Музыкально-слушательская культура: понятие, задачи, условия формирования
Автор: Мигурская Полина Евгеньевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2024)
Дата публикации: 19.04.2024
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Мигурская, П. Е. Музыкально-слушательская культура: понятие, задачи, условия формирования / П. Е. Мигурская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18442/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная статья посвящена феномену музыкально-слушательской культуры: рассматриваются его вариативные толкования, задачи и условия эффективного формирования.
Кроме этого, обращается внимание на специфику концепции музыкального воспитания учащихся общеобразовательных школ, созданную Д. Б. Кабалевским, и ориентированную, прежде всего, на воспитание слушателей.
Ключевые слова: музыкально-слушательская культура, учащиеся, Д. Б. Кабалевский, урок музыки.
Музыка играет значимую роль в процессе формированиядуховного склада личности, ее нравственно-эстетической компоненты; она «развивает способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им» [5, с. 5].
Вместе с тем, в области музыкального воспитания учащихся слушательская культура является основополагающей, поскольку способствует становлению музыкальных способностей индивида.
Данный феномен привлек внимание как исследователей минувшего столетия, так и настоящего времени: Б. Л. Яворского, Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевского, А. А. Пиличяускаса, Т. И. Бессоновой, Н. С. Ломакиной и других.
Однако и по сей день, дефиниция рассматриваемого концептапродолжает оставаться дискуссионной. Вариативность подходов к толкованию термина «слушательская культура» представлена в таблице 1.
Таблица 1
Исследователь |
Определение понятия «слушательская культура» |
Компоненты понятия «слушательская культура» |
Д. Б. Кабалевский |
Понимание музыки как отражение действительности в образной форме. |
Жанровая основа, интонация, музыкальный образ, стиль, музыкальная драматургия. |
А. А. Пиличяускас |
Идеально-комплексная модель познания музыки. Её объектом выступают эмоциогенные интонации слушаемого произведения. |
Музыкальный образ; эстетически-нравственный фон; художественный образ. |
Т. И. Бессонова |
Индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему с иерархическим соподчинением элементов структуры. |
Музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память; творческое воображение; чувство целого; эмоциональность. |
Н. С. Ломакина |
Интегративное многоуровневое качество личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности. |
Мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный. |
Помимо прочего, внимание исследователей концентрируется как на определении тех задач , которые актуализируются в процессе становления музыкально-слушательской культуры у обучающихся, так и на выявлении условий, способствующих ее более эффективному формированию. Авторские решения данных вопросов зафиксированы в таблице 2.
Таблица 2
Исследователь |
Задачи формирования слушательской культуры |
Условия формирования слушательской культуры |
Д. Б. Кабалевский |
Научить учащихся понимать взаимосвязи музыки и жизни, музыки с другими видами искусств. |
Музыка становится доступной, если слушатели эмоционально подготовлены к ее восприятию. |
А. А. Пиличяускас |
Помочь учащимся раскрыть художественную ценность и социальную значимость академической музыки. |
Наличие у слушателя соответствующего интонационного словаря, понимаемого как фонд, запас, богатство музыкальных созвучий. |
Т. И. Бессонова |
Способствовать духовному развитию личности. |
Формирование слушательской культуры успешно протекает при приобщении к музыкальному искусству, которое происходит в процессе различных видов музыкальной деятельности. |
Н. С. Ломакина |
Становление таких фундаментальных личностных качеств, как эмоционально-ценностное отношение к искусству и явлениям жизни, умение слушать и понимать других, собственное «видение вещей», радость творческого поиска, оценочность и критичность восприятия культурных феноменов, эстетическая и нравственная диспозиции. |
Включение в содержание музыкального обучения следующих компонентов: знания о значительном духовно-смысловом потенциале музыкального искусства как формы художественного познания жизни и окружающего мира; освоение способов постижения смысла музыкальных произведений; широкое привлечение в качестве художественного материала разнообразных музыкальных примеров ; осуществление комплекса обогащающих друг друга методов; коммуникативных, креативных и эвристических форм; специальных средств обучения. |
Следует обратить внимание на особый вклад в дело становления музыкальногообразования известного музыканта, педагога, композитора, общественного деятеля Д. Б. Кабалевского.
Созданная им концепция музыкального воспитания адресована, прежде всего, общеобразовательной структуре и направлена на включенность «всех детей как слушателей в музыкальную культуру вообще» [2, с. 3] и воздействие таким образом на «весь духовный миручащихся » [2, с. 17].
Помимо этого, отныне меняется и содержание самих уроков музыки: они направлены не просто на музыкальное развитие, но «на более глубокое развитие музыкальной культуры» [2, с. 3], эволюцию личности посредством музыки. Утверждается и иная форма организации урока: беседа о музыке теперь не есть его компонента, но «норма ведения». Значимым становится «осмысленное, выразительное исполнение музыки, а истолкование музыки должно быть приближающим ее к слушателю» [2, с. 27].
Итак, феномен музыкально-слушательской культуры обращает на себя внимание еще исследователей прошлого века, однако и по настоящее время определение его понятия, задач, условий формирования остается дискуссионным вопросом.
Литература:
- Бессонова, Т. И. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента: На примере классической музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. И. Бессонова. — Липецк, 2002. — 23 с.
- Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М.: Советский композитор, 1977. — 252 с.
- Ломакина, Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. С. Ломакина. — Москва, 2006. — 22 с.
- Пиличяускас, А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: науч.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка» / А. А. Пиличяускас; Рец.:Э. Б. Абдуллин, Н. В. Осьмина.–М.: МИРОС, 1992.–40с.
- Сергеева, И. П. Корректировка процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И. П. Сергеева. — Ставрополь, 2004. — 24 с.
Похожие статьи
Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского
В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Технология проектного обучения: история и современность
Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...
История изучения литературной сказки в отечественной школе
В данной статье произведен анализ исторического процесса включения литературной сказки в школьную программу России. Автор рассматривает цензурные препятствия на пути преподавания сказок в XIX и XX веках, а также исследует различные взгляды на ценност...
Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников
В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...
Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...
Сущность эстетического воспитания
В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.
Отправные пункты формирования ресентимента
Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...
Методические основы учебного проектирования и конструирования
В статье раскрываются проблемы проектной и конструкторской деятельности, которые является новыми для современности. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельно...
Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника
В современных условиях развития общества, все меньше и меньше внимание уделяется основополагающим принципам Бытия индивида, на которых зиждется общество как таковое. В этой связи, особенно актуальным представляется обращение последователей к исследов...
Похожие статьи
Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского
В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Технология проектного обучения: история и современность
Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...
История изучения литературной сказки в отечественной школе
В данной статье произведен анализ исторического процесса включения литературной сказки в школьную программу России. Автор рассматривает цензурные препятствия на пути преподавания сказок в XIX и XX веках, а также исследует различные взгляды на ценност...
Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников
В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...
Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...
Сущность эстетического воспитания
В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.
Отправные пункты формирования ресентимента
Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...
Методические основы учебного проектирования и конструирования
В статье раскрываются проблемы проектной и конструкторской деятельности, которые является новыми для современности. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельно...
Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника
В современных условиях развития общества, все меньше и меньше внимание уделяется основополагающим принципам Бытия индивида, на которых зиждется общество как таковое. В этой связи, особенно актуальным представляется обращение последователей к исследов...