Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морозова, В. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ) / В. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/510/18368/ (дата обращения: 16.11.2024).



Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство — это такой период в жизни ребёнка, когда он усваивает нормы морали и социальные способы поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, то сталкивается с множеством проблем и трудностей. И мы, взрослые, должны научить наших детей жить так, чтобы они физически чувствовали себя комфортно среди людей, развивались и совершенствовались, смогли понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, за что хвалят, а за что ругают. Книга помогает в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки. Она учит видеть добро и зло, радость и грусть, лень и трудолюбие. В нашем ДОУ проводится огромная целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством чтения художественной литературы и театрализованной деятельности.

Великую роль в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста играют русские народные сказки. В них содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, уважительного отношения к старшим. Дети очень любят сказки и по ходу событий переживают за героев, которые попадают в беду, и радуются за них, когда всё хорошо заканчивается. Учатся осмысливать поведение героев, решать, что хорошо, что плохо. Выбирают для себя пример для подражания. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Воспитатели нашего детского сада используют в своей педагогической практике сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственному воспитанию. Это: «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Как собака друга искала», «Мальчик с пальчик» и многие другие.

Огромное внимание мы уделяем фольклорным произведениям. Это пословицы и поговорки. Они являются богатейшим источником духовно-нравственного развития детей. Пословицы всегда поучительны и воспитывают в детях патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, своей семье. Восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые качества человека. И наоборот, в пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство. В своей работе мы используем самые многочисленные и самые важные тематические группы пословиц: о Родине, о труде, об учении, о знаниях, о семье, о дружбе, о человеке и его качествах.

В работе с детьми мы подбираем такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать. Используем для чтения художественную литературу групповых библиотек, книги районной библиотеки. Так же в методкабинет приобретены сборники книг «Детям о дружбе», «Детям о семье», «Детям о слове», «Детям о труде», «Детям о счастье», «Детям о бабушке», «Детям о папе», «Детям о мечте», «Детям об учении», «Детям о неизвестных героях войны».

Мы воспитываем в детях вежливость, читая русскую народную сказку «Крошечка- Хаврошечка»,украинскую народную сказку «Петушок и два мышонка», сказку В.Одоевского «Мороз Иванович».

Чтобы дети уважали труд, читаем рассказы В.Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», С.Лаврентьева«Умный зяблик» из сборника произведений «Детям о папе», К.Ушинского «Дети в роще»,Б.Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» из сборника «Детям о труде».

Воспитывая в детях доброе отношение друг к другу, читаем рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Косточка», рассказ В.Осеевой «Три товарища», рассказы Е. Вечёрской «Радуга для Никиты», «Дорогу осилит идущий» из сборника произведений о доброте «Детям о слове», «Два путника» А. Параскевича, «Брат и младшая сестра» Э. Шим. В работе также используем сборник произведений, который называется «Детям о дружбе».

Что может быть дороже любви к маме и чувства гордости за своих родителей! С этой целью мы читаем детям рассказы А. Калининой, Е.Ильиной, стихотворения Е.Благининой, произведения С.Лаврентьевой «Моя фея», М.Зощенко «Золотые слова» из сборника «Детям о семье».

Много читаем детям о милосердии, так же используя в работе сборники произведений «Детям о слове», «Детям о бабушке», в которых собраны прекрасные произведения Е.Печёрской «Белые птицы», «Слёзы радости», «Бесценный подарок», А.Соколовского «Бабушкина вешалка», А.Фёдорова-Давыдова «Одиночество».

Воспитываем в детях привычку не брать чужое без разрешения через произведения С.Маршака «Чего боялся Петя», О.Григорьева «Дрожащие стихи» высмеиваем трусость и воспитываем в детях смелость. Через чтение произведений Л.Толстого «Косточка», Н.Носова «Огурцы», С.Михалкова «Находка».

Решая проблему агрессивности, жестокости, эгоизма в детях, используем в своей работе произведения Э. Мошковской «Человек бесчеловечный», Е.Пермяка «Самое страшное», Е.Серова «Нехорошая история», Х. К. Андерсена «Гадкий утёнок», Р.Погодина «Жаба», русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», Е.Пермяка «Сила не право», Л.Толстого «Птичка», В.Осеевой «Печенье».

Читаем произведениях Н.Носова «Карасик», «Фантазёры», В.Осеевой «Почему», В. А. Сухомлинского «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду», чтобы раскрывать тему правды и лжи.

Как интересно после прочтения художественного произведения беседовать с детьми по его содержанию! Ребята раскрывают характеры героев, отмечают положительные, негативные стороны, дают оценку действиям героев. Например, прочитав произведение Н.Носова «Карасик», беседуем о мальчике, который набедокурил, а потом струсил, сказал неправду, и в результате должен пострадать котёнок. Но мальчик любит котёнка, он понимает, что поступил плохо, и хочет исправить свою вину, спасти котёнка от наказания. Стараемся беседу построить так, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершённым им проступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.

Во всех возрастных группах нашего детского сада есть библиотеки, в которых представлены различные литературные произведения, сказки. В подборе книг принимают участие как дети, так и их родители. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книгу, рассмотреть её, почитать.

Большое внимание мы уделяем театрализованной деятельности. Наличие в группах разных видов театра позволяет ребятам обыгрывать любое понравившееся произведение. Чаще это сказки. Использование театрализованного творчества в работе позволяет воспитывать у детей отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширять и углублять знания об окружающем мире. Ведь каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, милосердие, взаимопомощь, смелость и др.).

В организации театрализованной деятельности педагоги нашего детского сада с удовольствием используют «Сценарии сказок для интегрированных занятий с детьми» Е. А. Ульевой. В этом сборнике можно найти сценарии сказок, которые воспитывают детей, прививают нормы поведения, морали, учат строить отношения. Сказка «Яблоки» учит умению делиться и приходить друг другу на помощь. Сказка «Про Алёнку, которая не хотела работать» приучают трудиться. Сказки «Добрые друзья», «Самый маленький гном» воспитывают в детях добро, милосердие. Сказка «Жадная жаба» учит ребят быть щедрыми. Сказка «Как помочь маме» воспитывает в детях заботливое отношение к близким.

Проводя такую работу в детском саду, наши педагоги с каждым годом убеждаются, что ребята становятся добрее, более участливее друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества. И всё это происходит благодаря целенаправленному и системному использованию художественной литературы совместно с театрализованной деятельностью. Обогащается жизненный и нравственный опыт детей, прививается любовь к своей семье, стране, потребность творить доброе и совершенствоваться, что является важнейшим условием для успешного развития России.

Похожие статьи

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Развитие социально-бытового ориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения через опытно-экспериментальную деятельность

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Военно-патриотическое воспитание студентов на основе традиционной воинской культуры (из опыта работы ВПК «Витязь»)

Похожие статьи

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Развитие социально-бытового ориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения через опытно-экспериментальную деятельность

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Военно-патриотическое воспитание студентов на основе традиционной воинской культуры (из опыта работы ВПК «Витязь»)