Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по направлению «Журналистика» как платформа для профессиональной ориентации школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 31.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Хлопова, В. Г. Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по направлению «Журналистика» как платформа для профессиональной ориентации школьников / В. Г. Хлопова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/517/18558/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена вопросу организации всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» по профилю «Журналистика». Автор рассматривает профиль олимпиады как возможность школьников проявить свои навыки, анализирует форматы и содержания заданий.

Ключевые слова: олимпиадное движение школьников, журналистика, навыки и компетенции.

В последние годы наблюдается увеличение числа олимпиад для школьников, проводимых в различных учебных заведениях — начиная от школ и заканчивая вузами и образовательными центрами.

Интеллектуальные состязания являются важной составляющей развитии школьников, помогающие раскрыть свой потенциал и понять, в какой профессиональной сфере в дальнейшем развиваться. Направлениям олимпиад могут совпадать со школьными предметами, а могут соответствовать профессиональным направлениям: например, направление «Механика и математическое моделирование» Олимпиады школьников «Ломоносов» или направление «Медицина» Олимпиады школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Именно профильные направления часто помогают школьникам узнавать больше об интересующих их профессиях и делать выбор высшего учебного заведения, так как в случае получения статуса победителя или призера некоторых олимпиад, абитуриент имеет преференцию в виде получения максимального балла по дополнительному вступительному испытанию или по соответствующему предмету или в виде приема без вступительных испытаний. Одним из таких направлений является «Журналистика» Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба».

В этом контексте детский талант становится ключевым научным, интеллектуальным и творческим ресурсом общества. Различные конкурсы, викторины и олимпиады способствуют выявлению одаренности у детей. Как утверждает К. С. Коломоец, участие школьников в олимпиадах и конкурсах полезно не только для углубления знаний и подготовки ребенка по предметам. В современное время такие состязания готовят школьников к реальной жизни в условиях конкуренции, когда уровень образования становится важным фактором для профессионального и социального продвижения. Следовательно, олимпиады становятся актуальным методом обучения и профориентации. Поэтому имеет смысл изучать различные формы проведения олимпиад разного направления, включая те, которые связаны с журналистским искусством. В данной публикации важным является освещение этой темы в педагогической науке для обеспечения ее актуальности.

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» проводится с 1998 года и входит в перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и в Перечень олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие у школьников и студентов способностей в научной (научно–исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах, утверждаемый Министерством просвещения Российской Федерации. Олимпиада «Высшая проба» по журналистике проводится с 2013 года. С 2015 года она входит в Перечень олимпиад школьников, и ежегодно получает высокие оценки от экспертов Российского совета олимпиад школьников. Это первая в России олимпиада, посвященная исключительно журналистике.

Стоит отметить, что география олимпиады в 2023–2024 учебном году охватывает 88 субъектов России и 33 страны, среди которых Алжирская Народная Демократическая Республика, Болгария, Венгрия, Грузия, Исламская республика Иран, Королевство Норвегия, Малайзия, Республика Филиппины, Социалистическая Республика Вьетнам.

Выполняя олимпиадные задания, участники начинают себя углубленно пробовать в сфере журналистики благодаря составу заданий отборочного и заключительного этапов. Первый этап школьники проходят дистанционно — отвечают на вопросы в тесте, размещенном на платформе олимпиады в сети Интернет. Вопросы составлены с учетом актуальности информационной повестки в стране и мире, затрагивают специализированные журналистские термины и феномены. Школьники, прошедшие отборочный этап, участвуют в заключительном этапе очно, им необходимо выполнить два письменных задания: написать новостную заметку, основываясь на небольшой справке и фотографии события на выбор, и эссе по одной из пяти тем на выбор. Таким образом, участники заключительного этапа могут уже продемонстрировать свои журналистские навыки и компетенции: умение аргументированно излагать свою точку зрения, выстраивать логичное и последовательное изложение, богатство и точность языка, грамотность.

Для того, чтобы участники смогли корректно выполнить задания, организационной комитет публикует на своем сайте методические рекомендации, в которых указаны критерии, по которым происходит оценка работ школьников.

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников «Высшая проба» по журналистике представляет собой отличную возможность для школьников не только проявить свои творческие способности, но и глубже погрузиться в мир профессиональной деятельности журналиста. Эта олимпиада является важной платформой для развития профессиональной ориентации участников, позволяя им познакомиться с основами журналистики, применить свои знания на практике и получить обратную связь от опытных специалистов. Также участие в состязании является тренировкой и soft skills.

Участие в таких мероприятиях не только способствует расширению кругозора школьников и развитию их творческих навыков, но и помогает им более осознанно выбирать свое будущее образование и карьерный путь. Олимпиада по направлению журналистики открывает перед участниками возможность окунуться в атмосферу профессиональной жизни журналиста, понять особенности работы в этой сфере, а также выявить свои сильные стороны и интересы.

Благодаря участию в олимпиаде «Высшая проба» по журналистике школьники могут не только проверить свои знания и умения, но и сделать первый шаг к осознанному выбору будущей профессии. Важно поддерживать и развивать подобные инициативы, поскольку они способствуют не только развитию творческого потенциала участников, но и формированию их профессионального мировоззрения.

Литература:

  1. Кравченко Ю. Д. Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-organizatsii-i-provedeniya-predmetnyh-olimpiad-dlya-shkolnikov-na-primere-olimpiad-po-zhurnalistike (дата обращения: 26.05.2024).
  2. Профиль «Журналистика» Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» URL: https://olymp.hse.ru/mmo/info-journ (дата обращения: 27.05.2024)

Ключевые слова

журналистика, олимпиадное движение школьников, навыки и компетенции

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в формировании математической грамотности и культуры студентов в процессе освоения ими образовательной программы по дисциплине «Математика»

Данная статья посвящена оценке влияния проектной деятельности на формирование математической грамотности и культуры, в частности, проанализированы положительные стороны исследовательской деятельности студентов при изучении математики статья предназна...

Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций

Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного е...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

В статье рассматривается олимпиада как возможность развития и поддержки одаренных подростков. Уточняются понятия «одаренность», «олимпиада». Сформулированы основные критерии, по которым необходимо отбирать задания для школьных олимпиад.

Профориентация младших школьников как основа будущего профессионального самоопределения учащихся

В статье рассматривается роль профессиональной ориентации учащихся начальной школы в профессиональном самоопределении. Выделены и рассмотрены теоретический и практический аспекты профориентации. Представлен вариант организации внеурочной деятельност...

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Технология «Quick Response» как фактор формирования ИКТ-компетентности младших школьников в процессе обучения математике

Актуальность материала, представленного в данной статье продиктована необходимостью обоснования влияния учебных задач ИКТ-направленности на формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Статья посвящена содержанию психолого-педагогического иссл...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в формировании математической грамотности и культуры студентов в процессе освоения ими образовательной программы по дисциплине «Математика»

Данная статья посвящена оценке влияния проектной деятельности на формирование математической грамотности и культуры, в частности, проанализированы положительные стороны исследовательской деятельности студентов при изучении математики статья предназна...

Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций

Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного е...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

В статье рассматривается олимпиада как возможность развития и поддержки одаренных подростков. Уточняются понятия «одаренность», «олимпиада». Сформулированы основные критерии, по которым необходимо отбирать задания для школьных олимпиад.

Профориентация младших школьников как основа будущего профессионального самоопределения учащихся

В статье рассматривается роль профессиональной ориентации учащихся начальной школы в профессиональном самоопределении. Выделены и рассмотрены теоретический и практический аспекты профориентации. Представлен вариант организации внеурочной деятельност...

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Технология «Quick Response» как фактор формирования ИКТ-компетентности младших школьников в процессе обучения математике

Актуальность материала, представленного в данной статье продиктована необходимостью обоснования влияния учебных задач ИКТ-направленности на формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Статья посвящена содержанию психолого-педагогического иссл...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...