Методы устранения сценического волнения у музыкантов-исполнителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кудряшова, Е. В. Методы устранения сценического волнения у музыкантов-исполнителей / Е. В. Кудряшова, А. С. Кудряшов, О. С. Хайруллина, Г. А. Кириллова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/521/18660/ (дата обращения: 16.11.2024).



На основе изучения природы сценического волнения музыканта-исполнителя определить главные причины его возникновения и обозначить возможные пути его преодоления

Одной из самых существенных проблем, которые встают перед музыкантами любого уровня — от школьников до зрелых и опытных артистов, — была и остается проблема преодоления волнения во время сценического выступления. Великий педагог и превосходный скрипач Леопольд Ауэр говорил, что крепкая нервная система — необходимое качество для музыканта виртуоза. Главной в психологической подготовке музыкантов-исполнителей является задача избавления от волнения. Нет артиста, который бы ни разу не испытал дискомфорта на сцене от волнения.

Практика показывает, что существующие подходы к решению этой проблемы еще недостаточно разработаны и систематизированы. Особое внимание необходимо обратить на психологические особенности личности музыканта, которые нередко определяют характер и природу сценического волнения. Недостаточно изучены механизмы возникновения сценического волнения, взаимосвязь с общим состоянием исполнителя, причины их нарастания или, наоборот, внезапного исчезновения. Все эти состояния разнообразно и красочно описаны самими исполнителями, однако для того, чтобы преодолеть тревожное состояние, необходимо понимать причины его возникновения.

Волнение согласно определению психологических словарей — это состояние сильной тревоги, душевного беспокойства. Учёным известны различные состояния тревоги и волнения человека. Можно выделить некоторые из них:

  1. Болезни, вызванные разными психическими патологиями (неврозы, фобии и т. п.)
  2. Состояние некоего конфликта (ощущение внешней, внутренней опасности)
  3. Неправильно поставленные, недостижимые требования, цели

Волнение, вызванное исполнительской деятельностью, которая требует большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя. Российский педагог и пианист Самарий Ильич Савшинский говорил: «Не совсем ясно, то ли боязнь забыть порождает волнение, то ли волнение разрушительно действует на память» [1].

Для хорошего выступления на сцене нужно выделить особенности личности исполнителя и постараться психологически подготовить его.

Некоторые полагают, что волнение напрямую зависит от степени готовности программы. Но состояние исполнителя на сцене зависит не только готовности текста. Порой кажется, что исполнитель всё продумал и предусмотрел, проработал всё сочинение в деталях, много и мучительно репетировал, но выйдя на сцену или только подумав об этом, стал скован своими страхами и фобиями. Как итог — неудача во время исполнения, и музыкант ещё больше погружается в свои переживания, углубляя проблему ещё дальше.

Главной в психологической подготовке музыкантов-исполнителей является задача избавления от волнения. Нет артиста, который бы ни разу не испытал дискомфорта на сцене от волнения.

От чего же может зависеть проявление состояния сценического волнения и неадекватного поведения? Отметим два фактора:

– внутренние причины;

– ситуация, в которой поведение развертывается

Поведение людей, как нормальное, так и ненормальное, несет на себе отпечаток семейного окружения, общества и культуры. Тревога, по мысли З. Фрейда, появляется как сигнал о грозящей опасности. Согласно Фрейду, конфликт, вызываемый неосознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами, составляет внутреннюю сторону жизни индивида. Фрейд утверждал, что подобный конфликт впервые возникает в детстве и продолжается в зрелости, когда его влияние на наблюдаемое поведение выражается в развитии болезненных симптомов.

Из всех теорий проистекает один из главных выводов о том, что же такое есть волнение, невроз. Наша жизнь — это язык организма, та сила, которая снабжает энергией все наши действия, составляет их основу.

Неврозом можно считать потерю индивидуумом свободы выбора и неумение выбрать подходящие средства для своих целей, потому что невротик не умеет видеть возможности, перед ним открывающиеся.

Необходимо разобрать те ситуации, при которых он возникает. Почти все музыканты-исполнители сходятся во мнении о том, что основной проблемой возникновения волнения является недоработка исполнителем материала.

Психологи говорят, что на одну минуту выступления требуется пять минут подготовки. Основной метод преодоления — это частые выходы на публику, ведь существует вполне справедливое мнение о том, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением.

Исполнитель должен быть осведомлен о целом ряде приходящих обстоятельств, так или иначе влияющих на исполнение, например, режим дня в день выступления, организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т. д. Практика показывает, что профессиональные артисты со всей серьезностью подходят к изучению совокупностей внешних и внутренних условий, которые могут негативно повлиять на публичные выступления. Такой же подход должен формироваться, соответственно, и в работе с учащимися.

Не нужно скрывать свои эмоции. Лучше всего играть или петь

в классе на том же уровне динамики и с той же физической нагрузкой, которую потребует публичное исполнение. Необходимо заранее готовится к тому накалу эмоций, который предстоит испытать на сцене.

Существует ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления

  1. За несколько дней до выступления музыкант должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.
  2. Во время подготовки к выступлению желательно исполнять концертное произведение в присутствии зрителей (это могут быть близкие люди учащегося или пригласить других преподавателей)
  3. пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;
  4. пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания;
  5. пропевание про себя (мысленно)

Хотелось бы отметить, что о проблеме сценического волнения можно говорить очень много, и никто не сможет дать абсолютно однозначного совета как преодолеть отрицательные эмоции, которые вызывает сценическое волнение. Самое главное для музыканта-исполнителя выбрать подходящие приёмы в соответствии со своей психологической подготовкой. Самое главное разобраться артисту в себе и методом проб и ошибок выбрать нужную методику.

Литература:

  1. С. Савшинский С. Пианист и его работа. — М.: Классика-ХХ1, 2002.– 114.
  2. Фрейд З. Теория и практика психоанализа. — М.:Кредо, 2016.
  3. https://www.psychologos.ru/articles/view/harakteristika-razlichnyh-emociy-e.p.-ilin