Зарубежный опыт борьбы с коррупцией (на примере антикоррупционных компаний Сингапура, Гонконга, Швеции, Финляндии и Дании) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)

Дата публикации: 20.01.2024

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Косолапов, Е. А. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией (на примере антикоррупционных компаний Сингапура, Гонконга, Швеции, Финляндии и Дании) / Е. А. Косолапов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18332/ (дата обращения: 07.11.2024).



Автор рассматривает особенности антикоррупционных компаний в Сингапуре, Гонконге, Швеции, Финляндии и Дании — то есть таких странах, в которых уровень коррупции стремится к нулю и которые обладают широким и востребованным опытом борьбы с этим явлением.

Ключевые слова: борьба, зарубежные страны, коррупция, опыт.

Коррупция сопровождает человечество с момента появления государства и государственного аппарата. Наказание за взяточничество предусматривалось еще законами Хаммурапи, устанавливалось египетскими фараонами. Негативное воздействие этого явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Коррупция является негативным фактором для развития не только государственного аппарата, но развития демократического государства и гражданского общества.

Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции может помочь не столько позаимствовать антикоррупционные меры из мирового опыта, сколько понять, что в странах, ранее сильно пораженных коррупцией, существуют проверенные опытом, как принципы и методы эффективной борьбы с коррупцией, которые помогли им снизить уровень коррупции до минимума.

Наиболее показательным примером успешной борьбы с коррупцией справедливо считается Сингапур. В 1959 г. к власти в небольшом и бедном государстве приходит Ли Куан Ю с партией «Народное действие». Новый премьер-министр поклялся, что сделает Сингапур одной из самых передовых стран с мощнейшей экономикой, и потратил на это 40 лет. Первым делом Ли Куан Ю взялся за коррупцию. Способы его борьбы характеризует его же высказывание — «Хочешь победить коррупцию — будь готов отправить за решетку своих друзей и родственников» [5].

Антикоррупционная реформа Ли Куан Ю состояла из пяти шагов:

  1. Ли Куан Ю создал Бюро по расследованию коррупции. Оно было абсолютно независимым и унитарным. Бюро имело право без суда и следствия заморозить имущество любого человека и возбудить против него дело.
  2. Мандат о неприкосновенности всех чиновников, судей и их семей отменили. Перед законом все были равны.
  3. Периодическая проверка банковских счетов чиновников, их родственников (от ближайших до дальних) и друзей (иногда даже доходило до знакомых чиновников). Любая подозрительная деталь вела к возбуждению уголовного дела. Если человека ловили на взятке, он на всю жизнь терял «портфель» и садился в тюрьму минимум на 10 лет. Его имущество полностью изымали, а членов семьи вносили в черный список, лишая шанса на хорошую работу.
  4. Суд начал конфисковать весь доход, полученный незаконным путем, и накладывал сверху штраф. Средняя сумма — около $75 000.
  5. Высокая зарплата чиновникам. Премьер-министр считал, что с высокой зарплатой госслужащий не будет зарабатывать на стороне. При этом, прежде чем попасть на работу в государственную контору, претендент должен был подать специальную декларацию об отсутствии долгов. Ли Куан Ю считал, что людям, имеющим долги и не способным их покрыть, доверия нет. Поэтому «должникам» в работе отказывали.

Стоит отметить, через какие реформы прошли некоторые службы. Так, в коррупции некогда полностью погрязла сингапурская полиция, сидевшая на кормежке «триад». В 1970 г. полицию полностью распустили, а «триадам» объявили полномасштабную войну. С ними боролись их же способами зачастую вне закона, не доводя дела до суда и следствия. Когда в органы правопорядка стали набирать новых людей, то вместе с кандидатом проверяли и всю его семью.

Сейчас в Сингапуре также важна роль СМИ. Журналисты регулярно ищут повод, чтобы начать антикоррупционное расследование, а Бюро по расследованию проводит внеплановые проверки даже у премьер-министра. Были случаи, когда под суд попадали приближенные Ли Куан Ю.

Очень активно сингапурский опыт борьбы с коррупцией стал перенимать Гонконг в 1970-x годах (будучи в этот период еще британской автономией), пойдя по пути противодействию коррупции даже дальше. В частности, презумпция невиновности для чиновников была отменена. В Гонконге также была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК), которая подчинялась напрямую генерал-губернатору. У ее сотрудников были одни из самых высоких окладов среди всего чиновничества Гонконга [1].

В Гонконге также во всех районах были созданы районные отделения ICAC, которые активно разъясняли гражданам вред коррупции, ее опасность, особо стимулировали жителей сообщать о коррупционных правонарушениях.

Как следствие — и в Сингапуре, и в Гонконге до настоящего времени самый низкий уровень коррупции в мире.

Перейдем к оценке европейского опыта борьбы с коррупцией. Наиболее интересными и эффективными примерами в этом контексте (на наш взгляд) являются такие скандинавские страны, как Швеция, Финляндия и Дания.

В 1923 г. в Швеции появился «Институт против взяток» при Стокгольмской торговой палате. Он начал детально разбирать все тонкости антикоррупционного законодательства. В основном его работа связана с обществом, которое он учит проводить черту между взяткой и допустимой нормой. Работа организации основана на «Положении о подарках, наградах и вознаграждениях». У «Положения» нет юридической силы, но оно стало главным инструментом саморегулирования. Так, любой презент служащему лицу от сотрудника какой-либо организации или представителя государства можно расценивать как взятку. Даже оплата ужина за счет фирмы становится «нежелательным действием» [2].

С 2012 г. в Швеции действует антикоррупционная полиция, весь штат которой состоит всего из 25 человек на всю страну. Служба эффективна: так, в 2017 г. треть из 117 сообщений о коррупции стала основой судебных разбирательств, многие из которых дошли до обвинительных приговоров. Если преступление не входит в разряд тяжких, то подсудимый получает штраф и два года тюрьмы, но если он наворовал приличную сумму, то срок доходит до шести лет.

Коррупционных дел мало, но по сравнению с другими процент обвинительных приговоров там очень высок. Это из-за того, что СМИ в первую очередь следят именно за ними.

Шведские политики и бизнесмены очень боятся журналистов, так как индекс доверия граждан к ним намного выше, чем к государству и полиции. Если швед видит взяточничество, первым делом он сообщит об этом прессе, а не правоохранителям. Поэтому при первом же опубликованном намеке на коррупцию правительство начинает собственное расследование.

Еще один фактор успешной борьбы с коррупцией — доступность информации о доходах человека. В Швеции любой человек может позвонить, например, в налоговую и по телефону, назвав личный номер гражданина, узнать всю информацию: где он работает, сколько получает, есть ли у него дети и какой у него доход.

Подход к противодействию коррупции в Финляндии имеет общие черты. Он выражаются в том, что борьба с коррупцией в этой стране — в первую очередь дело гражданского общества и СМИ. Это стало характерной чертой антикоррупционной борьбы в стране с начала 1990-х годов, когда за проблему коррупции в Финляндии взялись СМИ, а не правительство. Любое подозрительное дело стало разглашаться по всевозможным источникам связи. Как итог уже в начале 1990-x состоялось 38 судебных процессов. А сейчас в Финляндии каждый год рассматривают по три-четыре дела [4].

Особую роль играют канцлер юстиции и омбудсмен парламента. Они назначаются президентом республики, но при этом полностью независимы от него и друг от друга. Они контролируют все уровни власти. Исключение — депутаты парламента, но и они не уйдут от ответственности.

Обвинения против высших должностных лиц особой категории (члены правительства, те самые канцлер юстиции и омбудсмен парламента, члены Верховного и Административного суда) рассматривает Государственный суд, который созывают «ad hoc» (по мере необходимости). Этот суд может работать даже против президента страны. Состоит он из председателя административного суда, надворного суда и пяти депутатов парламента, избираемых самим парламентом, а возглавляет его президент Верховного суда. Иное его название — суд импичмента, и за всю историю его созывали лишь раз.

И все же ключевую роль в борьбе с коррупцией играют СМИ. Журналисты на правах закона имеют неприкосновенность в делах против коррупции. Правительство не может возбудить в суде дело против СМИ, даже если СМИ будет клеветать против него.

Следующий пример, к которому мы хотели бы обратиться — это Дания, страна, которая по праву считается наименее коррумпированной страной в Европе.

В Дании уже много десятилетий проводится специальная политика абсолютной нетерпимости к коррупции [3]. Ее суть в том, что, устраиваясь на работу, человек подписывает трудовой договор, где обязуется не принимать и не давать взятки. За малейшее нарушение его увольняют, и он не может обжаловать это решение.

Также в королевстве действует «Торговый совет», куда, столкнувшись с коррупцией на любом уровне, может обратиться любой гражданин. А при датском Агентстве международного развития создана горячая линия, где пострадавший может пожаловаться даже на иностранную компанию. Последствия, бывало, перерастали в международные скандалы.

И вновь главный способ контроля за коррупцией в стране — прозрачные доходы. Всю прибыль и траты крупных компаний и государства можно отследить в режиме реального времени. Дания продолжает бороться с коррупцией и по сей день, хотя ее там уже практически нет. В 2013 г. страна ужесточила ответственность за взяточничество в государственном секторе. Так, уголовное наказание увеличилось вдвое — вместо трех лет коррупционерам теперь дают шесть.

Таким образом, борьба с коррупцией чрезвычайно сложная и многоплановая задача, которая далеко не всегда успешно решается. В связи с этим целесообразно исследовать и применять эффективный опыт Сингапура, Гонконга и других зарубежных стран в сфере борьбы с коррупцией.

Литература:

  1. «Докажи, что живешь на законные». Как Гонконг победил коррупцию. — Текст: электронный // URL: https://pravo.ru/interpravo/news/view/33469/ (дата обращения: 18.01.2024).
  2. Как в Швеции борются с коррупцией. — Текст: электронный // URL: https://ru.sweden.se/ljudi/provesti-chertu-kak-v-shvecii-boryutsya-s-korrupciej/ (дата обращения: 18.01.2024).
  3. Лионов, А. Ю. Антикоррупционная политика Дании / А. Ю. Лионов. — Текст: непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 5–1 (45). — С. 351–354.
  4. Почему Финляндия входит в тройку самых «антикоррупционных» стран? — Текст: электронный // URL: https://pandia.org/text/77/476/10792.php (дата обращения: 18.01.2024).
  5. Чудо Ли Куан Ю, или как Сингапур победил коррупцию и стал финансовым центром Азии. — Текст: электронный // URL: https://bigpicture.ru/chudo-li-kuan-yu-ili-kak-singapur-pobedil-korrupciyu-i-stal-finansovym-centrom-azii/ (дата обращения: 18.01.2024).

Похожие статьи

Североевропейский опыт борьбы с коррупцией

В статье автор рассматривает опыт стран североевропейской модели. Проводится исследования в области мер, которые используют эти страны, а также рассматривается роль гражданского общества в противодействие коррупции.

Противодействие коррупции: анализ положительного опыта зарубежных стран

В статье рассматривается современное зарубежное антикоррупционное законодательство (на примере Великобритании, Нидерландов, Канады, Германии, Австралии, Сингапура, Китая). Автором акцентируется внимание на положительных сторонах зарубежного антикорру...

Институциональная основа противодействия коррупции

Для многих стран мира противодействие коррупции превратилось в институциональное явление, поэтому и Россия на основе изучения успешного опыта зарубежных стран, которым удается минимизировать коррупцию, должна стремиться использовать их опыт.

Еще раз к вопросу об особенностях зарубежного опыта борьбы с коррупцией (на примере Азербайджанской Республики)

Автор рассматривает особенности понимания коррупции и коррупционных преступлений в Азербайджане, анализирует положительные стороны подходов к борьбе с коррупцией в этой республике и предлагает учесть позитивный опыт этой страны и предусмотреть ответс...

Анализ современных методик борьбы с коррупцией и их эффективности

В статье приведено исследование методов борьбы с коррупцией. Был проведен анализ современных источников литературы и всех аспектов коррупции, теории ее возникновения и толкование термина. Для анализа были выбраны страны: Дания, Россия, Китай. Их оцен...

Проблемы контрафактной и контрабандной продукции в Европе

В статье автор выявляет основные тенденции экономической преступности в Европе, проводит анализ активизации теневого сектора алкогольной и табачной продукции в Европейском союзе, определяет эффективность государственных механизмов по предотвращению и...

Особенности антикоррупционной деятельности центральных банков в зарубежных странах

В статье рассматриваются общие и специфические черты антикоррупционной деятельности центральных банков в зарубежных странах, главным образом, Западной Европы (Великобритания, Германия, Франция).

Международный опыт противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты

В статье рассматриваются аспекты противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты в международном срезе. Выявлен основной подход к квалификации преступной деятельности с использованием криптовалюты в зарубежных странах.

Роль банковского сектора в развитии малого и среднего предпринимательства России и Китая

В данной статье анализируется роль банковского сектора в развитии малого и среднего предпринимательства в России и Китае. Выявлены основные проблемы и тенденции в сфере данных отношений. Исследован опыт Китайской народной республики и институциональн...

Феномен коррупции как фактор дестабилизации российского общества. Зарубежный опыт борьбы

В данной статье будет рассмотрен феномен коррупции, как фактор дестабилизации российского общества и национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривается опыт борьбы с коррупцией в Соединенных Штатах Америки. Подводится вывод, о необходимо...

Похожие статьи

Североевропейский опыт борьбы с коррупцией

В статье автор рассматривает опыт стран североевропейской модели. Проводится исследования в области мер, которые используют эти страны, а также рассматривается роль гражданского общества в противодействие коррупции.

Противодействие коррупции: анализ положительного опыта зарубежных стран

В статье рассматривается современное зарубежное антикоррупционное законодательство (на примере Великобритании, Нидерландов, Канады, Германии, Австралии, Сингапура, Китая). Автором акцентируется внимание на положительных сторонах зарубежного антикорру...

Институциональная основа противодействия коррупции

Для многих стран мира противодействие коррупции превратилось в институциональное явление, поэтому и Россия на основе изучения успешного опыта зарубежных стран, которым удается минимизировать коррупцию, должна стремиться использовать их опыт.

Еще раз к вопросу об особенностях зарубежного опыта борьбы с коррупцией (на примере Азербайджанской Республики)

Автор рассматривает особенности понимания коррупции и коррупционных преступлений в Азербайджане, анализирует положительные стороны подходов к борьбе с коррупцией в этой республике и предлагает учесть позитивный опыт этой страны и предусмотреть ответс...

Анализ современных методик борьбы с коррупцией и их эффективности

В статье приведено исследование методов борьбы с коррупцией. Был проведен анализ современных источников литературы и всех аспектов коррупции, теории ее возникновения и толкование термина. Для анализа были выбраны страны: Дания, Россия, Китай. Их оцен...

Проблемы контрафактной и контрабандной продукции в Европе

В статье автор выявляет основные тенденции экономической преступности в Европе, проводит анализ активизации теневого сектора алкогольной и табачной продукции в Европейском союзе, определяет эффективность государственных механизмов по предотвращению и...

Особенности антикоррупционной деятельности центральных банков в зарубежных странах

В статье рассматриваются общие и специфические черты антикоррупционной деятельности центральных банков в зарубежных странах, главным образом, Западной Европы (Великобритания, Германия, Франция).

Международный опыт противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты

В статье рассматриваются аспекты противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты в международном срезе. Выявлен основной подход к квалификации преступной деятельности с использованием криптовалюты в зарубежных странах.

Роль банковского сектора в развитии малого и среднего предпринимательства России и Китая

В данной статье анализируется роль банковского сектора в развитии малого и среднего предпринимательства в России и Китае. Выявлены основные проблемы и тенденции в сфере данных отношений. Исследован опыт Китайской народной республики и институциональн...

Феномен коррупции как фактор дестабилизации российского общества. Зарубежный опыт борьбы

В данной статье будет рассмотрен феномен коррупции, как фактор дестабилизации российского общества и национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривается опыт борьбы с коррупцией в Соединенных Штатах Америки. Подводится вывод, о необходимо...