Понятие «культура общения» в психолого-педагогической литературе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Понятие «культура общения» в психолого-педагогической литературе / А. В. Зенова, Н. Н. Репина, Н. А. Ян [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/521/18653/ (дата обращения: 16.11.2024).



Культура общения — это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения — это результат воспитания в самом широком смысле слова.

Культура поведения дошкольника, по мнению С. В. Петериной, представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [9].

В структуру культуры поведения ребенка входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки, культура деятельности и, представляющая для нашей работы интерес, культура общения,

Исследования М. И. Лисиной, С. В. Петериной, Н. И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:

— формирование у детей знаний норм и правил общения;

— умение общаться с окружающими;

— желание ребенка вступать в контакт;

— предупреждает негуманное проявление эмоций [7,9,10].

В современной науке существует несколько теоретических подходов к изучению понятия культуры общения:

— рассматривается место общения в системе конкретно-исторических социальных взаимосвязей.

— изучаются содержание общения, его формы, виды место в деятельности человека;

— широко изучается вопрос культуры межнационального общения;

— проблема педагогического общения рассматривается в рамках педагогической культуры;

— поднимается проблема культуры общения личности в контексте современного общества.

В психологии решение проблемы культуры общения определяет уровень развития общества. Культура общения неразрывно связана с культурой личности, так как именно она определяет духовно-нравственные и ценностные ориентиры личности. В массовом понимании культура общения равняется культуре поведения.

В педагогической науке культура речевого общения представляется как система знаний, умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях общения. Также культура общения в педагогике отождествляется с коммуникативной грамотностью, представляющей собой умение применять правила и нормы общения с конкретной жизненной ситуацией.

Таким образом, культура общения — это умение правильно, соответственно ситуации вести в различных речевых ситуациях. Культура речевого общения закладывается в семье и в образовательных учреждениях.

Нам близко определение М. И. Лисиной, которая в своих трудах представляла общение, как акт взаимодействия двух или более людей, направленный на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [7].

Нас интересует также одна из ключевых составных частей общения -это культура общения, то есть разработанные нормы речевого поведения, система речевых формул. Культура общения — это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения — это результат воспитания в самом широком смысле слова.

Культура общения предполагает соблюдение определенных правил, норм. Выделяют три вида норм общения — этические, коммуникативные и речевые. Это виды норм разного уровня.

Этические нормы — нормы, относящиеся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения, — это доброжелательность, принятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности.

Коммуникативные нормы — нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения.

Речевые нормы–это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

Что такое культура общения детей в понимании взрослых? Мнений множество, но все можно объединить на основе главного: культура общения детей — это построение взаимодействия между ними на основе ценностей, норм и традиций, разделяемых обществом.

В детском саду культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

А. М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

Культура речевого общения имеет свои аспекты, которые помогают раскрыть её сущность, такие как: нормативный аспект; этический аспект; коммуникативный аспект

Центральное место занимает нормативный аспект. Под нормой принято понимать совокупность правильных средств языка, которые выступают в качестве идеальных образцов. Она носит обязательный характер и затрагивает язык всесторонне. Ею предписываются правила, закреплённые системой языка в целом.

Этическая составляющая даёт обоснование слову в морально нравственном разрезе. Речевой этикой устанавливаются правила общения в соответствии с моральными нормами и культурными традициями. К выражению мыслей предписываются такие требования, как ясность, чёткость и понятность.

Паритетность, являясь важнейшим этическим принципом, присутствует на разных стадиях разговора. При этом важное значение отводится взгляду, мимике, жестам и улыбке. Сигналы внимания могут проявляться и через регулятивные реплики. Хороший собеседник может не только поддержать беседу, он способен предложить интересную тему и задать нужную тональность разговора. Он умеет расположить к себе с первых минут общения. Коммуникативный аспект, находясь в тесной связи с функцией языка, накладывает свои требования к качеству речевого взаимодействия.

Высокая культура речи — это совокупность коммуникативных качеств, находящих отражение в сфере общения. Следование языковым нормам является важным моментом, но не достаточным. Нужно уметь находить точные средства для выражения мыслей. При этом они должны быть выразительными, логичными и уместными для эффективного выполнения поставленных задач общения.

Коммуникативная целесообразность — важная теоретическая категория культуры речи. Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Главными нормами культуры речевого общения являются:

— Лексические нормы — правильное словоупотребление, не выходя за рамки литературного языка.

— Грамматические нормы — словообразование, морфология и синтаксис. Они описаны в учебниках и грамматических справочниках;

— Стилистические нормы — предписываются жанровыми законами и вытекают из особенностей функционального стиля. Коммуникативные умения и общение как таковое — многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. В. Коломинский, А. Н. Леонтьев и др.).

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Если у ребенка недостаточно сформированы коммуникативные умения в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы межличностного и внутриличностного характера.

Литература:

1. Андреева, Л. Д. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии [Текст] / Л. Д. Андреева. — М.: Логос, 2020. — 128 с.

2. Бодалев, А. А. Общение и формирование личности. [Текст] / А. А. Бодалев, М. И. Боблеева, Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 2019. — 267с.

3. Клюева, Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. — Ярославль, 2007. — 240 с.

4. Коломинский, Я. Л. Психология общения [Текст] / Я. Л. Коломинский. -М.: Знание, 2021.-96 с.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 2018. — 304 с.

6. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения; [Текст] в 2 т.; ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 2021. -Т.1.-391 с.

7. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] / М. И. Лисина. — СПб, 2019. — 68 с.

8. Маршак, С. Я. О большой литературе для маленьких [Текст] / С. Я. Маршак / Собрание сочинений: в 8 т. — М.: Художественная литература, 2021. — Т. 6. — С. 195–243.

9. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Петерина. М.: Просвещение, 2019.-96 с.

10. Формановская, Н. И. Речевой этикет и вежливость [Текст] /Дошкольное воспитание. — 2020. — № 4. — 128 с.