Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием игрового набора «Мир головоломок»
Автор: Финогина Ольга Валерьевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)
Дата публикации: 26.10.2024
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Финогина, О. В. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием игрового набора «Мир головоломок» / О. В. Финогина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/523/18690/ (дата обращения: 19.12.2024).
В своей образовательно-игровой деятельности с дошкольниками для раннего интеллектуального развития детей мы используют самые разнообразные средства. И одно из самых эффективных средств являются игры — головоломки. Которые помогают развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение.
К тому же использование игр-головоломок с детьми делает жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс — более эффективным.
Цели и задачи у всех головоломок одинаковые: учить детей обдумывать и планировать свои действия, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического, пространственного мышления.
Головоломок великое множество, но нас привлек набор игр «Мир головоломок» разработанные В. И. Красноуховым. Почему? Во-первых, многообразие головоломок в данном наборе дает основание для классификации по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций.
Во-вторых, данные головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника .
В-третьих, способствуют успешной подготовке детей к школе.
В-четвертых, учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.
Работа с комплектом «Мир головоломок» строится по принципу «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Следование данным принципам формирует у детей уверенность, интерес и веру в собственные возможности, создаются условия для творческого развития личности.
Предлагаем вам ознакомится с набором игр «Мир головоломок»
Плоскостная головоломка «Репка»:
Геометрическая головоломка на плоскости более проста и понятна по сравнению с объёмной, так как выполняется в одной плоскости. Именно с неё начинаем. Ребёнку предлагается рассмотреть схему со сплошной заливкой. Надо отметить, что количество используемых деталей может быть меньше, чем в наборе. Нужно суметь подобрать и правильно расставить элементы головоломки. Предложить подбирать варианты расположения деталей путём наложения на схему.
Плоскостная головоломкам «Слагалица»:
Деятельность с данным видом головоломки заключается в составлении жанровых картинок, фигур по заданным силуэтам, фигур с заданными свойствами. Вначале дети рассматривали набор, называют фигуры, ощупывали, рассматривали. Силуэты на карточках разной степени сложности (обозначены 1,2,3 весёлыми звездочками). А, Б-логические упражнения, более лёгкие для решения, со сплошной заливкой-головоломки. Карточки используются на 3-м и последующих этапах.
Плоскостная головоломка «Складушки»:
Представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесёнными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, окрашенных в три цвета.
Суть игры- расположить фишки, соединяя их так, чтобы в углах составлялись круги в заданном цвете. Игра имеет 3 уровня сложности, отмеченных на карточках звёздочками. В эту игру можно играть одновременно несколькими наборами. Данный набор позволяет вводить в игры соревновательный элемент. Можно соревноваться в скорости выполнения задания, играть в парах или командами.
Игра головоломка «Осенний кубик»:
Представитель самого старейшего и большого класса среди механических головоломок (головоломки на складывание и сборку). Задачей является — собрать объект их составных элементов, чтобы он отвечал некоторым заданным условиям. Так называемые 2 D и 3 D головоломки. В комплект «Осенний кубик» так же входят карточки с заданиями разной степени сложности. А, Б-логические упражнения, более лёгкие для решения, со сплошной заливкой-головоломки. Головоломка обследуется ребёнком совместно со взрослым. Далее, предлагаем ребёнку собрать конструкцию с опорой на схему.
Игра головоломка «Гала-куб»:
Деятельность с данным видом головоломки заключается в составлении конструкций пропедевтически познакомится с симметрией.
Головоломки имеют методическое сопровождение в составе методических рекомендаций «Мир головоломок. Смарт — тренинг для дошкольников» [1,2] и карточек-схем. Карточки-схемы имеют уровень сложности, который необходимо учитывать в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников:
I уровень сложности (Легкий) — 1 звезда.
II уровень сложности (Средний) — 2 звезды.
III уровень сложности (Сложный) — 3 звезды.
Головоломки рекомендуются для игр с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста.
Опыт работы показал, что использование современного игрового набора «Мир головоломок» позволяет добиться положительных результатов в развитии у дошкольников логических операций мышления (анализ, классификация, обобщение, синтез, сравнение), творческих способностей и мелкой моторики рук.
В процессе выполнения заданий, упражнений в развивающих играх головоломках, дети в увлекательной форме получат знания, умения и навык которые способствуют развитию познавательной активности.
Литература:
- Игровой набор «Мир головоломок». Смарт-тренинг для дошкольников /под общ. ред. И. И. Казунина, Е. Ю. Соловьёва. — Самара: ООО «НТЦ», 2021. — 34 с.
- Образовательный модуль «Мир головоломок» Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. И. И Казунина. Электронное издание. — Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021. Электрон. Опт. Диск (СD-ROM) (30,2 Mb). Текст: электронный.