Готовность современных родителей к озвучиванию запросов к дошкольной образовательной организации и защите интересов ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Данилова, Е. О. Готовность современных родителей к озвучиванию запросов к дошкольной образовательной организации и защите интересов ребенка / Е. О. Данилова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/511/18380/ (дата обращения: 19.12.2024).



Современные родители забегают далеко вперед. Ребенок только родился, а они уже в голове вынашивают план, как и где он будет воспитываться. Нам нравится такой подход!

Первой школой растущего человека является семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складываются, присущи только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения, идеалы, оценки и ценностные ориентиры. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. В образовательных организациях дети получают свои первые знания: приобретают навыки общения с окружающими, учатся организовывать собственную деятельность. Взаимодействие образовательной организации с семьей — это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Семья — уникальная воспитательная среда, детский сад — специфический воспитательный феномен — это равнозначные, взаимодополняющие «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка. Необходимо выстроить диалог ДОУ и семьи, основанной на сотрудничестве, содружества, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чем в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и детского сада. «Воспитание — не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».

Родители всегда вовлечены в образовательный процесс. Это не является особенностью современного образования. Всегда существовали родительские комитеты, Советы родителей, но сегодня эти формы взаимодействия несколько изменены под современные реалии. Для того, чтобы построить доверительные отношения между родителями и образовательной организацией МБДОУ ДСКВ № 18 г. Ейска МО Ейский район организовал семейный клуб «ТРИО»- территория развития образования. Ничего нового, по сути, мы не изобрели. Три стороны образовательного процесса, и каждая участвует на равных. Родителям очень важно участвовать в образовательном процессе. Именно они должны сформировать запрос в учреждение, ведь в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. г. № 273-ФЗ их определяют как «законные представители», а это накладывает определенную ответственность.

На сегодняшний день клуб существует уже четвертый год и стал неотъемлемой частью жизни детского сада, направленный на приобщение семьи к активному участию в образовательном процессе и укреплению связи между всеми участниками образовательной деятельности. Здесь родители могут обсудить разнообразие темы проблем в воспитании ребенка, поделиться опытом и узнать что-то новое, кроме того, проходят совместные мероприятия с детьми, где родитель и ребенок находят общий язык. В рамках клуба мы просим поделиться своими впечатлениями, воспоминаниями о своем детстве. Нам важна мотивация родителей, которые выбрали именно наше учреждение для своего малыша. Тщательное вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант.

Педагоги учреждения почувствовали потребность в духовно-нравственном воспитании детей, «запрос души» родителей, который бы удовлетворял потребности детей и родителей и реализовал бы планы педагогов. Заручившись поддержкой родителей, для нас загорелся зеленый свет!

При реализации данной работы удовлетворяются запросы родителей:

  1. Потребность в рекомендациях по вопросам воспитания детей в семье
  2. Потребность родителей в возрождении семейных традиций
  3. Потребность в крепкой счастливой семье
  4. Потребность в духовно-нравственном воспитании детей

Практически проблем не было, единственное, что на первых порах приходилось доказывать не только родителям, но даже педагогам, что нравственное воспитание невозможно без духовного, что воспитание должно идти на основе традиционных ценностей, присущие русскому народу- православные, духовные, которые легли в основу русской культуры. Именно они в свое время позволили сказать Фёдору Михайловичу Достоевскому, что русский человек, православный- слова синонимы. Первые годы мы посвящали созданию материальной базы, активной методической подготовке педагогов и родителей, разработке авторской программы, которая у нас появилась в 2016 году. Эта авторская программа получила рецензии информационно-методического центра системы образования Ейский район и кафедры развития ребёнка младшего возраста Краснодарского края, рекомендована к использованию в дошкольных образовательных учреждениях г. Ейска и Ейского района. В настоящее время ведется работа по разработке практической тетради по теоретической части программы.

Всем миром собирали православную библиотеку, видео-, аудиотеку. В последующие годы активно пополняли методический кабинет материалами духовно-нравственного содержания. Весь собранный материал нам, конечно, очень помог при проведении этой работы. Выстраивая систему работы по духовно-нравственному воспитанию, мы каждое проводимое мероприятие на протяжении всех этих лет (а это без малого 20 лет) посвящали этому направлению.

Если говорить о системе работы детского сада, то основой её является годовой календарный круг. Это астрономический год (12 месяцев), в котором главным являются православные праздники. Отправной точкой является церковный календарь. Наложив эту специфику на свою работу, мы разработали свой алгоритм и стали его применять. Годовой календарный круг заработал в нашем светском учреждении. Эта модель внедрения интеграции духовно-нравственного компонента в образовательный процесс. Но нам было этого недостаточно! Нам хотелось, чтобы каждый педагог и родитель нашел жемчужину духовной жизни и в повседневной воспитательно-образовательной работе, смог показать ее красоту детям. Каким же мы путем пошли? Мы на базе нашего детского сада открыли стажировочную площадку по духовно-нравственному воспитанию. Все педагоги и родители активно включились в эту деятельность сами. Есть очень хорошая китайская пословица: «Скажи- и я забуду, покажи- и я запомню, вовлеки- и я научусь». Механизм заработал.

В этом учебном году детский сад стал базовым учреждением по распространению своего опыта в режиме работы инновационной площадки с помощью сетевого взаимодействия.

В настоящее время у нас накоплен огромный опыт по духовно-нравственному воспитанию. Появилась искренняя заинтересованность всех участников образовательного процесса, появился результат. Проводимая работа помогла значительно повысить уровень духовной культуры профессиональной компетенции педагогов и родителей в вопросах содержания методики духовно-нравственного воспитания, а главное наше достижение в том, что мы смогли интегрировать духовно-нравственный компонент в ежедневном воспитательно-образовательном процессе, интегрируя духовно-нравственное содержание по образовательным областям ФГОС ДО. Воспитатели и родители в повседневном общении с детьми воспитывают у них уважение к нравственным нормам христианской морали, учат детей различать добро и зло, пресекать безнравственное проявление в стремлениях и действиях ребенка, воспитывают у ребенка любовь к Родине, трудолюбию, послушанию.

В результате проводимой работы изменились ценностные установки многих педагогов и родителей. Мы смогли создать единое педагогическое пространство, позволяющее добиться положительных результатов в воспитании детей. Повысилось качество подготовки детей к школе, повысился уровень нравственного воспитания. Многие дети пошли в храм со своими родителями.

Многолетняя работа по этой теме сформировала острую духовную атмосферу высокого служения, трудолюбия, самопожертвования, любви к детям и эта атмосфера благотворно влияет на душу взрослого.

Такие формы работы, как семейный клуб «ТРИО» помогают создать атмосферу комфортного общения детей, родителей и воспитателей, что позволяет педагогам открыться и показать свое профессиональное мастерство, а родителям и детям наладить взаимоотношения как внутри семьи, так и с окружающими.

Родители однозначно стали участниками образовательных отношений. Они стали не просто помощниками, а коллегами в деле воспитания. Они понимают, что это их дети и только общими усилиями мы можем сделать детей успешными, а самое главное — счастливыми.

Мы, как педагоги, хорошо осознаем, что засеваем только зерна добра, человечности, любви милосердия, а воспитание духовности и нравственности в начальном звене образования носит незавершенный характер, результаты которого лежат за пределами образовательных учреждений и преимущественно в будущем. Надеемся, что результат совместной кропотливой упорной работы будет тогда, когда дошкольники станут самодостаточными личностями, смело войдут в современный мир с достойным внутренним «Я».

Литература:

  1. Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. — Воронеж, 2007. — 111 с.
  2. Драпкин Б. 3 Психотерапия материнской любовью. 232 с. 2004.
  3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005–80 с.
  4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007–128 с.

Похожие статьи

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Готовность педагогов и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения к инклюзивной деятельности

Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации

Похожие статьи

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Готовность педагогов и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения к инклюзивной деятельности

Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации