Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Серых Татьяна Сергеевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2024)
Дата публикации: 16.04.2024
Статья просмотрена: 35 раз
Библиографическое описание:
Серых, Т. С. Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста / Т. С. Серых. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 95-99. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18451/ (дата обращения: 18.12.2024).
В настоящее время одной из насущных психолого-педагогических проблем является формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Основная цель формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста — сформировать у детей представления об опасных жизненных ситуациях и умения выходить из них. Так как цивилизация достигла таких оборотов и прогресса, что на дорогах огромное количество машин движутся с максимальной скоростью, по тротуарам как «стрелы» пролетают скутеры, опасная бытовая техника, химия, мир в буквальном смысле слова опутал себя в сети проводов и электро-звуковых волн. Все это требует определенных знаний и мер предосторожности с самого раннего возраста, начиная с младенчества ребенку необходимо объяснять, что есть определенные предметы, к которым необходимо относиться с особой осторожностью, предпринимая меры предосторожности, чтобы сохранять свою жизнь и жизнь окружающих людей [2].
Цифровое пространство играет немаловажную роль, так как дети уже с первого года жизни начинают интересоваться планшетами, мобильными телефонами, в то время как для маленького ребенка они не несут должного развивающего эффекта. Информация, получаемая при использовании современных гаджетов, не всегда влияет положительно на развитие ребенка дошкольного возраста, поэтому в настоящее время проблема безопасного поведения дошкольников в цифровом пространстве становится наиболее актуальной.
В современной науке накоплен определённый объём знаний в сфере цифровом безопасности детей: понятие «безопасное поведение в цифровом пространстве» отражено в работах В. Г. Афанасьева, Ю. А. Дмитриев, В. З. Когана, Л. А. Пшеничных, Г. А. Стародубцева, Л. Н. Юрьева; вопросы информационно-цифрового единства образования, науки, культуры встречаются в работах Н. Г. Алексеева, Е. В. Вострецова, Е. А. Горелик и др.
В настоящее время дети старшего дошкольного возраста проводят большое количество время в компьютерных онлайн-играх и социальных сетях, что приводит к негативным последствиям. Детям увлекательнее виртуальный мир, чем реальный, так как телекоммуникационные сети предоставляют им большие возможности для общения, развлечения и т. п. Старшие дошкольники вовлечены в большой и многообразный поток информации, использование которой может отображаться на них как положительно, так и отрицательно [5].
В связи с этим, мы задались целью выявить уровень сформированности безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовали диагностические методики Н. Н. Авдеевой, А. Н. Веракса, Ю. Б. Гиппенрейтер. В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 72 «Мозаика» г. Белгорода. Из них 2 (13,3 %) детей показали высокий уровень сформированности безопасного поведения в цифровом пространстве, 8 (53,3 %) детей средний уровень и низкий уровень показали 5 (33,4 %) детей. Таким образом, мы выявили, что у детей старшей группы преобладает средний уровень сформированности безопасного поведения в цифровом пространстве.
С целью повышения уровня сформированности безопасного поведения в цифровом пространстве у старших дошкольников была разработана программа «Цифровое» поколение». Цель программы: реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
— обогатить развивающую предметно-пространственную среду для формирования безопасного поведения в цифровом пространстве детей старшего дошкольного возраста;познакомить старших дошкольников с основными правилами поведения с цифровыми средствами познания окружающей действительности, дать детям знания об использовании компьютера и планшета;
— побуждать проявлять устойчивый интерес старших дошкольников к правилам безопасного поведения в цифровом пространстве, осторожно и осмотрительно относится к потенциально опасным ситуациям при использовании компьютера и планшета;
— мотивировать родителей на соблюдение детьми правил безопасного поведения в цифровом пространстве в домашних условиях;
— развивать ценностные ориентации и мотивационные установки родителей на взаимодействие с педагогами детского сада по формированию у старших дошкольников безопасного поведения в цифровом пространстве.
На первом этапе реализации программы «Цифровое» поколение» мы уделяли внимание обогащению развивающей предметно-пространственной среды для формирования безопасного поведения в цифровом пространстве детей старшего дошкольного возраста.
Главная задача основного этапа программы: познакомить детей с основными правилами поведения с цифровыми средствами познания окружающей действительности, осторожно и осмотрительно относится к потенциально опасным ситуациям при использовании компьютера и планшета [3].
Основной этап реализовывался через организацию игровых образовательных ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста, которые были распределены по основным разделам «Наши умные помощники», «Компьютер и здоровье», «Дети в Интернете». По данным разделам был разработан перспективный план программы. Были проведены игровые образовательные ситуации «Виртуальное путешествие в мир компьютера», «Внимание! Компьютер — это не игрушка!» и др.
Все образовательные ситуации проходили три основных стадии: — наблюдение — ребенок внимательно наблюдает элементы выполнения безопасных действий с цифровыми средствами обучения; — имитация — ребенок пробует самостоятельно повторить безопасные действия и правила безопасного поведения при использовании цифровых средств обучения; — идентификация — ребенок полностью присваивает себе модель безопасного поведения или действия с цифровыми средствами обучения [4].
Заключительный этап программы, был направлен на результат, который напрямую зависит о родителей воспитанников, поэтому на данном этапе уделяли вниманию обеспечению партнерского взаимодействия педагогов и родителей по формированию безопасного поведения в цифровом пространстве старших дошкольников.
Цель этапа: мотивировать родителей на соблюдение детьми правил безопасного поведения в цифровом пространстве в домашних условиях; развивать ценностные ориентации и мотивационные установки родителей на взаимодействие с педагогами детского сада по формированию у старших дошкольников безопасного поведения в цифровом пространстве.
В программе «Цифровое» поколение» большое внимание уделяется работе с родителями, нами разработан план работы с родителями. Сложилась целостная система работы с родителями по данной проблеме, она включает в себя: просветительскую и профилактическую деятельность, индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей; проведение родительских собраний, круглых столов, и т. д. Реализовывались различные формы работы с родителями: например, общественные родительские лекции «Безопасность в сети Интернет»), родительские собрания «Что мы знаем о детской безопасности в цифровом пространстве», «Какие угрозы безопасности ребенка таятся в цифровом пространстве», круглый стол «Правила безопасного поведения в цифровом пространстве: семейный опыт обучения детей», встречи со специалистами, беседы, семинары.
Таким образом, все разделы программы взаимосвязаны и реализуются постепенно с целью достижения результата: формирование безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Горбунова А. Ю. Роль цифровых технологий в когнитивном развитии дошкольника: постановка проблемы / А. Ю. Горбунова // Наука в мегаполисе. — 2018. — № 2. — С.34–38.
- Литвинова С. Н. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации/ С. Н. Литвинова, Ю. В. Челышева. // Вестник ПСТГУ. — 2021. — № 62.
- Новик Н. Н. Организация цифровой среды в детском саду: учебно-методическое пособие /Н. Н. Новик. — Казань: Казан. ун-т, 2022. — 87с.
- Солдатова Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста /Г. У. Солдатова //Национальный психологический журнал. — 2019. —№ 4. — С. 12–27
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
- Цифровизация современного дошкольного образования: основные подходы, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Липецк: ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. — 247 с.