Цифровые инструменты — важные помощники в наставнической деятельности педагогических работников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковешникова, Н. Г. Цифровые инструменты — важные помощники в наставнической деятельности педагогических работников / Н. Г. Ковешникова, Н. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 106-110. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18646/ (дата обращения: 16.10.2024).



В своей статье авторы рассматривают цифровые инструменты и сервисы как одних из важных помощников, которые позволяют педагогам разобраться в тех или иных вопросах развития и воспитания дошкольников, при этом преподнося информацию в доступной, интересной форме без привязки ко времени и месту ее получения.

Ключевые слова: наставничество, ресурсы, педагоги, сервисы.

В современном мире от педагога на каждом шагу требуют инноваций и нововведений. Но где же взять инновации, если всё новое давно стало обыденным, а всё классическое давно переименовали в какие-то новшества. Конечно же, идти вперед и немножко позаимствовать идеи из медиа.

Современный педагог — это не только кладезь научных знаний в сфере воспитания и развития ребенка-дошкольника, вооруженный дипломами, курсами и конспектами. Сегодня это педагог, обладающий информационной избирательностью, который преподносит информацию для своей аудитории (детей, родителей, педагогов) в новом формате, с яркой выразительностью.

Инфлюенсер — (от англ. Influence — влияние) пользователь в социальных сетях, имеющий обширную и лояльную аудиторию. Педагог-инфлюенсер — это не только педагог, обладающий обширными знаниями в том или ином виде деятельности, но и человек, желающий распространять свои знания среди других. Любая информация о возрастных особенностях детей, о методиках их развития, обучения, воспитания, важна не только специалистам дошкольного воспитания, она не менее востребована и родителями, и широким сообществом.

Поэтому и важна цифровая среда. Использование сайтов, социальных сетей, блогов, мессенджеров, видеохостингов в корне отличает подход в работе, выводя цифровые формы работы на новый уровень.

Система информационного сопровождения должна представлять собой единое медиапространство, работающее на следующих принципах:

1) актуальности и своевременности материала: информация как ресурс готовится и размещается оперативно и мобильно;

2) ценности и достоверности содержания: компонент, определяющий правильность изложения фактов, привязку информации к существующей региональной и федеральной повестке, использование ссылок на источники;

3) целостности и системности: информация размещается согласно базовым параметрам ресурсов (площадок), на которых публикуется, постоянство в формировании новостного и иного контента;

4) распределении информации: изменение форм, механизмов размещения информации согласно ориентации на целевую аудиторию, формы воздействия на читателя;

5) безопасности и просвещения в реализации контента: защита читательской аудитории от опасного контента и форм его воздействия, просветительская деятельность о безопасном обращении с информацией и существующих социальных явлениях и угрозах.

Педагогу важно понять, с каким ресурсом ему комфортно работать. Это может быть группа в мессенджерах, сообщество в социальных сетях, каналы на видеохостингах, блоги и сайты.

Первое, что нужно сделать педагогу при создании сообщества — это четко сформулировать цель — зачем вы хотите регулярно публиковать контент, что именно вам нужно. Найдите свою цель, и запишите ее.

Контент — это цифровой инструмент для достижения результатов, который принесет пользу, если будет соответствовать определенным критериям. В контенте выделяют обязательные основы — четыре критерия:

1) ценность для аудитории,

2) актуальность,

3) уникальность,

4) легкость восприятия.

Чтобы уникально отличаться от похожих сообществ, важно понять, что нужна команда. Пригласите коллег, которые умеют красиво оформлять материалы, здорово работать с текстом, можно пригласить каких-то узконаправленных экспертов по теме сообщества.

Работа в формате блогинга помогает куратору анализировать затруднения педагогов, и в то же время раскрывать их сильные стороны, определять области, требующие консультаций, тренингов, просмотров вебинаров, что в комплексе помогает повысить уровень педагогических компетенций педагогического состава.

Чтобы не запутаться и не перегрузить свой рабочий день, необходимо четко спланировать свою работу в сообществе. В этом легко может помочь контент-план. Он должен быть визуально удобным именно для вас: в виде таблицы, ментальной карты или списка. Для обеспечения широкого информационного сопровождения рекомендуется разрабатывать медиаплан на полгода / год и своевременно реализовывать его.

В целях формирования единого тематического контента рекомендуется создание специальных рубрик, используя хештеги в качестве инструментов для быстрой навигации по информационному ресурсу.

Хештег (от англ. hash — решетка + tag — метка) — это зарезервированная метка в виде #решетки, которую используют как основной способ поиска в соцсетях по тематическим ключевым словам. Хештег структурирует информацию и помогает пользователям быстро ориентироваться в океане контента.

Одним из удобных сервисов является безопасное облако для хранения файлов и совместной работы с ними. Педагоги часто работают совместно над документами или проектами. При создании совместной папки, если один пользователь помещает / создает в ней документ, он вскоре становится доступен и всем остальным педагогам, имеющим к ней доступ.

Очень удобно, особенно, если интернет слабый или не постоянный. Можно по-разному настроить доступ. Есть вариант просмотр и чтение, есть полный доступ. При полном доступе каждый может вносить изменения и сохранять файл, изменения происходят у всех при наличии интернета. Если его нет в данный момент, то, когда он появится, папки синхронизируются, т. е. содержимое станет одинаковым.

Облачное хранилище позволяет всем участникам виртуального сетевого сообщества:

– бесплатно размещать, хранить, обмениваться необходимыми документами в облачном хранилище;

– корректировать информацию, пополнять собственные папки с файлами;

– работать в любом удобном месте, с любого устройства с выходом в Интернет;

– собирать информацию и транслировать опыт одновременно;

– отслеживать свою профессиональную деятельность в системе.

Как и в любой деятельности, в наставничестве важна обратная связь. Формой обратной связи на сайте является механизм, который осуществляет общение, настраивает диалог между аудиторией сайта и его владельцем, между наставниками и наставляемыми.

Сервис «Формы» — это удобное решение для тех, кто проводит тесты, и голосования, создает опросы. Всего за пару кликов вы можете создать форму с разными условиями появления новых блоков.

Еще один полезный сервис — Календарь.

В нем есть возможность настроить совместный доступ и планировать мероприятия, получать оповещения о предстоящих событиях. Изменения, которые педагог сделает в этом календаре (например, создаст или изменит событие), будут видны всем участникам.

Полный доступ к календарю позволит участникам изменять общие события или создавать новые. Таким образом, возможно пользоваться одним календарем вместе.

Для того, чтобы работать совместно и сам наставник может быть не силен в пользовании новыми формами и сервисами. Помочь в них разобраться может наставляемый — реверсивное наставничество. Это поможет наставляемому самому внести пользу в общее дело, чувствовать себя равноправным участником во взаимодействии.

Цифровые сервисы предоставляют много возможностей для работы и для общения.

Ничего сложного: достал смартфон — задал запрос!

Таким образом, широкая, системная и качественная информационная работа на интернет-ресурсах поможет добиться положительных показателей по реализации модели наставничества, будет опосредованно способствовать повышению уровня профессиональных и личностных компетенций у молодых специалистов и других педагогических работников, как основных целевых групп системы наставничества.

Но важно понимать, что социальные сети интернета — это не только большие возможности, но и большая социальная ответственность!

Литература:

  1. Веракса, Н. Е. Проблема средств в цифровом обучении / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Педагогика. — 2020. — № 4.
  2. Литвинова С. Н. Цифровые инструменты в работе с детьми дошкольного возраста: учебное пособие для вузов / С. Н. Литвинова, Ю. В. Челышева. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.

Похожие статьи

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Цифровые компетенции педагога и важность их развития в условиях современной системы образования

В данной статье автор рассматривает цифровые компетенции педагога и важность их развития в условиях современной системы образования. Педагоги, обладающие этими компетенциями, могут создавать уникальные и эффективные учебные программы и помогать учени...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Интерактивные игровые методы, применяемые в педагогической деятельности

В данной статье рассматриваются различные интегративные игровые методы, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях. Проанализированы и выделены наиболее подходящие игровые методы в работе с дошкольниками, приведены примеры. Показано...

Средства ИТ-технологий для формирования графической грамотности

Раскрываются вопросы об особенностях развития графической грамотности среди студентов технических специальностей посредством использования соответствующих средств обучения и различных приемов в образовательном процессе; роли графической грамотности в...

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

Значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов

В статье рассматривается значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов. Компетентные педагоги помогают таким учащимся выбрать будущую профессию с использованием разных подходов, интересных методов, дейст...

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Похожие статьи

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Цифровые компетенции педагога и важность их развития в условиях современной системы образования

В данной статье автор рассматривает цифровые компетенции педагога и важность их развития в условиях современной системы образования. Педагоги, обладающие этими компетенциями, могут создавать уникальные и эффективные учебные программы и помогать учени...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Интерактивные игровые методы, применяемые в педагогической деятельности

В данной статье рассматриваются различные интегративные игровые методы, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях. Проанализированы и выделены наиболее подходящие игровые методы в работе с дошкольниками, приведены примеры. Показано...

Средства ИТ-технологий для формирования графической грамотности

Раскрываются вопросы об особенностях развития графической грамотности среди студентов технических специальностей посредством использования соответствующих средств обучения и различных приемов в образовательном процессе; роли графической грамотности в...

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

Значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов

В статье рассматривается значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов. Компетентные педагоги помогают таким учащимся выбрать будущую профессию с использованием разных подходов, интересных методов, дейст...

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...