Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Автор: Соловьева Дарья Андреевна
Рубрика: 25. Физическая культура и спорт
Опубликовано в
LXXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)
Дата публикации: 25.04.2024
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Соловьева, Д. А. Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности / Д. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18479/ (дата обращения: 19.12.2024).
Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Соловьева Дарья Андреевна, студент магистратуры
Московский педагогический государственный университет
Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.
Ключевые слова: ребенок, ряд особенностей, СДВГ, младший школьный возраст, тренировочный процесс детей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из наиболее распространенных проблем современных психологии, педагогики и медицины. По статистическим данным различных исследований на 2021 год в России страдает от СДВГ от 4 % до 18 % детей, эти данные относятся только к официально поставленным диагнозам, предположительно, что детей с СДВГ гораздо больше [1].
Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-V) определяет синдром дефицита внимания и гиперактивности, как синдром, возникающий в детском возрасте и состоящий из трех симптомов: гиперактивности, невнимательности и импульсивности. В отсутствие конкретного биомаркера эта триада является единственным элементом для диагностики СДВГ. Данный синдром начинает проявляться в раннем детстве, влияя на функциональный статус ребенка в школьной и социальной жизни, а также приводя к неадекватному поведению в социальных условиях [2, с. 1–11].
Принято различать три типа СДВГ:
– преимущественно нарушение внимания (невнимательность);
– преимущественно гиперактивность и импульсивность;
– комбинированный тип: невнимательность и гиперактивность [3, с. 107–114].
Проблема СДВГ наиболее ярко прослеживается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особую значимость синдром дефицита внимания и гиперактивности занимает в младшем школьном возрасте, так как в данный период происходит активное обучение ребенка не только в образовательной сфере, но и в различных кружках. Как правило, детей с СДВГ родители отдают в различные спортивные секции, считая, что именно там они выплеснут «всю свою лишнюю энергию». Важно отметить такой момент, что тренировочной процесс детей с данным синдромом не должен быть основан как у других детей, он включает в себя ряд особенностей [4, с. 269].
Так, например, К. В. Комиссаров, И. А. Комиссарова и Е. В. Колтыгина пишут о том, что у детей с СДВГ наиболее часто встречается дисплазия соединительных тканей, на основе чего может наблюдаться повышенная подвижность сегментов шейного отдела позвоночника, которая может привести к головокружениям и общему нарушению кровообращения. При повышенной подвижности сегментов шейного отдела позвоночника запрещаются упражнения с активным участием шейного отдела по типу вращения головой или же кувырков через голову. К. В. Комиссаров, И. А. Комиссарова и Е. В. Колтыгина также отмечают, что детям с СДВГ в первую очередь необходимо создать прочный связочно-мышечный комплекс осевых позвоночных структур, структур таза, а только потом остальной мышечный корсет. В этом могут значительно помочь такие виды восточных единоборств, как кендо, ушу, айкидо и другие. Только после того, как сформировался прочный связочно-мышечный комплекс ребенка можно отдавать в другие спортивные секции, например, плавание или даже танцы, но точно не в обратном порядке [4, с. 271].
Е. Стурова, И. Степанова и др. в свою очередь указывают на то, что тренировочный процесс детей с СДВГ в большей степени должен включать в себя аэробные упражнения, так как данный вид упражнений положительно влияет на эмоциональное и психологическое равновесие ребенка, а также на его интеллектуальные возможности, работоспособность. Также они отмечают, что тренировки должны проходить именно в дневное время, чтобы ребенок не переутомлялся в вечернее время за несколько часов до сна, что может нарушить цикличность сна ребенка с СДВГ [5, с. 54–64].
Ю. В. Бачурина придерживается мнения, что тренировочный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен быть основан на ряде правил:
– отсутствие излишней эмоциональности и в особенности соревновательной деятельности, командных видов спорта;
– отсутствие агрессии и агрессивных видов спорта, по типу боксирования или единоборства;
– увлеченность и проявленный интерес ребенка с СДВГ к занятиям спортом;
– отсутствие сложных правил и инструкций, все должно строится на простоте и понятности;
– включить в занятии физической активности и элементы йоги, техник дыхания, как способа развития связи между мозгом и телом ребенка, а также контроля эмоций;
– занятия должны проводиться в игровой форме и при этом непродолжительное время [6, с. 234–236].
И. Ф. Харина и С. А. Заварухина провели опрос среди практикующих тренеров и пришли к мнению, что тренировочный процесс детей с СДВГ должен основываться на таких особенностях: преобладание аэробных упражнений в первой тренировочной зоне; цикличные виды спорта на начальных этапах занятия спортом; количество занятий в неделю не более трех [7, с. 390–396].
Подводя итоги, можно говорить о том, что тренировочный процесс детей с СДВГ является не простым процессом и в отличие от спортивной подготовки детей в норме, имеет ряд особенностей. Выяснилось, что не все виды спорта подходят для детей с данным синдромом, в большей степени исследователи делают акцент на общем физическом развитии ребенка, без спортивной специализации. Различные исследователи рекомендуют тренировать детей с СДВГ в дневное время, в первой тренировочной зоне, не больше трех раз в неделю, а также в процессе тренировки использовать большое количество аэробных упражнений и элементов йоги, дыхательных практик. Важной особенностью выступает то, что тренировки должны проходить в игровой форме и не должны включать сложные правила, инструкции, чтобы ребенок мог с первого раза понять и включиться в деятельность. Также стоит отметить, что по данной проблеме выявлено достаточно мало работ, что дает основание для реализации практического исследования в данном направлении с целью более глубокого и полноценного изучения особенностей построения тренировочного процесса у детей с СДВГ.
Литература:
- СДВГ — диагноз или миф? Дефектология проф: Московский институт коррекционной педагогики, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sdvg_diagnoz_ili_mif [дата обращения 16.03.2024]
- Silva L., Eleuterio R., Sousa G. et al. Signs and symptoms of Attention Deficit Hyperactivity Disorder and its main comorbidities: A systematic review // International Seven Journal of Health Research. 2023. Vol. 2. P. 1–11.
- Пилина Г. С., Шнайдер Н. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Сибирское медицинское обозрение. 2017. № 1(103). С. 107–114.
- Комиссаров К. В., Комиссарова И. А., Колтыгина Е. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности как мультидисциплинарная проблема, возможности и опыт применения физических упражнений // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4(71). С. 269–271.
- Стурова Е. В., Степанова И. С., Смирнова А. А., Сабонеева С. В. Физическая активность как фактор снижения риска развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. № 3(27). С. 54–64.
- Бачурина Ю. В. Физическое воспитание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогика, психология, общество: актуальные исследования, 2021. — С. 234–236.
- Харина И. Ф., Заварухина С. А. Практико-ориентированный подход выбора вида спорта для лиц с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Сообщение 1. Анализ опроса тренеров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 9(199). С. 390–396.
Ключевые слова
ребёнок, младший школьный возраст, СДВГ, ряд особенностей, тренировочный процесс детейПохожие статьи
Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...
Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения
В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.
Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста
В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Особенности агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью
В статье произведен анализ особенностей агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Похожие статьи
Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...
Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения
В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.
Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста
В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Особенности агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью
В статье произведен анализ особенностей агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.