Пути решения проблем оценки индивидуальных достижений обучающихся в начальных классах по окружающему миру
Автор: Башмакова Светлана Николаевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2024)
Дата публикации: 04.02.2024
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Башмакова, С. Н. Пути решения проблем оценки индивидуальных достижений обучающихся в начальных классах по окружающему миру / С. Н. Башмакова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/509/18350/ (дата обращения: 19.12.2024).
Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский
Огромное социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию у каждого школьника, к его образованию и самообразованию. Поэтому концепция непрерывного образования нацеливает на психологическую и практическую подготовку обучающихся к необходимости постоянно учиться, самостоятельно приобретать новые знания. В этой связи в задачу педагогов входит обучение школьников приёмам, умениям и навыкам индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП НОО по предмету.
Технология опыта
Самостоятельная работа — важный элемент учебно-воспитательной деятельности обучающихся на уроках. Именно поэтому в настоящее время самостоятельной работе уделяется большое внимание. Учителя-методисты постоянно находятся в поиске наиболее эффективных форм организации самостоятельной работы, стремятся к тому, чтобы она способствовала образованию, воспитанию и развитию детей, а также результату индивидуальных достижений обучающихся как на уроке окружающий мир, так на других.
Навыки самостоятельной работы приобретаются обучающимися постепенно. В процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ обучающихся связаны с требованиями учебных программ и осуществляются в основном под руководством учителя. Немалую роль в выработке у обучающихся самостоятельной работы в школах играют учителя начальных классов.
Самостоятельная работа — самый ответственный этап в развитии самостоятельности. Здесь часто возникает вопрос, в каком этапе урока её лучше использовать, какие виды и формы наиболее эффективны будут.
Самостоятельную работу надо применять тогда, когда дети менее всего устают и способны выслушать рекомендации к заданиям, то есть в середине урока.
В зависимости сложности задания определяют время на выполнение для каждого ученика. Далее индивидуально работают с теми, у кого возникают затруднения. По истечении отведённого времени для задания проводится фронтальная проверка.
Возможен и традиционный вид работы для достижения индивидуальных достижений в окружающем мире — индивидуальные карточки, с целью опросить детей по ходу урока. При этом дети выполняют задания на уроке, а потом выставляется оценка за эту работу.
Использование ИКТ также возможна во время урока, но важно помнить о здоровьесберегающих технологиях. Увлекаясь самостоятельной работой с помощью ИКТ, важно помнить об ограниченном времени пользования мультимедийных средствах.
Важно помнить, что самостоятельная работа на уроке окружающий мир возможна только в том случае, если у обучающихся сформированы общие умения, знания и навыки выполнения различных видов заданий для результатов индивидуальных достижений.
Уроки строятся по единому плану, отвечающему развёрнутой структуре учебной деятельности.
Каждый урок включает следующие этапы:
- Мотивация и целеполагание.
- Актуализация знаний и умений.
- Освоение нового содержания и его применение.
- Выводы и обобщения.
- Контроль и оценка достижений.
Очень важно отметить, что уроки по курсу «Окружающий мир» строятся в проблемно-поисковом ключе, что предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Таким образом, детям не даются готовые знания, а организуется целенаправленная деятельность по их добыванию. Не случайно в 1 классе темы всех уроков формулируются в виде проблемных вопросов, ответы на которые дети ищут сами с помощью учителя. Главный проблемный вопрос, соответствующий теме урока, формулируется на этапе мотивации и целеполагания. Как правило, это делается с помощью постоянного персонажа учебника — Муравья Вопросика. Учитель просит детей незамедлительно ответить Муравьишке. Дети выступают с «пробными» ответами, исходя из имеющихся у них знаний. Вот тут-то и выясняется, что знаний недостаточно, а то и вовсе нет. Нужно сначала самим найти ответ на вопрос. Осознание детьми своего незнания позволяет сформулировать учебные задачи урока с помощью текста рубрики «Что узнаем, чему научимся». Это делает учитель, зачитывая детям формулировки учебника. (Постепенно, по мере приобретения детьми соответствующего опыта, можно предлагать им самим формулировать задачи урока, а затем сравнивать предложенные формулировки с теми, которые даны в учебнике.) На последующих этапах урока учителю необходимо акцентировать внимание на том, какую задачу решаем, какую уже решили, а в конце урока вернуться к главному вопросу Муравьишки и снова ответить на него. Теперь, обогатившись новым знанием, дети могут дать правильный и полный ответ. Если обобщение по уроку должно быть шире, чем ответ Муравьишке, учитель предлагает сделать и другие выводы из изученного материала. Ответы детей сравниваются с эталоном, представленным в рубрике «Сделаем вывод» от имени Мудрой Черепахи. Далее проводится работа по контрольным вопросам и заданиям, имеющимся в учебнике, на основании чего даётся общая оценка достижений на уроке. Дети могут положить цветную фишку рядом с тем знаком-смайликом, который соответствует данной оценке. Если дети допустили ошибки или не ответили на вопросы, нужно подумать о причинах неуспеха и ещё раз проработать материал, оказавшийся неусвоенным.
Центральный этап урока — этап освоения и применения нового содержания. Учитель организует и направляет этот процесс. При этом целесообразно придерживаться последовательности заданий учебника и тех форм организации учебной работы, которые определены условными знаками учебника («работаем в паре», «работаем в группе», «работаем со взрослыми»). Информация, которую учитель сам сообщает детям, должна быть минимальной и вводиться, как правило, в тот момент, когда дети готовы к её восприятию и могут использовать её для поиска ответа на вопрос. Поскольку «источником» проблемных вопросов чаще всего оказывается Муравей Вопросик, а эталон, с которым дети сравнивают свои выводы, предоставляет Мудрая Черепаха, движение ребёнка от незнания к знанию поддерживается общей игровой канвой урока, что позволяет наиболее успешно организовывать поисковую деятельность при работе с первоклассниками.
Каждый учитель в своём классе использует свою организацию и проведение самостоятельной работы для результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся. Все эти формы и виды опробованы и доказана эффективность их проведения. Но каждая конкретная форма организации самостоятельной работы наиболее эффективна в том классе, где она разработана и опробована учителем, где она соответствует уровню развития обучающихся.
Cтандартизированное оценивание обеспечивает подход к разным ученикам с “одной меркой”, независимо от их индивидуальных возможностей и потребностей. Формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. “Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали «вкус» к учебе!” (Участник курса)
Опираясь на опыт работы преподавателя гимназии Дмитриеву Е. А. В частности, разработанные критерии оценивания для основной и старшей школы. Проанализировав систему работы и сопоставив критерии оценивания, можно выделить элементы, которые применяются в нынешней практике начальной школы, а именно:
А Знание и понимание: срезовые работы, понятийный диктант, тематический тест
В Исследование и проектирование : мини лабораторные или практические (исследовательские) работы, тематические презентации , учебные проекты
С Обработка и оценка : обучающие практические (исследовательские) работы, практические работы: преобразование текстового материала в таблицы или схему по заданной теме; работа с учебным рисунком , практические работы
D Размышляя о влиянии науки : тематические презентации, доклады
Чаще всего самостоятельная работа проводится в классе при закреплении нового материала для детей высокого уровня, либо при закреплении пройденного материала. А также на обобщающем уроке.
- Самостоятельная работа по окружающему миру для оценки индивидуальных достижений обучающихся проходит по следующим этапам: Подготовка к самостоятельной работе (индивидуальный инструктаж)
- Проведение самостоятельной работы
- Контроль самостоятельной работы
Самостоятельная работа в паре особенно эффективна при контроле самостоятельной работы (на 3 этапе работы), а на обобщающем уроке работа в группе. В связи с этим решаются не только образовательные задачи, но и воспитательные (дружба, взаимовыручка, взаимопомощь).
Эффективность организации индивидуальных достижений обучающихся достигается благодаря правильно организованной и систематической самостоятельной работе. Что формирует у обучающихся навык самостоятельной учебной деятельности, воспитанию организованности, дисциплины, прилежания, положительного отношения к учёбе.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013. с. 3.
- Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014. — 205 с.
- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М. А. Пинская. — М.: Логос, 2010. — 264 с..
- Дмитриева Е. А. «Руководство для учителей по работе в системе критериального оценивания» КМБ модуль «Косинская» ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма» 2014–15г.г.