практик дополнительного образования. Педагоги благодаря слаженной командной работе имеют возможность не просто заниматься набором обучающихся и реализацией, непосредственно, образовательного процесса, но и погружать обучающихся и себя в творческие процессы.

Также, важна идея целостности воспитательного процесса в практической технологии, которая осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия в процессе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [3].

Единство и координация усилий, всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода. Что делает дополнительный отсыл к вопросу следующего уровня эффективному межведомственному взаимодействию, которое может привести к реализации основных задач, которые были выделены Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года.

Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними, что подтверждает идеи о том, что любая деталь воспитательного процесса важна [2, 4].

Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. К числу главных факторов относятся сложившийся образ жизни обучающегося; условия жизни; средства массовой информации; уровень развития и условия жизни коллектива; нормы взаимоотношений; индивидуальные и личностные особенности. Что снова и снова подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому обучающемуся, а также к их родителям и законным представителям. Разумеется, это накладывает дополнительную ответственность морального и духовного плана на работу педагогических работников системы дополнительного образования, а также способствует росту нагрузки, но именно в данной плоскости лежит ключ к развитию жизнеспособности системы дополнительного образования в целом и дополнительных образовательных программ в частности.

В заключении можно отметить, что комплексный подход к изучению явлений сферы дополнительного образования позволяет всесторонне изучать их на основе сочетания сведений различных источников, а значит позволяет глубоко подходить к решению вопросов или в случае с новыми явлениями и требованиями находить более гибкие варианты решения, возникающих сложностей, что может способствовать дальнейшему движению в направлении развития. Также стоит отметить, что комплексный подход будет способствовать развитию услуг сферы дополнительного образования, а значит и позволит сделать вклад в развитие системы дополнительного образования и отдельных учреждений.

Литература:

  1. Айдаркин, Е. К. Комплексный подход к объективной оценке уровня сформированности компетенций в условиях цифровой образовательной среды: монография / Е. К. Айдаркин. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2022. — 232 с.
  2. Бабанский, Ю. К. Комплексный подход к воспитанию школьников: научное издание / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. — М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
  3. Борщенюк, В. Н. Теоретические основания и организационно-педагогические условия реализации комплексной модели регионального профессионального образования: На материалах Нижневартовского региона Ханты-Мансийского АО / В. Н. Борщенюк. — Томск: дисс. канд. пед. наук, — 2001. — 161 с.
  4. Жданова, Т. А. Духовно–нравственное воспитание детей и подростков / Т. А. Жданова // Дополнительное образование, 2014. — № 8. — с.30–32.
  5. Пономарев, Л. Н. Комплексный подход к воспитательной работе / Л. Н. Пономарев — М.: Сов. Россия, 1979. — 368 с.
  6. Тощенко, Ж. Т. Комплексный подход в воспитательной работе / Ж. Т. Тощенко — Москва: Профиздат, 1979. — 111 с.
  7. Файзиев, А. А. Комплексный подход в научном познании / А. А. Файзиев. — Ташкент: Фан, 1985. — 119 с.
  8. Фуникова, Н. И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей / Н. И. Фунникова — Челябинск: Дисс. канд. пед. наук, — 1998. — 234 с.

Ключевые слова

дополнительное образование, комплексный подход, обновление содержания и технологий дополнительного образования

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Инновационная модель образовательной деятельности школы

В данной статье представлена инновационная модель образовательной деятельности школы и описаны ее функции. Современное образовательное пространство в России характеризуется формированием новой системы, ориентированной на вхождение в мировое образова...

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Некоторые аспекты при разработке междисциплинарного обучения студентов аграрного вуза

Обучение в современном вузе должно представлять собой целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения. Основной целью качественного обновления профессионального образов...

Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях

Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Педагоги общеобразовательных учреждений как ключевые агенты экологической социализации

В статье рассматриваются возможности педагогического состава в осуществлении трансформации экологической социализации на уровне получения основного общего образования, а также исследуются главные барьеры и «усилители» имеющихся программ и инструменто...

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Инновационная модель образовательной деятельности школы

В данной статье представлена инновационная модель образовательной деятельности школы и описаны ее функции. Современное образовательное пространство в России характеризуется формированием новой системы, ориентированной на вхождение в мировое образова...

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Некоторые аспекты при разработке междисциплинарного обучения студентов аграрного вуза

Обучение в современном вузе должно представлять собой целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения. Основной целью качественного обновления профессионального образов...

Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях

Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Педагоги общеобразовательных учреждений как ключевые агенты экологической социализации

В статье рассматриваются возможности педагогического состава в осуществлении трансформации экологической социализации на уровне получения основного общего образования, а также исследуются главные барьеры и «усилители» имеющихся программ и инструменто...